Игровая деятельность как организация воспитательных и досуговых занятий во внеурочное время


Слайд 1. Тема: «Игровая деятельность как организация воспитательныхи досуговых занятий во внеурочное время»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию доклад на тему: «Игровая деятельность как организация воспитательных и досуговых занятий во внеурочное время».
Слайд 2. Свое выступление мне хотелось начать бы с высказывания Станислава Теофиловича Шацкого (русского и советского педагога): «Игра ребенка — это жизненная лаборатория…».
Почему я выбрала эту тему? Ее актуальность заключается в том, что сложнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения и раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Эта проблема не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время.
От того, как организована жизнь и деятельность ребенка во внеурочное время, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.
Изучению детской игры посвятили свои исследования многие ученые. Авторы единодушны в том, что игра - это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям.
Слайд 3. Цель работы: выявить воспитательное влияние игр на учащихся во внеурочное время.
Задачи:
развлекательная: развлечь, доставить удовольствие, воодушевить учащихся, пробудить интерес к знаниям;
коммуникативная: освоение диалектики общения;
терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых социокультурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Слайд 4. Работа над этой темой предполагается на период 2013-2015гг.
1этап – начальный (ноябрь 2013г. - декабрь 2013г.). На начальном этапе выявлена проблема. Некоторые дети в группе 7а(сейчас 8а) замкнуты (Бухтин Вася), а есть и явные лидеры (Майоров Саша, Бокова Юля). Возникла необходимость сплотить коллектив с помощью совместной игровой деятельности. Такая же проблема выявлена и в этом учебном году в 7а классе. Замкнутые ребята (Дюмин Леонид, Рослов Сергей), лидер (Сахапов Эльдар). Включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Произведен подбор материала по данной теме с учетом возрастных особенностей учащихся.
2 этап – основной (январь 2014г. – по настоящее время). Произведен подбор тематических игр и форм их проведения. Проходит их апробация игровых технологий, проверка их на практике.
3 этап – заключительный (май 2015г.). Будет проведен анализ эффективности мероприятий, проведенных за исследуемый период.
Слайд 5. В ходе работы создана «игротека настольных игр», с помощью которых проводилась подготовка к познавательно-интеллектуальным играм, и с которой мне хотелось бы вас познакомить. Игротека позволяет наиболее эффективно организовать игровую деятельность детей во второй половине дня. В течение прошлого и этого года мною активно использовались следующие настольные игры:
Слайд 6-7-8. Игры на логику и внимание «Домино», «Шашки», «Мафия».
Слайд 9-12. Игра на внимание, логику, быстроту реакции, «Доббль».
Слайд 13-14. Игра «Алиас» или «Скажи иначе» развивает мышление, память, речь.
Слайд 15-16. Игра «Бинго» или «Русское лото».
Слайд 17. Игра на развитие памяти, знание русского языка, логики «Эрудит».
Слайд 18. Решение «Кроссвордов» и «Судоку».
Слайд 19. Свое внимание над темой я обратила на интеллектуально-познавательные игры и игры на свежем воздухе.
К интеллектуально-познавательным играм относятся: игры-конкурсы, игры-путешествия, игры-викторины («Самый умный», «Колесо фортуны», «Слабое звено», «Своя игра», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Разнобой», «О, счастливчик!», «Кто хочет получить приз», «Это мы не проходили» и др.На первый взгляд кажется, что участие в них не составляет трудностей для ребенка. На самом деле дети напрягают весь свой ум, силу чтобы решить задачу, причем справляются далеко не все. Поэтому особенно важно подходить к ним очень индивидуально, учитывать уровень развития ребенка; следует разнообразить игры по степени сложности, чтобы каждый воспитанник чувствовал свою значимость и мог проявить свой интеллект.
Результатом работы стали следующие мероприятия:
Интеллектуальная игра «Слабое звено» для учащихся 5 - 7 классов (21.04.2014).;
Игра-викторина «Что вы знаете об истории создания книги?» для учащихся 5 – 7 классов (29.10.2014).
Слайд 20-22. Интеллектуальная игра «Слабое звено» была проведена 21.04.2014 году совместно с Сидюшкиной Галиной Лазаревной. Игра имела успех у учащихся. В ходе игры проявилась сплоченность 7а класса, участвовали все желающие. Приятно удивило, что участвовал и Бухтин Вася. Ребята 7а класса сначала не сговариваясь коллективно убрали сильного лидера Сахапова Эльдара, а потом уж спокойно продолжали игру каждый за себя. В 6а такой сплоченности не было. Победил в игре Дюмин Леонид. Думаю победой послужила его целеустремленность к победе и дружелюбность к другим участникам.

Слайд 23-25. Викторина «Что вы знаете об истории создания книги?» была проведена 29.10.2014 года совместно с Федосеевой Ириной Николаевной и Родионовой Еленой Николаевной. Викторина дала возможность проявить учащимся свои знания.
Интеллектуально-познавательные игры активизируют, заинтересовывают детей. Отработка умения решать задачи идет в живой, увлекательной, захватывающей, интересной для них форме. Интерес к работе над сложными задачами делает школьников по-настоящему творческими личностями, дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий и облегчает усвоение трудного материала.
Момент соревнования позволяет ученику оценить свои возможности, а в случае победы — утвердиться в глазах сверстников. Командное участие в игре обеспечивает развитие у детей коллективной мыслительной деятельности, совместного поиска решения проблемы.
Слайд 26. Отдельно выделены в блоке подвижные игры на свежем воздухе. Подвижные игры - не только форма активного отдыха детей, но и средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни, поскольку одной из целей на прогулке является удовлетворение двигательной потребности воспитанников.
Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Следствием этого является ограничение возможностей передвижения, что влечет за собой нарушения функций дыхания и кровообращения, быструю утомляемость, ослабление мышечной системы и т.д.
Игры (подвижные и малоподвижные) являются самой приемлемой формой занятий физическими упражнениями с этой категорией детей. Бесконечное разнообразие движений, из которых состоит подвижная игра, оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка, что создает положительные предпосылки для коррекции.
Любимыми подвижными играми ребят группы продленного дня являются игры с мячом. Считаю целесообразным вовлекать детей в подвижные, эмоциональные игры и игры-соревнования, эстафеты, которые развивают у них смекалку, сообразительность, быстроту реакции, уменьшают скованность и эмоциональную заторможенность.
В своей работе я использую такие игры, как «Стой», «33», «Вышибалы» и др.
Игра «СТОЙ!»
Обозначается круг. Все играющие встают в него. В середине круга водящий с мячом. Водящий подбрасывает мяч вверх и называет одного из играющих по имени. Названный должен поймать мяч. Все остальные игроки, в том числе и подкидывающий мяч, разбегаются в стороны. Как только вызванный овладеет мячом, он кричит: «Стой!» Все игроки останавливаются там, где их застала команда. Водящий может делать 5 шагов с того места, где подобрал мяч, в направлении любого игрока, прежде чем бросить в него мяч. После того как водящий бросит мяч в кого-нибудь, остальные игроки могут спасаться в круге, пока не последует команда «Стой». Осаленный мячом игрок может отсалиться: для этого он овладевает мячом, кричит: «Стой!» — и старается поразить мячом любого игрока, не спасшегося в круге. Осаленный мячом игрок становится водящим.
Свое выступление я хочу закончить высказыванием Антона Семёновича Макаренко: « Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».