Методическая разработка по элективному курсу Практическое право Правовой анализ литературно-фольклорного произведения


Методическая разработка
по элективному курсу «Практическое право»
«Правовой анализ литературно-фольклорного произведения».
С использованием следующих технологий обучения:
технология проблемного обучения
технология развития  критического мышления
творческая самостоятельная работа учащихся
учитель истории МБОУ СОШ №108
Безпояско С.В.
Урок по элективному курсу «Практическое право»
11 класс социально-правовой профиль
ТЕМА УРОКА: ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНО-ФОЛЬКЛОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Цели урока:
Развитие правовой культуры школьников на основе освоения ими основных правовых норм;
Обучение учащихся поиску необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем;
Воспитание уважения к праву и закону;
Воспитание в духе демократических ценностей, определяющих гражданское самосознание и правовое поведение личности; 
Воспитание ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе. 
Задачи урока: 
Ознакомление учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни; Развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни; 
Освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав; 
Развитие умения анализировать житейские ситуации с юридической точки зрения.
Тип урока: проблемно-исследовательский.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Технологии обучения:
технология проблемного обучения
технология развития  критического мышления
творческая самостоятельная работа учащихся
задания, направленные на подбор и обобщение информации,
Подготовительная стадия: учащимся даются индивидуальные задания. Каждый должен самостоятельно проанализировать на предмет правонарушений конкретное литературное произведение, в данном случае это сказки и басни. На примере анализа одной из русских народных сказок показать, как должен выглядеть результат такого анализа.
Ход урока.
Организационный момент (1 минута).
Вступительное слово учителя.(1 минута).
Нет ничего серьезнее сказки. Именно через сказку ребенок узнает мир, в который он пришел. И как-то, говоря о роли сказки в первичной социализации, мы с вами случайно узнали, что в Китае одно время была запрещена «Алиса в Стране чудес». А потом выяснилось вот что… Виолетта, расскажи нам, что происходит у нас со сказками.
3. Доклад «Сказочно глупые запреты».
В 1931-м году генерал Хэ Цзянь запретил детскую книгу «Алиса в стране чудес» в китайской провинции Хунань. Причиной запрета стало то, что животные-герои сказки были говорящими. «Это недопустимо — внушать детям мысль о том, что у животных такой же интеллектуальный уровень, как у людей!» — заявил возмущённый генерал. К счастью, этот глупейший запрет в настоящее время снят.
Но современное законодательство превзошло в глупости китайского генерала. По новому законодательству всеми нами любимые добрые сказки запрещены к прочтению детям, не достигшим 12 лет. Раньше эти произведения учили нас доброте, а сейчас в них разглядели насилие и жестокость.
НАПРИМЕР, ДЕТЯМ ДО 12 ЛЕТ ЗАПРЕЩЕНО ЧИТАТЬ:
«Волк и семеро козлят». Описание смерти волка признано сценой жестокости.. «Гуси-лебеди» содержат описание похищения детей гусями. По мнению законодателя, информация содержит эпизодические изображение жестокости и (или) насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию. Разрешено читать эти сказки только с 12 лет.
«Марья Моревна». Насильственное удержание Марьи Кощеем. Эта информация содержит эпизодическое изображение насилия без натуралистического показа процесса нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к насилию. По тем же причинам до 12 лет нельзя читать «Дюймовочку» Г.-Х. Андерсена. Насильственное удержание Дюймовочки мышкой, принуждение к вступлению в брак –слишком ужасные сцены! «Царевна-лягушка» запрещена, поскольку описывается насильственное удержание Василисы Кощеем. Запрещена и «Снежная королева» Г.-Х. Андерсена –из-за насильственного удержания Снежной королевой Кая. Даже безобиднейшая «Маша и медведь» содержит описание насильственного удержания Маши медведем. Разрешено читать эти сказки только с 12 лет.
«Морозко» хуже фильма ужасов: насилие над младшей дочкой, сцены замораживания девушки в морозную погоду.
«По щучьему веленью» вообще верх безнравственности. Совершение Емелей антиобщественных поступков не осуждается! Информация содержит не побуждающие к совершению антиобщественных действий эпизодические изображение или описание этих действий при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим. Не выполняется условие осуждения - Емеля представлен как полностью положительный персонаж…
Даже «Сказка о царе Салтане...» А. С. Пушкина не прошла мимо внимания цензуры. Здесь причина запрета— насильственное заточение царицы и Гвидона в бочку.
«Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша...» А. Гайдара. Сцены насилия над Мальчишом-Кибальчишом, и описание его убийства.
Мы все плакали от умиления, читая «Цветик-семицветик» В. П. Катаева. Но до 12 лет нельзя читать описание мальчика Вити, который не может ходить. Это информация, содержащая кратковременные и ненатуралистические описания заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) или их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства. Не выполняется условие «за исключением тяжелых заболеваний», ведь мальчик Витя не может ходить…
А ВОТ СКАЗКИ, КОТОРЫЕ ЗАПРЕЩЕНЫ К ПРОЧТЕНИЮ ДЕТЯМ ВСЕХ ВОЗРАСТОВ:
«Карлсон, который живёт на крыше» Астрид Линдгрен целиком. Ст. 5, п.2.4. Информация, отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям.
«Расмус Бродяга» Астрид Линдгрен целиком. «Рони, дочь разбойника» Астрид Линдгрен целиком. «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» Марк Твен целиком. Ст. 5, п.2.2. они содержат информацию, способную вызвать у детей желание заниматься бродяжничеством.
Запрещены до 16 лет сказки Пушкина. «Сказка о золотом петушке». Сцена убийства Додона петушком! «Сказка о попе и о работнике его Балде». Сцена убийства попа Балдой! Это изображение или описание насилия без натуралистического показа процесса лишения жизни при условии, что выражается сострадание к жертве. Не выполняется условие выражения сострадания к жертве!
Воистину, прав был генерал Цзянь: не у всех людей интеллект хотя бы как у животных…
Комментарий учителя:
После этого нам стало интересно: а какие сказки слушали в детстве эти юристы, что запретили даже сказки Пушкина? И какие сказки они будут рассказывать своим внукам? Вряд ли придумают новые—скорее, по-своему расскажут старые. Так родился наш проект «Сказки дедушки юриста». Правда, не мы одни любим пересказывать старые сказки на новый лад. Ангелина, прошу тебя!
1. Ангелина читает сказку из интернета.
На распутье трёх дорогБыл построен теремок.Разнеслась молва по мируПро элитные квартиры.Первой Мышка прибежала,Поглядела и сказала:- Да, квартирки просто класс!Мне оформите сейчас. Прискакала и Лягушка,Так, обычная квакушка:- Ква-ква-квасненькая хата!Жаль, что денег маловато.Ничего, возьму кредит. –А молва гудом гудит!Рано утром, на рассвете,Прилетел горластый Петя:-Мне получше и повыше.Я люблю под самой крышей.Кукареку! Ко-ко-кок,И чтоб окна на восток! Тук, тук, тук! Да, тук, тук, тук! Раздаётся громкий стук:- Вас приветствую, соседи!Завтра мы к вам переедем.Заяц я, а вот зайчиха.Мы с ней танцы пляшем лихо. Подъезжает «лимузин»,Вышел Волк, да не один -Дверь в машине открываетИ Лисичку выпускает:- Будешь жить в моей квартире,Терем  лучший в этом мире!- Я, ребята, серый Волк!Не возьму никак я в толк –От чего такие цены?Да, квартиры здесь отменны!Теремок наш очень славный,И жильцы в нём так забавны!             *   *   *Так проходит месяц, год.Хорошо живёт народ.Танцы, музыка, веселье,Отмечают новоселья.Но пришёл начальник МишкаС красной папочкой под мышкой.- Это что за ерунда?Где хозяин? Подь сюда!Я твой терем не приемлю!Где докУменты на землю?Разрешенье на постройку?Все, плати, брат, неустойку!Где Горгаз,  Водоканал?Ты со мной согласовал !!?Ничего не принимаю!Где вам жить? А я не знаю!Нету подписи СанПиНа.Всё! Немедленно машину! –Экскаватор пригласил…А народ заголосил!!!Без жилья остались звери.В эту сказку я поверил.Есть ещё в стране медведи,От которых крыша «едет».
Комментарий учителя: А теперь мы прослушаем черновые варианты юридических сказок и наметим пути их доведения до юридически безупречного уровня.
5. Далее ученики читают свои сказки. Чтение каждой сказки—1-3 минуты, обсуждение—1 минута.
А) Сначала давайте послушаем всеми любимую Курочку-Рябу. Чему нас учили наши бабушки? Следует ли пожалеть деда и бабу?
Б) А как расскажет своему внуку сказку про теремок дедушка-прокурор?
В) Кот в сапогах—целый букет преступлений, убедитесь сами!
Г) Не лучше Кота поступает Коза.
Д) Возмутительно, просто по-свински ведут себя поросята.
6. Заключительное слово учителя: Мы показали вам только первые юридические сказки. Работа над проектом продолжается, в наших планах Антология юридических сказок. И не только сказок! Есть ведь еще и басни, и детские песни, и считалки—непочатый край работы для юристов-суперморалистов. Запрещать так запрещать! К фестивалю проектов мы надеемся создать полноценный фундаментальный труд «Сказки дедушки юриста».
7.Приложение: «Сказки дедушки юриста» (подборка самостоятельных работ учеников 11 класса).