ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА: МУСОР
Содержание.
Введение 2-3 стр.
Пояснительная записка.4 стр.
Ход исследования.. 5-11 стр.
Выводы ... 12стр.
Практическая часть работы . 13-17стр.
Литература 18стр.
Анкета для родителей 19 стр.
Проектно-исследовательская работа"Мусор"
Автор данного проекта-Выкова Арина Зурабовна, ученица 3 класса средней школы а.Зеюко.Руководитель данного проекта Выкова Анжела Асланбековна.
Проектно-исследовательская работа состояло из 3 этапов.
1.Подготовительный этап.
2.Основной этап.
3.Заключительный этап.
Однажды, гуляя во дворе своего дома, я обратила внимание на разбросанный мусор у мусорных контейнеров, и решила провести исследовательскую работу, чтобы выяснить, каким образом загрязняется окружающая среда через бытовые отходы, и что можно сделать, чтобы количество загрязнений достигло возможного минимума.
В настоящее время на каждого из жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год. Эта смесь, состоящая в основном из разнообразного хлама, содержит металлы, стеклянные контейнеры, макулатуру, пластик и пищевые отходы. В этой смеси содержится большое количество опасных отходов: ртуть из батареек, фосфоро- карбонаты из флюорисцентных ламп, токсичные химикаты из бытовых растворителей, красок и предохранителей деревянных покрытий, которые влияют на здоровье населения и загрязняют окружающую среду. Такое изобилие мусора, который накапливается на свалках и не утилизируется, грозит экологической катастрофой.
Сегодня проблема загрязнения почвы и водоёмов бытовыми отходами приобрела глобальный характер во всем мире.
Ранее проблема мусора считалась чисто городской. Сегодня село также страдает от него. Окрестности современных сёл и посёлков превращаются в «дикие» свалки, которые хоть и меньше городских, но для местных жителей порождают всё те же проблемы. Мусором заваливаются обочины автомобильных дорог, территории вокруг частных домов, участков. Мусор мы встречаем в лесу и на лугу. Излюбленные места отдыха в природе часто являют собой очень печальную картину.
Многие люди не видят в этом серьёзной проблемы, не понимают, что этот мусор вернётся к каждому из них в виде загрязнённой грунтовой воды, токсичной пыли, ухудшением здоровья взрослых и детей.
Проблема мусора очень актуальна сегодня в нашей стране.Близость заводов, фабрик к населенному пункту и, в особенности, наличие гудронных прудов создают очень неблагоприятную экологическую обстановку. Поэтому только любовь к природе каждого из нас, осознанное и ответственное отношение к ней, ее нуждам и проблемам, а так же культура быта всего нашего населения поможет нам сохранить и преумножить ее богатства и красоту.
Цель: выявить влияние бытовых отходов на экологию поселка, проследить путь бытовых отходов.
Задачи исследования.
· проанализировать утилизацию мусора в разных странах;
· выяснить влияние отходов на окружающую среду;
· доказать, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды;
· узнать мнение жителей об экологической ситуации в нашем ауле.
Объект исследования: экология.
Предмет исследования: бытовые отходы, возможность их вторичного использования и переработки.
Гипотеза исследования: Предположили, что бытовые отходы наносят существенный вред окружающей среде и здоровью людей.
VI. Методы исследования. Нами использовались следующие методы исследования: анкетирование; наблюдение; сравнение; анализ; эксперимент; обобщение.
Теоретическая и практическая значимость данной работы огромна. Мы, считаем, что результаты работы могут быть использованы для решения задач экологического воспитания не только детей, но и взрослых. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся экологическим состоянием родного края.
Пояснительная записка
Желание помочь сделать наш родной аул чистым и красивым, улучшить экологическую обстановку в нём стало причиной для проведения индивидуальной исследовательской работы «Наш чистый дом».
Цель работы – изучить проблему утилизации и вторичного использования бытовых отходов, ознакомиться с правилами экологически грамотного обращения с отходами на бытовом уровне и сокращение его объёма в нашей семье.
План работы:
изучение литературы по теме;
исследование состояния замусоренности нашего аула и составление карты точек мусоросбора, обнаружение несанкционированных свалок;
исследование содержимого мусорного ведра нашей семьи методом наблюдения в течение 10 дней;
изучение вопроса вторичного использования бытовых отходов;
выступление с докладом по результатам исследования перед одноклассниками с целью привлечь их к решению проблем мусорных гор;
организовать десанты по очистке посёлка от мусора;
обратиться к жителям посёлка через средства массовой информации с целью проведения акции «Очистим природу от мусора!» к 23 апреля – Дню Земли.
развешивание листовок «Это должен знать каждый!» в общественных местах;
ознакомить Администрацию посёлка с картой мест несанкционированных свалок.
Ход исследования
В процессе работы с литературой получили ответ на проблемные вопросы:
Что является мусором в природе?
Как происходит загрязнение окружающей среды?
Как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье человека?
О чём говорит маркировка на упаковках продуктов?
Как мы можем помочь природе?
Можно ли уменьшить объём бытовых отходов в нашей семье?
Изучая литературу, мы выяснили, что природа не знает мусора. Все погибшие животные и отмершие растения постепенно разлагаются в природе микроорганизмами до простых веществ, которые вновь возвращаются в почву и обогащают её. Только человек может загрязнить окружающую среду бытовыми отходами и отходами производства. И здоровье человека напрямую зависит от чистоты окружающей его среды.
При изучении маркировки на упаковках продуктов мы выяснили, что пластиковые упаковки подлежат вторичной переработке, а бумажные упаковки разлагаются без вреда для окружающей среды.
Во время целевых экскурсий нами были выявлены и нанесены на карту посёлка все точки сбора бытового мусора и несанкционированные свалки, сделаны их фотографии.
Несанкционированные мусорные свалки нами обнаружены, нанесены на карту посёлка и сфотографированы:
В конце аула Зеюко;
В начале аула Зеюко;
В еловом лесу;
Все данные и фотографии предоставлены в Администрацию аула.
Масштабы загрязнения твердыми бытовыми отходами ( ТБО)
Главная проблема-проблема городских отходов. Ежедневно в городах образуется огромное количество бытовых отходов. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что огромные горы лежалого мусора это не просто шрам на лице родного города, но и весьма реальная угроза здоровью и даже жизни его обитателей. Неорганизованные свалки различных отходов – это прямая экологическая опасность, эпицентр заражения воздуха, грунта, как следствие, грунтовых вод, через которые инфекция и токсические вещества могут распространяться от центра заражения на значительные расстояния.
Проблемы сбора и утилизации мусора не следует сводить к простому вывозу отходов за городскую черту, с последующим бесконтрольным сваливанием в одну огромную свалку. Правильная организация сортировки промышленного, строительного или бытового мусора и его последующая переработка, пожалуй, еще более сложный и трудоемкий процесс, чем вывоз отходов из жилых зон.
А теперь представьте, что на том месте, где находятся свалки, могли быть разбиты парки, расти леса.
Откуда же берется мусор? Его производит сам человек, вся созданная человеком промышленность производит сначала продукты пользования, которые затем становятся мусором. Есть продукты длительного потребления - автомашины, телевизоры, холодильники, велосипеды и т. д. А есть те, что используются от года до пяти лет. Это обувь, одежда, предметы домашнего обихода. Но есть и то, что используется неделю, месяц, а иногда всего один день. Это электролампочки, тюбики с зубной пастой и т. п. Все эти вещи рано или поздно становятся отходами. Например, батарейки, пластмассы, автомобильные аккумуляторы. Попадая в природную среду, они начинают выделять ядовитые вещества, которые попадают в реки и грунтовые воды. Попав на свалки, многие химические соединения, из которых и состоит мусор, например полиэтилен, разлагаются крайне медленно, а при сжигании выделяют в атмосферу диоксины - ядовитые вещества.
Согласно оценкам одной итальянской организации по охране окружающей среды, для разложения одной брошенной в море стеклянной бутылки потребуется 1 000 лет. Бумага разлагается всего за три месяца. Сигаретный окурок будет плавать в море около 5 лет, полиэтиленовый пакет от 10 до 20 лет, нейлоновые изделия от 30 до 40 лет, металлическая банка 500 лет.
В недалеком прошлом вопрос утилизации отходов так остро не стоял. Крестьяне отправляли свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки, упаковки, рекламы и торговой сети. Овощные очистки и тому подобное скармливались или использовались в виде компоста как удобрение почвы для будущего урожая. Переселение в города привело к совершенно иной потребительской структуре. Продукцию стали обменивать, а значит, упаковывать для большего удобства.
Известно что, комфортность жизни человека зависит от степени чистоты, ухоженности и озеленения населенных пунктов и пригородных территорий. Растущее население городов и поселков, изменение структуры потребления приводит к увеличению количества бытового мусора, усложняется решение проблемы утилизации отходов. Загрязнение окружающей среды бытовым мусором приобретает угрожающие масштабы, с каждым годом все острее становится вопрос: « Что делать? Как же сократить это безумное количество выбрасываемого мусора? К тому же многие виды мусора становятся серьезной проблемой для окружающей среды. Огромное количество мусора, образующееся в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению целой отрасли промышленности, занимающейся его переработкой. Возникло даже новое научное направление – гарбология, что в переводе означает мусороведение. Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество. До последнего времени у специалистов не было отчётливого представления о составе и реакциях, протекающих в смеси бытовых отходов.
В результате исследований установлено, что состав наших свалок представляет сложный комплекс разнообразных химических соединений. Среди них обнаружены всевозможные металлы, такие как железо, медь, свинец, алюминий. Некоторые из них сами по себе опасны для здоровья людей и других живых существ.
Сюда попадают многочисленные пестициды, широко используемые в быту. Конечно же, здесь обнаружены многие синтетические моющие средства и остатки косметики. Они активно участвуют во всех химических реакциях, протекающих в органических материалах на бытовых свалках, а при сжигании образуют крайне вредные продукты распада.
Невообразимое количество пластмасс и синтетических волокон, используемых в быту и на производстве, заполнили все свалки. На пластмассы ранее возлагалось много надежд. Считали, например, что они «навсегда» заменят металл с его коррозией, дерево ради сохранения лесов, стекло, ткани и прочие материалы. А теперь учёные ломают голову, как поступать с пластиками, когда они приходят в негодность. Пластмассы оказались опасными компонентами бытовых отходов. Один из них, постепенно разлагаясь, вступают в многочисленные реакции, в ходе которых выделяются формальдегид, карбамиды и прочие ядовитые вещества. Другие, как, например, полиэтилен очень устойчивы и накапливаются мёртвым грузом в огромных количествах.
Какие способы утилизации мусора наиболее эффективны и экологически безопасны? Можно ли к решению этого вопроса подойти с позиции положения « Отходам - вторую жизнь».
С 1987 года количество мусора по стране увеличилось в два раза и составило 120 млрд. т в год, учитывая промышленность. Согласно статистическим данным, по России в год на каждого человека приходится около 350 кг твёрдых бытовых отходов. Составной частью ТБО является использованная упаковка, составляющая 30-50% от общего объёма. По сути, на свалки выбрасывается сырьё, которое можно было бы использовать повторно, в том числе и для производства той же тары и упаковки.
Сегодня только Москва выбрасывает 10 млн. т. промышленных отходов примерно по 1 т на каждого жителя! В Москве, как и в среднем по России, велик по сравнению с другими странами удельный вес пищевых отходов в общей массе бытового мусора. В Московской области общий объём ТБО, образующийся в течение года, составляет величину порядка 3 млн тонн, и около 5,5 млн тонн ТБО ежегодно добавляет Москва. Если использованная упаковка в этом объёме занимает около 50%, значит, её объём - примерно 4 млн тонн в год. Все это в основном надо захоронить, хотя места для захоронения отходов уже практически не осталось. Официально на территории Московской области зарегистрировано около 30 действующих полигонов, срок действия большинства которых ограничен 2011 годом. К этому можно добавить пару тысяч «диких» свалок, а также придорожные леса, леса и овраги вокруг населённых пунктов и дачных товариществ.
Поневоле на память приходят слова, сказанные в середине прошлого века выдающимся физиком Нильсом Бором: «Человечество погибнет не в атомном кошмаре - оно задохнется в собственных отходах».
Пластмассовые бутылки и другая упаковочная тара не разлагается, как обыкновенный мусор, что наносит непоправимый ущерб экологии. Пластмассовая тара может быть захоронена, но это ведет к увеличению площади свалок. Использованная пластмассовая тара может быть сожжена. Этот активно метод используют в США, а вырабатываемая при этом энергия используется для нужд населения. Однако этот путь утилизации экологически небезопасен, так как в атмосферу поступает много вредных веществ. Бывшие в употреблении пластмассовые изделия могут быть использованы вторично. Из переработанного пластика снова делают бутылки. Так, в США уже несколько лет ведутся исследования о возможности изготовления шпал из переработанной пластмассы. Во влажных условия такие шпалы не будут гнить. На Тайване из пластмассы делают волокна, основу для линолеума. В Тюмени бутылки перерабатывают в черепицу, в Набережных Челнах делают мебель для летних кафе. Применение переработанной пластмассы теоретически не ограниченно и пока единственное исключение – ее вторичное использование для изготовления пищевой упаковки.
б) История решения этого вопроса.
Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый из известных эдикт, запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий организацию специальных свалок и предписывающий мусорщикам сбрасывать отходы не ближе чем за милю от города.
С тех пор мусор складировали на различных хранилищах в сельской местности. В результате роста городов свободные площади в их окрестностях уменьшались, а неприятные запахи, возросшее количество крыс, вызванное свалками, стали невыносимыми. Отдельно стоящие свалки были заменены ямами для хранения мусора.
в) Пути решения проблемы.
Около 90 % отходов в США до сих пор закапывается. Но свалки в США быстро заполняются, и страх перед загрязнениями подземных вод делает закапывание опасным. В густо населенных районах Европы способ захоронения отходов, как требующий слишком больших площадей и загрязняющий подземные воды, был предпочтен другому сжиганию.
Сжигание сократило объем мусора на 70-90 %, и нашло свое применение во многих странах. Тепло, выделяемое при сжигании мусора стали использовать для получения электрической энергии. Но сжигание мусора намного дороже более дешевого способа захоронения. Многие города, которые применили эти печи, вскоре отказались от них из-за ухудшения состава воздуха. Захоронение отходов осталось в числе лучших решений данной проблемы.
Наиболее перспективным способом решения проблемы является переработка городских отходов. Получили развитие следующие основные направления в переработке: пищевые и садовые отходы используются для получения удобрений, текстильная и бумажная макулатура используется для получения новой бумаги, металлолом направляется в переплавку. Основной проблемой в переработке является сортировка мусора и постройка заводов для переработки. Переработка, по сравнению с захоронением и сжиганием, наиболее эффективный способ решения проблемы отходов. Кроме того, он позволяет экономить энергию и беречь окружающую среду.
Но из-за того, что люди не осознают необходимости утилизации бытового мусора, а государство не организует целенаправленного сбора тары, заводы по переработке пластиковой упаковки простаивают. Основной проблемой в переработке является сортировка мусора.
Более удачно этот вопрос решается в Германии. Немцы выбрасывают на помойку ежегодно более 40 млн. тонн отходов, половину из которых составляет домашний мусор. Раньше в Германии, как и сейчас в России, все сваливали в кучу и несли в серую бочку. Потом стали делить отходы: стекло к стеклу, бумагу к бумаге. В серую бочку теперь несут только остаточный мусор, старые газеты, журналы и картонные коробки. В желтую бочку выбрасывают банки, бутылки, полимерную и бумажную, а также частично металлическую упаковку, на которой стоит «зеленая точка». Зеленая бочка предназначена для пищевых отходов, которые перерабатываются в компост. Например, в Берлине подростки, занимающиеся сбором школьного мусора и сдающего его перерабатывающим предприятиям, получают от этого половину выручки. А вот житель Германии, не рассортировавший свой мусор, а сваливший все в кучу, может быть оштрафован на значительную сумму.
Особо хочется отметить, как поставлена пропагандистская и воспитательная работа среди населения. Она начинается еще в семье и продолжается в детских садиках, в младших классах и поддерживается на протяжении всей жизни с помощью Законов, СМИ, хаусмастеров(типа нашего управдома) и т.д. Так, привитые уважать себя и окружающих, беречь природу и собственное здоровье и живут немцы, заботясь не только о себе, но и о будущих поколениях. По телевидению, в доступном виде, показывают для детей абсолютно понятные фильмы на эту тему. Существует и социальные ролики, хотя казалось бы, они уже и не нужны. У нации выработались четкие стереотипы. Но есть конечно и специальные т.н. «мусорные полицейские», которые строго следят за порядком, и система наказаний за безалаберность и т.д.
В Нидерландах муниципальные власти активным участникам раздельного сбора мусора выдают купон экологической лояльности, обладатель которого имеет право на льготы при оплате жилья и коммунальных услуг. А в испанской Барселоне раздельный сбор мусора напоминает веселую игру, в которой принимают активное участие не только дети, но и взрослые. Для каждого компонента мусора предназначен мешок определенного цвета. Наполненный мешок сдается по назначению, за что дети получают какое-нибудь лакомство, а взрослые благодарность от властей.
Первое, что поражает в Австралии – чистота. Очень редко можно увидеть на земле окурок или бумажку. Люди здесь сознательные, свой мусор выбрасывают в бачки с разноцветными крышками: красные – для обычного мусора, жёлтые – для вторсырья (бумага, бутылки и пр.), зелёные – для растений, синие – у докторов для их медицинских отходов.
В Японии крайне мало природных бухт, удобных для строительства портов. В основном они создаются путем ограждения водного пространства волноломами и бетонными стенами. А сваи для стен делаются из стандартных блоков, полученных в результате переработки мусора.
Выводы
В процессе работы возник вопрос – может ли наша семья уменьшить объём производимого мусора?
Чтобы уменьшить количество производимого мусора в нашей семье повторно используются полиэтиленовые пакеты, из пластиковых бутылок изготавливаются кормушки для зимующих птиц. Пластиковые баночки использует мама для посадки рассады, жестяные банки из под кофе папа использует для шурупов, гвоздей, мелких деталей, остатками пищевых отходов мы подкармливаем дворовых кошек и собак, зимующих птиц; пищевые отходы и сорняки закладываем в компостную кучу. Из старых вещей изготовили два пугала на грядках с клубникой. Ленты из старых вещей используем для подвязки ягодных кустов, огурцов, гороха. Из старых оконных рам папа сделал теплицу для выращивания помидор и перцев. Старую ванну хотим использовать для создания искусственного водоёма.
С результатами своих исследований ознакомил друзей и одноклассников. Многие ребята заинтересовались вопросом «Как дать вторую жизнь ненужным вещам?» и решить проблему мусорных гор.
Для того, чтобы наш аул стал чище наша школа проводит ежегодные акции «Очистим природу от мусора!».
Нами составлено обращение к жителям аула о проведении акции «Очистим природу от мусора!» к Дню Земли. Обращение к жителям аула и листовки «Это должен знать каждый!» развесили в общедоступных общественных местах.
Практическая часть работы.
а) Практическая работа «Бытовые отходы нашей семьи», ее результаты.
Цель работы - определить общее количество бытовых отходов, накапливающихся в одной семье за 1 день, их распределение по категориям; выявить возможность уменьшения каждой категории отходов. Необходимую информацию получили, выполнив следующие задания. В эксперименте принимали участие учащиеся 4 класса.
1.В течении 1 дня собирали все твердые отходы, появляющиеся в доме, рассортировывая их по категориям: бумага, металл, пластмасса, стекло. Пищевые отходы в расчёт не взяты, т.к. они идут на корм домашним животным.
2. Составили список основных продуктов и материалов, входящих в каждую категорию.
3. Взвесили отходы и определили общий суммарный вес.
4. Умножили полученное число и установили среднее количество отходов, приходящееся на семью в неделю, в месяц, в год.
Сделали следующие подсчеты.
Количество мусора за 1день
Среднее количество за неделю
Среднее количество за месяц
Среднее количество за год
1кг500г
10кг 500г
45кг
540кг
1. различная упаковка- пакет от молока, кефира, пакет от сока(3 шт.), упаковка от курицы, фольга, полиэтиленовые пакеты
2. бумага – газеты, обрезки бумаги, коробка от чая
3. металл – жестяные банки от консервов, кукурузы
4. пластмасса – флакон от жидкости для мытья посуды, бутылка, тюбик от зубной пасты, бутылка от растительного масла
5. стекло- бутылки из- под пива(2 шт.)
Вывод: наблюдая за тем, какой мусор скапливается в наших мусорных корзинах, мы увидели, что большая часть- это различная упаковка и изделия из пластика.
Социологический опрос «От кого зависит чистота нашего аула»
Цель - изучить мнение жителей аула о различных аспектах проблемы накопления твердых бытовых отходов, о санитарном состоянии, связанном с его замусориванием.
Методы: проведение опроса жителей аула различных возрастных групп и социальных категорий с последующим обобщением и анализом полученных данных.
Анализ социологического опроса «От кого зависит чистота аула»
На вопрос «Кто больше всех мусорит в городе?» многие назвали возрастные категории: подростки и молодежь, менее всего замусоривают аул дошкольники и ученики младших классов. На вопрос «В чем главная причина замусоривания аула?» большинство опрошенных назвали низкий уровень культуры жителей, недостаточное количество урн и контейнеров для мусора, отсутствие четкой системы сбора и утилизации мусора.
Выводы и предложения.
Как уменьшить количество отходов?
· МЫ думаем надо отказаться от ненужного потребления. Вместо одноразовых предметов применять более долговечные, ремонтировать старые, но пригодные вещи, передавать нуждающимся те вещи, которыми вы не пользуетесь.
· Обязательно необходимо сдавать в переработку металл и бумагу, это поможет также сохранить энергию, которой при вторичной переработке тратится намного меньше.
· Пищевые и садовые отходы - прекрасный материал для приготовления компоста, который можно использовать на садовом участке и для комнатных растений.
· Из пластиковых бутылок можно изготовить подставки или поддоны для цветов, горшочки для рассады.
· Кроме этого, постарайтесь не покупать дополнительный мусор. Если вы будете иметь с собой дополнительную сумку, то не будете использовать полиэтиленовые пакеты. 5-6 полиэтиленовых пакетов в неделю, не отправленных в мусорный бачок, означает 55 неистраченных литров нефти в год, что на 150 кг в год сокращает выбросы углекислого и других газов, создающих парниковый эффект. При покупке товара выбирайте товар в многоразовой упаковке или в упаковке, подлежащей переработке.
· И уж, конечно, не стоит покупать вещи, содержащие ядохимикаты, а постараться найти им замену. Заменить обычные лампочки на люминесцентные - более долговечные. При совершении покупок не выбрасывайте полиэтиленовые пакеты, используйте их повторно, этим вы также уменьшите загрязнение природы. Обращайте внимание на маркировку товара. Сейчас появились знаки, говорящие об опасности товара для окружающей среды, старайтесь избегать покупки таких товаров.
· И самое главное: не надо разбрасывать мусор. Для утилизации мусора - твердых бытовых отходов (ТБО) существуют специальные полигоны, но для того, чтобы мусор туда попал, его надо собрать в специально установленный контейнер. Следовательно, когда вы выходите в места отдыха - пляжи, парки, лес, нельзя оставлять там мусор. Он будет отравлять землю и воду.
Посмотрите вокруг, почему бы ни сделать свой двор, микрорайон более чистым и более зеленым. Объединившись с соседями, вы можете преобразить свой микрорайон и свой город. А соблюдение всех перечисленных правил позволит вам не только внести большой вклад в дело охраны природы, но и существенно сэкономить свои деньги.
Как мы можем помочь справиться с отходами. Вот возможные варианты:
· выявлять несанкционированные свалки и сообщать о них в специальные службы;
· организовывать сбор макулатуры и металлолома
· выпустить листовки о вреде мусора; (приложение)
· рассказать младшим школьникам о том, как надо обращаться с отходами;
· организовать субботник по сбору мусора в местах отдыха и т. д., и т. п.
· расширить рамки проводимых воспитательных работ среди населения по сохранению и поддержанию чистоты в поселке.
· ужесточить систему наказания несознательных граждан за свалку мусора в неразрешенных местах.
· предложить населению по горячей линии доводить до сведения администрации сведения об объемах образования стихийных свалок, их местах расположения;
· изыскать средства и убрать стихийные свалки, установить достаточное количество мусорных контейнеров;
· организовать пункты приема некоторых видов бытовых отходов в нескольких районах поселка;
Главным же залогом чистоты аула является осознание каждым того, что начинать решение этой проблемы надо с себя, не оставаться равнодушным ко всем его проблемам, в том числе к проблеме экологического состояния. Лозунгом должны быть слова : Чисто не там, где убирают, а там где не сорят.
Литература:
Самкова В.А., Сапожникова Г.П. «Наш чистый дом». Учебное пособие для учащихся 3 -4 классов. С. –П., 2008., 36 с.
Снакин В.В., Сапожникова Г.П., Соколова В.В. «Мусор - на части и нет напасти» (методические рекомендации), М., 2003.34 с.
Чижевский А.Е.: «Я познаю мир» Дет. Энциклопедия. – М.: ООО «Издательство АСТ» 1997.432 С.
«Большая Детская Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 год» 2 СD – ROM for Windows.
Приложение
Анкета для родителей
1.Как часто, идя в магазин вы покупаете новый пакет?( часто, иногда, редко)
2.Как вы используете этот пакет далее?( выбрасываем, используем далее)
3.Есть ли возле вашего дома несанкционированные свалки?
4.Сортируете ли вы мусор?
В анкетирование приняли участие 11 родителей. Результаты отображены в графике1.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915