Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе Экологическая катастрофа на примере произведения Р.Сейсенбаева День,когда рухнул мир
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Управление образования Восточно-Казахстанской области
Учреждение «Технологический колледж города Семей»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия - интегрированного урока (биология ,литература)
Тема: «Экологическая катастрофа на примере произведения Р.Сейсенбаева «День,когда рухнул мир»
Рассмотрено и утверждено на заседании ПЦК преподавателей общеобразовательных дисциплин
Подготовила
преподаватель
русского языка и литературы
Абдыльдинова А.Ж.
Протокол № __
Руководитель
ПЦК Бейсебаева Г.Е.
Цель:
- Сформировать у обучающихся убеждение, что литература не осталась в стороне от экологических проблем, что решение экологических проблем может быть осуществлено не с помощью отдельных способов защиты окружающей среды, а только благодаря комплексному подходу и усилиями всего человечества.
Задачи:
Опираясь на знания обучающихся, показать, что разнообразие жизни на планете Земля стремительно уменьшается по вине человека.
Развитие речемыслительной деятельности обучающихся, умения анализировать информацию, рассуждать и излагать свои мысли.
Нравственное воспитание обучающихся.
Экологическое воспитание обучающихся.
Оформление: слова – термины для словарной работы (по биологии), записи на доске, мультимедийные презентации «Семипалатинский ядерный полигон», «Роллан Сейсенбаев - День,когда рухнул мир».
Технологии: метод проектов, критическое мышление через чтение и письмо-составление кластера, ассоциативный ряд
Эпиграфы к уроку:
Всё больше – окружающей среды,Всё меньше – окружающей природы.
Р.Рождественский
…Нет человека, который был бы, как остров, сам по себе;
каждый человек есть часть суши, часть материка, и если волной снесёт в море береговой утёс, меньше станет Европа… А потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе.
Джон Донн
ХОД УРОКА:
I.Организационно - мотивационный этап.
1.Приветствие обучающихся, позитивный настрой на урок.
2.Работа над эпиграфом урока.
Всё больше – окружающей среды,Всё меньше – окружающей природы.
Р.Рождественский
Чем обеспокоен автор этих строк?
Ответы обучающихся ,их ассоциации
II. Познавательно – операционный этап.
1.Слово учителя:
Тема нашего урока сегодня – “Экологическая катастрофа»”. Сегодня мы продолжаем разговор о проблемах экологии.
Хочу напомнить вам, что “Литературе всегда самой близкой стороной жизни были страдания людей, трагедия их существования на земле” (Сергей Залыгин).
Источники трагедий, их причины отражены в художественной литературе: это личностные и социальные противоречия между людьми.
А в конце ХХ века выявилась совершенно другая причина глобальной трагедии – отношения между человеком и природой. И одна из задач нашего урока – раздумье над вопросом: восприняла ли литература эту проблему природы как главную проблему современного мира?
Рост масштабов хозяйственной деятельности человека, бурное развитие научно-технической революции усилили отрицательное воздействие человека на природу, привели к нарушению экологического равновесия на планете Земля.
Во второй половине ХХ века человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьба цивилизации. И одна из этих глобальных проблем – проблема экологического кризиса и его последствий.
Биосфера – экологическая система Земли первого порядка. Она является глобальным регулятором жизни на планете.
Актуализация знаний об основных понятиях: экология, экологические факторы, биогеоценоз, биосфера. (Идет повторение этих понятий, которые размещены в печатном виде в планшете для словарной работы на доске).
Выступления «экологов». (Опережающие задания)
Мы знаем, что устойчивость и жизнеспособность биосферы во многом зависит от внутренней дифференцированности составляющих её компонентов, от своеобразия и богатства разнообразных живых организмов, образующих её.
Однако мы являемся свидетелями поразительного биологического явления в истории Земли. Один единственный вид – человек разумный – уничтожает разнообразие жизни на Земле быстрее, чем это происходило когда-либо в прошлом, за исключением, может быть, тех немногих случаев геологических катаклизмов, когда происходило массовое вымирание видов. По прогнозам ученых к середине XXI века биосфера, по всей вероятности, лишится, как минимум, 1/4, скорее всего 1/3, а может быть и половины из ныне живущих видов. И это произойдет всего за несколько десятилетий, что в масштабах эволюции человечества всего лишь мгновение.
Массовое вымирание видов, начало которого мы наблюдаем уже сегодня, является результатом одного из самых беспримерных актов невнимания со стороны современного человека к окружающей его природе.
Что же создает опасность катастрофического обеднения разнообразных видов биосферы?
Какие факторы хозяйственной деятельности, нарушающие экологическое равновесие, мы можем назвать?
Составление кластера.
Факторы хозяйственной деятельности, нарушающие
экологическое равновесие:
Климатические изменения.
Нарушение озонного слоя.
Загрязнение атмосферы.
Состояние водных систем.
Уничтожение лесов.
Состояние почвы.
Проблемы энергетики.
Цепные экологические реакции.
3. Учитель:
На уроках литературы мы обращались ко многим произведениям, раскрывающим тему: “Человек и природа”. Вы самостоятельно познакомились с рядом публицистических работ по этой теме. Какие примеры из публицистики, подтверждающие данные на вашей схеме восемь факторов хозяйственной деятельности человека, вы можете привести?
(Ответы обучающихся.) В своих ответах обучающиеся приводили примеры из публицистики, подтверждающие негативное воздействие человека на природу.
Говорили много о проблемах Арала и Байкала (“Три урока Арала”, статьи Распутина о Байкале), о безжалостном уничтожении лесов, о проекте поворота северных сибирских рек, о борьбе писателей за отмену этого проекта (пример нарушения цепной экологической реакции), о загрязнении атмосферы, озонного слоя, водных систем.
4.Выступления «экологов».
Самая большая боль современного общества — это ядерное оружие. Оно само по себе не страшней остального оружия — оно страшно своими последствиями. Человечество до сих пор не может определить размеры урона, наносимого ядерным оружием. Жители Хиросимы, Нагасаки, штата Невада, города Семей, Фукусимы ощущают эти проблемы на себе, но не знают о них многого.
Яркий пример экологической катастрофыв Казахстане -Семипалатинский полигон.
65 лет назад в степи северо-восточного Казахстана было испытано первое ядерное оружие под кодовым названием «Первая молния».
Испытательный полигон — Семипалатинск (ныне Семей) — за свои 40 лет существования пережил 456 атомных взрывов. Радиация поглотила 3 поколения Казахстана, вызвав серьезные проблемы со здоровьем. И спустя 20 лет после закрытия, Семипалатинский полигон косит жизни и надежды местных жителей. (Демонстрация слайдов)Учитель:
Какие ассоциации вызвал у вас этот просмотр?
Какие эпитеты к увиденному вы бы использовали?
(Ответы обучающихся.) - ассоциативный ряд
5 .Учитель:
Правду о Семипалатинском испытательном ядерном полигоне впервые мир узнал после создания международного антиядерного движения «Невада — Семипалатинск», основной целью которого было закрытие ядерных полигонов. Это движение в Семипалатинске возглавил поэт Олжас Сулейменов. В настоящее время он выдвинут ЮНЕСКО на Нобелевскую премию. Через два с половиной года после существования организации указом президента Н. А. Назарбаева Семипалатинский полигон был закрыт, а ещё через пять лет были прекращены ядерные взрывы на всех полигонах мира. Это была большая победа международных антиядерных сил.
В художественно-документально-публицистическом рассказе «Тоска по отцу, или День, когда рухнул мир» Р. Сейсенбаев описывает, как в глазах семилетнего Роллана «рухнул мир»: он был свидетелем первого испытания водородной бомбы «на земле великих и святых людей», где веками жили казахи, «мирно кочуя и никого не обижая», которая дала казахскому народу Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, МухтараАуэзова и других великих писателей.Выступление литературоведов.
1 студент. Защита мини – проекта «Роллан Сейсенбаев».
(Демонстрация слайдов)
2 студент. Работа с текстом - отрывки из произведения Р.Сейсенбаева «День, когда рухнул мир», отражающие экологическую катастрофу :
Как передаёт автор свои ощущения через мгновение после взрыва адской бомбы, читатель вместе с мальчиком может прочувствовать, читая рассказ Р.Сейсенбаева.
«И — тихо покачнулась земля. Мне показалось, что она — вечная колыбель, баюкающая нас». Однако эта иллюзия кратковременна, ибо, словно огненная колесница бога войны спустилась с небес и прокатилась по вершинам Чингизских гор: «Но земля внезапно содрогнулась, бешеными толчками била она нас снизу — в ноги, в грудь, в лицо: … земля вздымалась, как необъезженный конь; степи, горы в последнем потуге удерживались, чтобы не сгинуть. Я видел, высунувшись из-под кошмы, — огромный гриб заполнил небо, и огнедышащие сполохи играли невообразимым буйным соцветием красок. Страх и удивление в единый миг сковали мою душу, такого мне и в самом страшном сне не дано было увидеть».
3 студент. «Стонали горы, с грохотом катились вниз огромные камни, скрипели, гнулись деревья, и в адские эти звуки внезапно вплелся ещё один — отчаянный, режущий уши звук ли, плач? Я до сих пор не знаю, как правильно назвать этот страшный звук. Маленькая девочка в белом платьице бежала, увертываясь от скачущих каменных глыб. Я и сам не заметил, как выбрался из-под кошмы и, стоя во весь рост, оцепенело глядел ей вслед. Огненный гриб тяжело поднимался, слепили глаза яркие вспышки, по качающейся земле неизвестно куда убегала маленькая девочка… Её крик резал мне уши. Земля вновь задрожала, теперь ещё сильнее, она билась, как в падучей…».
4 студент. С помощью художественных средств автор передает свои горькие раздумья об испытании атомного оружия, мучениях земляков, животных и его личные переживания, смерть девочки Кенже от взрыва бомбы — всё это относится ко всей планете. В центре всего рассказа — обобщающий образ Земли, истощаемой человеком. Первой жертвой испытания оружия массового уничтожения стала красивая девочка Кенже, первая — за ней сотни, тысячи, миллионы. Смерть Кенже опять-таки символизирует гибель красоты жизни на земле, гибель всего голубого шара. Р. Сейсенбаев показывает неотвратимое движение к катастрофе.
III. Рефлексивно – оценочный этап.
1.Осмысление эпиграфов к уроку.
Учитель :- Ощущаете ли вы простоту и ужас, безысходность происходящего в стихах поэта – современника Р.Рождественского?
- Как вы понимаете глубочайший смысл высказывания Джона Донна?
2. Подведение итогов урока.
- Что нового дал вам сегодняшний урок?
- Нам очень хотелось бы, чтобы вы не были равнодушны к природе, к ее проблемам, к ее боли, не оставались в стороне от экологических проблем, ведь человек – дитя природы.
Ваши ответы сегодня убедили меня, что вы действительно искренне высказывались, обсуждая прочитанные вами публицистические статьи и очерки, рассказ Р.Сейсенбаева «День, когда рухнул мир.»Оценивание.
Учитель оценивает работу обучающихся .