Программа повышение правовой грамотности и электоральной активности
Конкурс среди учителей общеобразовательных учреждений
Ямало-Ненецкого автономного округа на лучшую методическую разработку урока (цикла уроков) или внеклассного мероприятия
по избирательному праву и избирательному процессу
Номинация: «Методическая разработка урока или цикла уроков по избирательному праву и избирательному процессу»
Тема методической разработки: «Программа «Повышение уровня правовой грамотности, политической культуры и электоральной активности будущих избирателей»»
Программа разработана: Гноевой Ларисой Ивановной,
учителем истории и обществознания
МБОУ «СОШ№1» п.Пурпе,
МО п.Пурпе, Пуровский район
п.ПурпеПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы: «Повышение уровня правовой грамотности, политической культуры и электоральной активности будущих избирателей»
Исполнители: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» п.Пурпе Пуровского района
Цели программы:
-формирование правовой грамотности, политической культуры и электоральной активности молодых и будущих избирателей;
Задачи программы:
-создание условий для формирования активной гражданской позиции учащихся – будущих избирателей России;
Срок реализации программы: 2013-2014 учебный год (ежегодно)
Финансовое обеспечение: бюджетные средства МБОУ «СОШ №1» п.Пурпе, привлечение внебюджетых средств.
Ожидаемые результаты:
-формирование активной личности будущего избирателя;
-повышение уровня правовой культуры и политической грамотности учащихся 9-11 классов;
-обеспечение системного подхода в обучении и воспитании будущего избирателя;
Контроль над исполнением Программы: администрация МБОУ «СОШ №1» п.Пурпе.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод. Формирование высокого уровня правовой культуры, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности – основные направления деятельности образовательных учреждений по формированию основ гражданственности, правовой культуры подрастающего поколения - будущих избирателей страны.
Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые, так или иначе, используются во всех областях общественной жизни, возрастает роль закона в обществе.
Знания в области избирательной системы в Российской Федерации, процедура избирательного процесса - от назначения выборов до утверждения итогов голосования, необходимы будущим избирателям, активным гражданам страны. Процесс формирования активности, правовой культуры длительный, имеющий поэтапную реализацию.
Выборы – это всегда борьба за власть. И очень важно, чтобы как можно больше людей понимали сущность этого политического процесса, прежде всего – свое место в нем, и участвовали в выборах сознательно, а не в качестве механизма для голосования.
Основными проблемами среди молодежи в плане гражданской активности остаются: низкий уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм и, как следствие, недостаточно высокий процент явки молодежи на избирательные участки, вовлечение молодежи в организации, которые носят стихийный антиобщественный характер, особенно, в предвыборный период.
По словам Президента Российской Федерации Д.А.Медведева государственная политика ориентируется на исторически сложившиеся нормы морали и общепризнанные нравственные ценности многонационального народа России, направленные на обеспечение правомерного и добропорядочного поведения граждан. Формирование позитивного правового сознания обеспечивается в том числе путём принятия системных мер по противодействию любым формам национального и религиозного экстремизма либо поведения, посягающего на общественную нравственность и правопорядок, гражданский мир и национальное согласие.[1]
Уровень гражданственности неразрывно связан с уровнем патриотизма и характеризует, в – целом, уровень правовой культуры человека. Права и свободы в области избирательного права закреплены в Статье 32 Конституции РФ. Знание основных прав и свобод человека и гражданина неотъемлемая часть правовой культуры.
[1]- Источник: rg.ruНа формирование правовой культуры, позитивного правосознания и поведения, электоральной активности учащихся как будущих избирателей оказывают влияние следующие факторы:
характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;
качественный системный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях, в том числе направленный на закрепление и развитие у учащихся основ правосознания, активной гражданской позиции, электоральной активности с использованием доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность.
деятельность СМИ, направленная на создание и распространение материалов, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина.
Доведение информации до учащихся об избирательном процессе, «о прозрачности выборов» в просветительской работе среди будущих избирателей, о важности участия гражданина, имеющего право голоса, в выборном процессе, убеждение будущего избирателя в необходимости реализации своего конституционного права – голосовать на выборах - это важная задача, стоящая перед коллективом педагогов и образовательным учреждением.
Молодежь, придя на избирательные участки, должна иметь собственный взгляд на события, происходящие в стране, в крае, в своём поселении и районе, должна чувствовать ответственность за свой выбор. Будущий избиратель должен знать, что Выбор своих представителей во власть – это конституционное право каждого гражданина нашей страны, достигшего возраста 18 лет.
Работа по формированию правовой грамотности и электоральной активности должна включать в себя комплекс направлений, мероприятий, которые будут способствовать достижению поставленных перед педагогическим коллективом целей на основе принципов гуманности, демократизма, законности в тесном сотрудничестве с различными институтами гражданского общества.
Направлениями деятельности образовательного учреждения в рамках правового воспитания являются:
разработка программ, методических пособий, включающих правовую тематику;
обучение учащихся старшей школы основам правовой культуры с целью повышения электоральной активности будущих избирателей;
реализация программ правового образования для родителей с целью формирования основ правовой культуры в семье;
повышение уровня юридической грамотности педагогов; (подготовка учителей истории, обществознания и учебного предмета «Право»).
Важнейшим условием реализации программы: «Повышение уровня правовой грамотности, политической культуры и электоральной активности будущих избирателей» в МБОУ «СОШ №1» п.Пурпе является:
комплексный подход к реализации программы;
модернизация учебно-воспитательного процесса с учетом требований и запросов современного гражданского общества;
Программа определяет цели, задачи, и направления формирования правовой культуры и электоральной активности, а также преемственность учебно-воспитательной практики всех структур и объединений МБОУ «СОШ №1» п.Пурпе.
Программа разработана на основе опыта практической работы в МБОУ «СОШ №1» п.Пурпе.
1.СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УАЩИХСЯ ШКОЛЫ СТАРШЕЙ СТУПЕНИ
Низкий уровень позитивной политической активности среди молодежи, нежелание участвовать в политической и социальной жизни, избирательный пессимизм – наиболее остро стоящие проблемы современного российского общества, проявление крайних форм правового нигилизма. В настоящее время процесс снижения активности избирателей, в том числе, и молодежной части электората, на выборах зачастую связывают с понятием «власть». Но именно учащимся старшей школы через 2-3 года предстоит определять судьбу социально-экономического, политического и духовного развития России. Поэтому вопрос о том, с какими ценностями, политическими ориентациями и установками современная российская молодежь придет на смену нынешним политически активным силам, является вопросом поистине государственным, стратегическим и для судьбы самой нынешней российской молодежи, и для судьбы российской демократии. Можно сказать – и будущего России в целом. Основы правовой культуры будущих избирателей формируются в системе. Чем раньше начинается целенаправленный процесс по формированию правовых знаний, гражданской электоральной активности, тем осознаннее происходит политический выбор уже совершеннолетними гражданами страны. Необходимо разработать и реализовать действенные меры, направленные на повышение уровня электоральной активности, чтобы молодежную часть будущего электората превратить в активных избирателей, готовых принимать активное участие в политической жизни страны. Будущие избиратели должны знать, что неучастие в голосовании способствует росту социальной напряженности, которая выливается в антиобщественные поступки, конфликты и акты вандализма. Стратегическое направление правового и политического воспитания состоит в том, чтобы увеличивать число молодежи, знающей и умеющей использовать для достижения своих интересов законные и санкционированные формы борьбы за свои интересы и прежде всего такой институт, как выборы. В общеобразовательных учреждениях, кроме изучения учебного предмета «Право» и «Обществознание», необходимо разработать программы комплексного плана работы по формированию правой культуры, повышению уровня гражданственности и электоральной активности, включив в работу все заинтересованные структуры.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели программы:
формирование основ правовой грамотности, политической культуры и электоральной активности будущих избирателей;
Задачи программы:
создание условий для формирования активной гражданской позиции учащихся – будущих избирателей России;
совершенствование методов учебно-воспитательного процесса, направленных с учетом потребностей личности, общества, государства;
взаимодействие с различными социальными институтами;
обеспечение единства учебно-воспитательного процесса с включением в него взрослого населения (родителей, общественности);
3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УАЩИХСЯ ШКОЛЫ СТАРШЕЙ СТУПЕНИ
Формирование основ правовой культуры и электоральной активности личности на начальных этапах ее становления осуществляется на основе следующих принципов: гуманитарно-пропедевтический, содержательный, интегративный, активности субъекта, региональности и взаимодействия педагогического коллектива образовательного учреждения с родителями воспитанников.
Алгоритм формирования основ правовой культуры на начальных этапах становления личности предполагает несколько этапов:
ознакомление учащихся старшей школы с основами конституционного строя РФ;
формирование знаний о правах и свободах человека и гражданина;
формирование электоральной активности (посредством изучения основных процессов избирательного права).
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ СТАРШЕЙ СТУПЕНИ
Школа является центральным звеном всей системы образования, мировоззренческой базой воспитания и развития детей. Формирование основ правовой грамотности, политической культуры и электоральной активности учащихся старшей школы должно строиться на проведении целого комплекса мероприятий и отражать различные направления совместной деятельности педагогического коллектива, учащихся школы старшей ступени, родительской общественности и социальных институтов.
Направления и условия развития системы работы по формированию правовой грамотности , политической культуры и электоральной активности в МБОУ «СОШ №1» п.Пурпе:
формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс по формированию основ правовой грамотности, знания избирательного права и избирательных процессов;
ориентация учащихся на общечеловеческие права и свободы человека;
воспитание учащихся в духе демократии, свободы;
широкое использование возможностей школьных объединений дополнительного образования;
развитие школьного ученического самоуправления;
создание программ, проведение классных часов, общешкольных мероприятий, факультативных занятий на правовые темы (включая темы по избирательному праву);
взаимодействие с родителями и общественностью, структурными подразделениями п.Пурпе (Собрание депутатов, Управляющий Совет школы, Общешкольный родительский комитет);
обобщение и трансляция передового опыта по реализации программы;
анализ участия в мероприятиях, конкурсах по избирательному праву и избирательному законодательству
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы осуществляется через систему мер нормативно-правового, программно-методического, кадрового обеспечения.
Предусмотрен также механизм управления реализацией Программы, координации деятельности субъектов ее выполнения.
СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ
Нормативно-правовая база, направленная на создание механизма реализации программы по формированию основ правовой грамотности, политической культуры и электоральной активности, должна отражать основные направления государственной стратегии. Нормативно-правовая база должна быть основана на целостности, разнообразии учебно - воспитательного пространства, с учетом включения в данный процесс родительской общественности, различных социальных институтов. Должен быть учтен баланс семейного и общественного воспитания.
Нормативная база включает в себя:
отражение направления по формирования основ правовой культуры в Уставе школы;
создание и реализация планов учебно - воспитательной деятельности школы посредством уроков, внеклассных мероприятий, классных часов, общешкольных мероприятий (включая раздел правового воспитания);
разработка и реализация программы по формированию основ правовой грамотности, политической культуры и электоральной активности будущих избирателей;
разработка и реализация плана месячника по избирательному праву и избирательному законодательству(Парламентская школа);
разработка и реализация планов воспитательной работы классных руководителей (с включением воспитательных мероприятий по формированию правовой грамотности, политической культуры и электоральной активности).
№/№ Мероприятия Сроки исполнения Исполнители
1. Отражение в Уставе МОУ «СОШ №1 п.Пурпе» направления по формированию основ правовой культуры 2012г. Директор школы
2. Создание и реализация учебно - воспитательной системы школы (включая раздел правового воспитания); Сентябрь
2012г. Заместитель директора школы по ВР
Мартынцова И.В.
3. Разработка и реализация программы по формированию основ правовой грамотности, политической культуры и электоральной активности будущих избирателей; апрель 2012 года-
май-2013 года Учитель истории
Гноевая Л.И.
4. Разработка плана месячника по избирательному праву и избирательному законодательству (Парламентская школа) Май 2012 года Учитель истории Гноевая Л.И.
5. Реализация плана месячника по избирательному праву и избирательному законодательству(Парламентская школа) Декабрь 2012г. Учителя истории
Гноевая Л.И.
Тарасова Е.В.
6. Разработка и реализация планов воспитательной работы классных руководителей (с включением воспитательных мероприятий по формированию правовой грамотности, политической культуры и электоральной активности).
Май
2012 г.-
Май 2013 г.
Классные руководители
Заместитель директора по ВР
7. Разработка элективных занятий по формированию основ правовой грамотности, политической культуры, электоральной активности учащихся старшей ступени Апрель
2012 г. Учитель истории
Гноевая Л.И.
8. Разработка рабочих программ по обществознанию Май 2012 г. Учителя истории
5.2. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ
Обеспечение готовности педагогических кадров к процессу воспитания правовых основ, политической культуры, электоральной активности учащихся старшей ступени обучения - один из ключевых вопросов в рамках реализации Программы.
Качество воспитания зависит от компетентности педагогического персонала, уровня профессионализма, результатом которых станут удовлетворение потребностей и решение проблем по формированию вышеизложенных основ. Понимание и осознание педагогами всей важности и значимости данного направления работы позволит в системе подойти к реализации направления по формированию основ правовой грамотности, политической культуры.
№/№ Мероприятия Сроки исполнения Ответственный
1. Осуществление анализа состояния подготовки и переподготовки учителей истории Май
2012 г. Директор школы,
заместитель директора по ОП
Донцова Л.А.
2. Аттестация учителей истории Ежегодно, согласно графику Заместитель директора по ОП, учителя истории
3. Повышение квалификации учителей истории и обществознания 1 раз в 5 пять лет Заместитель директора по ОП
4. Разработка программы Апрель 2012г. Гноевая Л.И.
5. Проведение МО классных руководителей по вопросам правового воспитания Май 2012г. Руководитель МО классных руководителей
6. Подготовка методических материалов по формированию основ правовой грамотности, политической культуры и электоральной активности для публикации в сборниках МБОУ «СОШ №1» п.Пурпе, размещение на сайте школы Май-сентябрь 2012г.,
Декабрь 2012 г.,
Март 2012 г. Педагоги,
заместитель директора по ВР
7. Участие в предметных неделях по истории Февраль 2013г. Заместитель директора по ВР, учителя истории
8. Участие в месячнике по избирательному праву и избирательному законодательству (Парламентская школа) Декабрь 2012 г. Учителя истории, классные руководители
9. Обобщение и представление опыта по формированию основ правовой грамотности, политической культуры и электоральной активности Май 2013г. Директор школы
5.3. НАУЧНОЕ, ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Комплекс исследований по обеспечению Программы предусматривает системный анализ состояния правового воспитания в школе: уровень правовой культуры, анализ информационно-воспитательного пространства школы, системный анализ реальных результатов участия учащихся в конкурсах по избирательному праву и избирательному законодательству. Научное обеспечение Программы в школе осуществляется методической службой школы.
Основными направлениями исследований являются:
анализ состояния проблем правового воспитания учащихся старших классов;
проведение исследований в области правового воспитания (анализ, анкетирование, опрос, тестирование);
разработка и экспертиза педагогических программ;
внедрение инновационных технологий в рамках правового воспитания;
Для повышения качества учебно- воспитательной деятельности в рамках правового воспитания необходима работа по созданию программы воспитания, ее информационного и методического обеспечения.
Основные направления этой работы:
включение в воспитательную систему школы направления правового воспитания по повышению уровня политической культуры и электоральной активности;
повышение квалификации педагогов;
осуществление экспертизы содержания программ, направленных на реализацию задач по правовому воспитанию, повышению уровня политической культуры, электоральной активности;
освещение в периодических изданиях, СМИ опыта реализации программы по правовому воспитанию, повышению уровня политической культуры и электоральной активности;
проведение МО классных руководителей, учителей истории и обществознания, семинаров по вопросам правового воспитания, повышению уровня политической культуры и электоральной активности;
формирование информационно-аналитического банка, банка методических идей, рекомендаций, опыта по правовому воспитанию, повышению уровня политической культуры и электоральной активности учащихся старших классов.
№\№ Мероприятия Сроки исполнения Ответственный за исполнение
1. Подготовка плана проводимых исследований в рамках реализации программы Май 2012 г. Заместитель директора по ВР
2. Социологический анализ, диагностирование воспитательного потенциала с целью повышения эффективности работы по правовому воспитанию, повышению уровня политической культуры, электоральной активности Май 2012г. Заместитель директора по ВР
3. Разработка методологических подходов к реализации программы 2012г. Заместитель директора по НМР, педагоги
4. Реализация Программы по формированию правовой грамотности, политической культуры и электоральной активности Сентябрь 2012-май 2013 гг. Учителя истории, зам. по ВР,
Классные руководители
5. Издание в методическом вестнике рекомендаций, педагогического опыта по реализации программы по правовому воспитанию, повышению уровня политической культуры и электоральной активности 2013г. май Заместитель директора по НМР
6. Проведение МО классных руководителей на тему: «Воспитание: формирование правовой грамотности, политической культуры и электоральной активности как залога гражданской активности будущих избирателей» 2012г. январь Заместитель директора по ВР, классные руководители
7. Проведение конкурса на лучшую разработку мероприятия по избирательному праву и избирательному законодательству 2013г.
апрель Заместитель директора по ВР,
Классные руководители
8. Издание школьного методического сборника «Воспитание: формирование правовой грамотности, Политической культуры и электоральной активности » 2013г. май Заместитель директора по ВР,
редакционная коллегия школы
9. Освещение в СМИ реализации программы В течение года Заместитель по ОП,
Гноевая Л.И.,
Учителя истории
5.4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Эффективная работа по повышению уровня правовой грамотности, правовой культуры, электоральной активности является залогом высокого уровня гражданственности учащихся, как будущих избирателей после окончания школы. Воспитание активных будущих избирателей возможно в системе взаимодействия с общественными организациями поселка, семьями учащихся. Данное направление является одним из условий Программы.
Решению задач укрепления взаимодействия будут способствовать:
активное участие общественных организаций поселка Пурпе в мероприятиях, проводимых в МБОУ «СОШ №1» п. Пурпе, направленных на формирование правовой грамотности, политической культуры, электоральной активности учащихся старших классов (Собрание депутатов п. Пурпе, Глава поселка, СМИ «СЛ» и др.);
активная поддержка творческих и научных достижений учащихся частными структурами; (участие во всероссийских конкурсах «Моя законодательная инициатива», окружной конкурс по избирательному праву и избирательному законодательству, и др.);
совместные мероприятия гражданской направленности (акции, фото- выставки, совместные концерты, приуроченные к датам выборов, в рамках месячника по избирательному праву и избирательному законодательству, и др.);
Встречи с Представителями Собрания депутатов п.Пурпе;
Встречи с Главой п.Пурпе учащихся старших классов
№/№ Мероприятия Сроки исполнения Ответственный за исполнение
1. Заседание дискуссионного клуба по проблемам низкого уровня электоральной активности молодежи октябрь 2012г. Директор школы,
казачье общество поселка, СМИ «СЛ», представители Собрания депутатов п.Пурпе2. Разработка Положения о «Совете старшеклассников», «Об Учредительном Совете школы» (включая представителей общественности, родителей, учащихся, педагогов) Май 2012г. Директор школы
3. Заключение договоров о сотрудничестве с учреждениями поселка (ДДТ, ДК, СМИ) август 2012г. Директор школы,
Руководители учреждений
4. Подготовка совместного плана с Представительным органом (Собранием депутатов п.Пурпе) по работе с учащимися старших классов по формированию правовой грамотности, политической культуры и электоральной активности сентябрь 2012г. Директор школы
Председатель Собрания депутатов
5. Встреча с представителями Собрания депутатов п.Пурпе 2012г. ноябрь Директор школы,
Депутаты Собрания депутатов п.Пурпе
6. Проведение общешкольных, классных мероприятий по формированию правовой грамотности, политической культуры и электоральной активности с привлечение представителей общественности (месячник по избирательному праву, неделя истории, декада по правовому воспитанию) Декабрь 2012г.
Февраль 2013г.
Педагогический и ученический коллективы школы,
Глава МО п.Пурпе,
Представители Собрания депутатов МО п.Пурпе7. Классные часы на тему: формирование гражданской активности В течение года Классные руководители
8. Проведение родительских собраний на тему: «Формирование гражданской активности учащихся» Апрель 2013г. Заместитель директора школы по ВР, родительская общественность
9. Проведение мероприятий с семьями по формированию правовых знаний (совместные классные часы по избирательному праву и избирательному законодательству, участие в выборах родительской общественности, органов ученического самоуправления) Февраль
2012 год Заместитель директора школы по ВР, родительская общественность.
10. Организация в ТРК «Луч» цикла передач по теме: «Правовое воспитание в школе» Сентябрь 2012г.-
Май 2013г. ТРК «ЛУЧ»,
Газета «Северный луч»
5.5 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ШКОЛЫ
№\№ Мероприятия Сроки исполнения Ответственный за исполнение
1. Организация учебной деятельности (уроки истории, обществознания, предмета «Право») Сентябрь 2012 г.
(Согласно учебным планам). Учителя истории:
Гноевая Л.И.
Брикова Г.А.
Тюрин Е.Н.
2. Организация и проведение правовой декады ноябрь Учителя истории,
классные руководители
3. Организация и проведение месячника по избирательному праву и избирательному законодательству Декабрь 2012г. Гноевая Л.И.,
Учителя истории
4. Организация и проведение недели истории Февраль 2013 Гноевая Л.И..
Учителя истории
5. Деятельность объединения дополнительного образования «Активисты школьного музея»
-Организация и проведение
Выставки «Из истории выборов на ЯМАЛЕ»
Март 2013г. Давыдова Е.В.-
руководитель музея
6. Проведение выборов совета министров и совета старшеклассников Май 2013г. Заместитель по ОП,
Педагоги-организаторы
7. Проведение встречи с Главой МО п.ПурпеДекабрь 2012г. Совет старшеклассников, активисты
8. Проведение факультативных занятий «Правовой курьер» Ежемесячно, согласно расписанию факультативного занятия Гноевая Л.И.
9. Участие в окружном конкурсе по избирательному праву и избирательному законодательству Согласно плану окружной избирательной комиссии Гноевая Л.И., учителя истории
6. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Результативность и эффективность программы измеряется результатами учащихся в рамках правого воспитания:
повышение уровня гражданской активности учащихся (участие и победы в конкурсах по избирательному праву и избирательному законодательству поселкового, районного, окружного и всероссийского уровней);
создание эффективной модели воспитательной работы по направлению формирования правовой грамотности, политической культуры, электоральной активности (эффективная деятельность школьного самоуправления);
включение в единую поселковую воспитательную систему по формированию правовых основ учащихся (совместные мероприятия с ДК «Строитель», ДК «Газовик», ДДТ по проведению мероприятий правовой направленности)
Систематическое проведение школьных традиционных мероприятий правовой направленности (неделя истории, правовая декада, месячник по избирательному праву и избирательному законодательству);
№\№ Мероприятия Сроки исполнения Ответственный за исполнение
1. Победы в конкурсах поселкового, районного, окружного уровней 2012-2013 год. коллектив МБОУ «СОШ №1 п.Пурпе»
2. Проведение мероприятия «Выборы школьного самоуправления» (кабинета министров, председателя совета старшеклассников) Май 2012г.
Зам. директора по ВР
И.В.Мартынцова3. Участие и победы в окружном конкурсе по избирательному праву и избирательному законодательству 2012г.
2013 г. Педагоги-организаторы
Гноевая Л.И.,
Учителя истории
4. Эффективная деятельность школьного самоуправления 2012г.
2013г.
Зам директора по ВР
И.В.Мартынцова,
педагоги-организаторы
5. Проведение систематических традиционных мероприятий
«Правовая декада», «Неделя истории», «Месячник по избирательному праву и избирательному законодательству» 2012-2013 уч.годКоллектив школы
7. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Координация и контроль за выполнением Программы «Повышение уровня правовой грамотности, политической культуры и электоральной активности будущих избирателей» в МБОУ «СОШ №1» п.Пурпе возлагается на администрацию школы, Совет школы, заместителя директора по воспитательной работе:
организация мониторинга Программы;
уточнение плана действий по реализации Программы на четверть;
взаимодействие заинтересованных организаций и школы;
контроль выполнения Программы.
В конце года выполняется анализ проведенной работы, выполняется планирование работы на следующий учебный год.
Учет оценки рисков осуществляется ежегодно на основе проведения мониторинга эффективности программы (опроса общественного мнения, проведение социологических опросов).
Предполагаемые риски:
Вид риска Затруднения Решение
Занятость родителей (нежелание принимать участие) Проведение общешкольных совместных с родителями мероприятий по формированию правовой грамотности, политической культуры, электоральной активности учащихся старшей школы Посредством СМИ
проводить рекламу о проводимых школьных мероприятиях;
Посредством участия членов Совета школы в мероприятиях вовлекать родителей.
Правовой нигилизм Отрицание проводимых мероприятий Разнообразить формы проведения мероприятий;
Посредством совета старшеклассников способствовать вовлечению большего числа старшеклассников в мероприятия правовой направленности
Путем отслеживания промежуточных и конечных результатов участия и побед учащихся в мероприятиях по избирательному праву и избирательному законодательству различного уровня, результатов повышения уровня гражданской активности учащихся и родителей (анкетирование, анализ) проверяется реализация программы.
Программа реализуется за счет текущего финансирования, внебюджетных средств.
Список используемой литературы
1. Конституция РФ, 1993.
2. Самыгин П. С. Правовая культура молодежи в контексте модернизации правовой системы России (по материалам социологических опросов молодежи)/П.С Самыгин// с. 209 – 213.
3. Михайлова О.А, Ганичкина М.П Участие молодежи в выборах по – молодежному/Михайлова О.А// Журнал о выборах. – 2002.— №4. – С.35 – 36.
4. Ромашов Р. А. Правовая культура молодежи и правовой нигилизм в молодежной среде/ Ромашов Р.А// История государства и права. – 2006.— № 2.- С.2 – 8.
5. Галушко В. Ф. Базовые комиссии и правовое воспитание молодежи/В.Ф Галушко// Журнал о выборах. – 2006.— №1. – С.26 – 28.
6. Ивойлов И. В. Управление правовой социализацией молодежи/И.В Ивойлов// Право и образование. – 2003.— №5. – С.113 – 123.
7. Интернет-сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). //www.wciom.ru