конспект урока по истории Древний Восток и античный мир (10 класс)

Дата: Классы:
УРОК 2-3.
Тема: «Древний Восток и античный мир
Задачи урока:
дать сравнительные характеристики присваивающему и производящему хозяйствам;
раскрыть сущность и последствия неолитической революции VIIIVII тыс. до н. э.;
выявить факторы, определившие места возникновения ранних цивилизаций, и причины образования древнейших государств на Востоке;
проанализировать особенности полисной системы государств (в Греции и Италии) как основы развития демократической формы государственного строя;
охарактеризовать историческую эпоху эллинизма как синтез культур и цивилизаций Древнего Востока и Древней Греции;
провести сравнительный анализ взаимоотношения человека и государства в восточных деспотиях и полисах Греко-римского мира.
План урока
Неолитическая революция и возникновение ранних цивилизаций.
Государство на Востоке.
Античная цивилизация.
Эллинизм: государство и общество.
Римский мир Средиземноморья.

Средства обучения: учебник, § 1; историческая карта № 1 «Римская империя в I в. до н. э. I в. н. э. » (с. I); схемы «Присваивающее и производящее хозяйства» и «Цивилизации Древнего Востока и античная цивилизация» (см. ниже).
Основные понятия: присваивающее хозяйство; производящее хозяйство; неолитическая революция; цивилизация; ирригационное земледелие; монархия; централизованное государство; деспотия; частная собственность; привилегии; античная цивилизация; полис; демократия; гражданская война; эллинизм.
Даты: VIIIVII тыс. до н. э. неолитическая революция;
VII тыс. до н. э. зарождение ранних цивилизаций;
753 г. до н. э. основание Рима (согласно легенде).
Имена в материале параграфа: Солон; Перикл; Александр Македонский.

I. Неолитическая революция и возникновение ранних цивилизаций.

1. Актуализации знаний по первобытному периоду истории человечества:
Почему начальный период возникновения и развития человечества получил название «первобытный»? (слово «первобытный» означает «древнейший»

Каковы хронологические рамки «первобытности» человечества? Вспомните их.
( приблизительно 2 млн.лет назад – 4-1тысячелетия до н.э.)






Какие основные занятия первобытного человека вы могли бы перечислить?
Как происходила эволюция орудий труда, коллектива первобытных людей? (человеческое стадо – родовая община – соседская община. Признаки родовой общины: «родовая» - родственные связи между людьми, «община» - совместный труд и совместное имущество, старейшины, земледелие – племя, совет старейшин, медь, обработка металлов – ремесла, разделение труда ----соседская община – семьи –самост. хозяйство, раздел имущества, дом. животных, земля – общая, делится на участки, неравенство – знать – знаменитые – города вожди – власть над всей территорией – цари – первые государства.)
Чем первобытные люди отличались от животных? (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий производства, строение мозга, речь, мышление, сложные формы трудовой деятельности, социальность, деятельность животных направляется инстинктами, деятельность человека не жестко запрограммирована, самосознание)
2. Сравнительный анализ понятий «присваивающее» и «производящее» хозяйства.
Какое хозяйство называют присваивающим, а какое производящим?
Проверить правильное понимание учениками сущности производящего хозяйства и закрепить материал позволит задание 1.
Задание 1
С помощью археологических раскопок периода неолитической революции ученые установили, что первым животным, которое сопровождало человека, была собака, вторым коза, а третьим домашним животным стала кошка.
Какое из указанных животных было приручено для присваивающего хозяйства, а какое для производящего?
Как вы думаете, с чем было связано приручение кошки? Например, древние египтяне даже обожествляли кошек и мумифицировали их, а город Бубаст в Египте был «домом богини-кошки Баст».
[Приручение кошки следует прямым образом связывать с возникновением земледелия и накоплением запасов зерна, которые нуждались в охране от многочисленных грызунов].
Сравните присваивающее и производящее хозяйство.
В процессе беседы ученики составляют сравнительную схему «Присваивающее и производящее хозяйство».











5) Когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему? (8-7 тысячелетие назад – неолит – неолитическая революция)
3. Работа со словарем с. 389 (понятие неолитическая революция)
4. Беседа.
Начало истории цивилизаций ученые связывают с неолитической революцией. Почему изменения в жизни человечества в этот период характеризуются как «революция»? Что такое революция?
Согласны ли вы с утверждением, что неолитическая революция стала следствием экологического кризиса, который поставил первобытных людей перед угрозой голодной смерти? Вспомните, с каким глобальным природным явлением был связан этот кризис. (оледенение, ледниковый период, похолодание)
В чем суть глубочайшего переворота, который радикально изменил образ жизни первобытных людей?
5. Работа со словарем с. 393 (понятие цивилизация)
Составление логической цепочки.
Почему неолитическая революция привела к возникновению ранних цивилизаций? Постройте логическую цепочку (причинно-следственные связи), отразив в ней пере ход людей к земледелию и скотоводству и возникновение первых древнейших цивилизаций
(развитие земледелия и скотоводства > отделение ремесла от земледелия и скотоводства > возникновение торгового обмена > разрастание поселков земледельцев в города -> начало обработки металлов (медь) > переход от мотыжного к плужного земледелию > на смену родовой общине пришла община соседская -> появление излишков продуктов »возникновение неравенства > появились люди, которые управляли другими людьми: вожди, знать, цари, чиновники > формировалось государство > первобытность сменилась эпохой цивилизации).
Какие факторы оказывали влияние на место формирования первых цивилизаций?
(благоприятные природные условия.)
Конкретизировать роль природных факторов в формировании первых цивилизаций позволит задание 2.
7. Задание 2
Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос» так называли греки знаменитый египетский город Мемфис. Но сами древние египтяне именовали свою страну «Та Кемет», что означало «Черная земля».
Какая природная особенность, закрепленная египтянами в названии своей страны, способствовала появлению эгой древнейшей цивилизации?
Почему первые древнейшие цивилизации ученые называют «речными»?

II. Государство на Востоке.
Задание 3

Государство это организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.





На основе определения понятия «государство» и текста параграфа (пп. 2, 3) составьте логическую цепочку последовательности возникновения государства. Последовательность может быть следующая:

возникновение земледелия и скотоводства » производящее хозяйство > появление излишков продуктов > формирование центров обмена и торговли > появление городов » организация ирригационного земледелия привела к созданию аппарата управления -» налоги и их взимание > возникновение ранних государств.

Какие причины привели к возникновению государств на Востоке?
Сравнительный анализ цивилизаций Востока и античной цивилизации
Далее необходимо сопоставить цивилизации Востока и античную цивилизацию, выделив существенные различия форм государств (можно на основе сравнительной схемы). Первая часть «Цивилизации Востока» составляется коллективно на основе материала пункта 3 параграфа 1 и наводящих вопросов учителя. Вторую часть схемы «Античная цивилизация» учащиеся составляют самостоятельно и проводят сравнение, используя текст пункта 4 параграфа 1. Результаты работы целесообразно обсудить, одновременно фиксируя схему на доске (1 2 ученика).
В процессе работы по составлению сравнительной схемы проводится беседа по выявлению основных признаков понятий темы урока: монархия; централизованное государство; деспотия; частная собственность; привилегии; античная цивилизация; полис; демократия; гражданская война; эллинизм.
Необходимо отметить, что истоки западной цивилизации лежат в греко-римской античности, которая, в свою очередь, была тесно связана с древневосточными цивилизациями Передней Азии и Северной Африки. Первоначальная (архаика) история античного общества в крито-микенскую эпоху была близка древневосточным формам. Но затем в Греции возник полис, опирающийся на частную собственность. Отсюда прослеживаются отличия античной цивилизации от древневосточных цивилизаций: неразрывная связь собственности и статуса гражданина; взаимосвязь его прав и обязанностей, как основа системы демократического управления, признания свободы и прав члена города-государства.

Вспомните и назовите слова, термины, которые родились в Древней Греции и которые мы продолжаем использовать («демократия», «политика», «аристократия»...).
К семи прославленным мудрецам древние греки относили: Фалеса («познай себя»); Солона («ничего слишком»); Периандра («наказывай не только за проступок, но и за намерение»); Питтака («знай всему время»); Хилона («сдерживай язык»); Бианта («большинство зло»), Ана-харсиса («рынок узаконенное место беззакония»). Постарайтесь объяснить, как понимали сами греки знаменитые изречения мудрецов.
Как вы воспринимаете смысл этих высказываний?
В результате реформ Солона граждане Афин были разделены на разряды в зависимости не от знатности, как это было ранее, а от доходов. Причем права и обязанности афинских граждан зависели не от знатности, а от доходов. Реформы Солона заложили в Афинах основы демократии, когда любой гражданин мог участвовать в управлении государством. Как вы считаете, можно ли признать принцип зависимости прав и обязанностей от доходов, утвержденный Солоном, справедливым? Аргументируйте свой ответ.
Следующие упражнения (на уроке) помогут подчеркнуть связь современности с культурой Древнего Рима.
1. Назовите русские пословицы, соответствующие или похожие на латинские поговорки.



Для организации работы по закреплению нового материала урока можно воспользоваться вопросами и заданиями в конце параграфа. Особое внимание на завершающем этапе урока следует обратить на правильное понимание и использование понятий темы. С содержанием последних двух пунктов параграфа старшеклассники знакомятся дома самостоятельно.
Домашнее задание. Помимо чтения текста параграфа 1 и подготовки ответов на вопросы и задания к параграфу, учебникам можно дать дополнительное задание: творческое шдание. Цель показать школьникам (и соответственно помочь осознать) преемственность истории Древнего мира с современной цивилизацией на основе дополнительной литературы; раскрыть вклад древних народов в нашу глобальную и технологичную цивилизацию, без которого наш мир просто бы существовал. Задание может выполняться по группам: в форме учебного исторического проекта либо индивидуально в форме сообщений.
(I группа: достижения древних цивилизаций Востока Древний Египет, Шумер, Вавилон, Ассирия, Финикия, Китай, Индия;
II группа: античная цивилизация Древняя Греция, Древний Рим.)
15