Сравнительные таблицы по русскому языку и литературе

Аналитическая справка по апробационной деятельности.

В ходе работы над темой «Преобразование текста предметного содержания в сравнительную таблицу» проблемной группой в составе учителей русского языка и литературы Мазепой С.Н., Ничковой Н.А., Ничковой В.В., были разработаны критерии оценивания сравнительных таблиц, требования к тексту и таблицам. На примере отдельных тем данные материалы были апробированы на учащихся 5- 6 классов. Результатом данной работы стали сравнительные таблицы, составленные совместно с учащимися. Ученики не только научились составлять таблицы, но и формулировать выводы по содержанию этой таблицы, что способствовало развитию монологической речи на уроках русского языка и литературы. Работа в этом направлении продолжается.

Критерии оценивания сравнительных таблиц
Требования
Критерий оценивания
Баллы

Соответствие выбранной форме (сравнительная таблица)
Соответствует
1


Не соответствует
0

Объекты для сравнения
Указаны все объекты
1


Отсутствует один объект
0

Элементы сравнения
Указаны все элементы сравнения
1


Отсутствие одного элемента сравнения, недочет в форме представления
0

Существенные признаки

Указаны все существенные признаки

4-5 - 2б
2-3 - 1б
Менее 2 - 0б

Полнота заполнения таблицы
Заполнены все столбцы и строки без ошибок
2


Допущена 1 ошибка
1


Допущено 2 и более ошибок
0

Вывод по таблице
Развернутое, обоснованное заключение
3


Краткое заключение
2


Краткое заключение без обоснования
1


Вывод не сделан или вывод ошибочный
0

Максимальное количество баллов

10


Фрагменты материалов по апробационной деятельности.
Русский язык 5 класс
Использованная литература:
Учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой 2012 года издания;
Краткий этимологический словарь русского языка под редакцией С.Г.Бархударова, 1975 г.;
Словарь иностранных слов, 1986 г.
Раздел «Лексика. Культура речи».
Урок повторения и обобщения знаний.
Цель составления сравнительной таблицы:
- Сравнительная характеристика омонимов, синонимов, антонимов по заданным параметрам;
- Умение работать с текстом учебника;
- Умение работать со словарями.
Сравнительная таблица предложена учителем. В ней представлены объекты и элементы для сравнения. Данная работа выполняется в парах


Омонимы
Синонимы
Антонимы


Общие признаки

Этимология
onyma – «имя»

Отношение к части речи
Относится к одной и той же части речи


Отличительные признаки

Этимология
Заимств. В XIX в. из франц.яз.


Написание
Одинаковые по написанию
Разные по написанию

Лексическое значение
Разное лексическое значение
Одинаковое лексическое значение
Противоположное лексическое значение


Требования к тексту.
Используется теоретический материал &67, 68, 69.
Словарные статьи из словарей.
Наличие информации для сравнения.
Требования к таблице.
Количество столбцов и строк.
Аккуратность заполнения.
Заполнение в виде предложений.
Полнота заполнения.
Наличие объектов для сравнения.
Наличие элементов для сравнения.
Критерии оценивания сравнительной таблицы.
Аккуратность заполнения.
Правильность заполнения.
Полнота заполнения.
Соответствие форме.
Умение сделать вывод по таблице.
Разделительные Ъ и Ь знаки.
Параметры (элементы) сравнения
Разделительный Ъ
Разделительный Ь


Общие признаки

Положение в слове
В корне слова; перед гласными Е,Ё, Ю,Я


Особенности произношения
Разделительное произношение гласного с согласным


Отличительные признаки

Положение в слове
После приставок, оканчивающихся на согласную
Перед гласной И

Особенности произношения
Предыдущий звук произносится твердо
Предыдущий звук произносится мягко



«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина
и «Белоснежка» братьев Гримм. Сравним?
Задачи урока:
- Рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина со сказкой братьев Гримм;
- Формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;
- Формировать умение сделать вывод по таблице.

Требования к тексту
- Вид (художественный)
- Объем (сказки прочитаны заранее)
- Наличие элементов для сравнения

Требования к таблице
Структура (3 столбца, 11 строк)
Использование карандаша и линейки
Сравниваемые объекты (сказки)
Элементы для сравнения (герои, события, концовка, особенности жанра и языка)
Представление сравниваемых элементов в виде предложения
Аккуратность заполнения
Параметры для сравнения
"Белоснежка"
"Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях"

 
Общие признаки

Герои


События


Концовка


Особенности жанра и языка


 
Отличительные признаки

Герои



События



Концовка



Особенности жанра и языка





Вопросы - помощники
Назовите героев, которые есть в обеих сказках.
Назовите героев, которыми сказки отличаются друг от друга.
Кем и как изгнаны героини сказок?
Как мачеха пытается убить падчерицу?
Кто и как разыскивает героиню?
Чем заканчиваются сказки?
Каким языком написаны сказки?

Параметры для сравнения
"Белоснежка"
"Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях"

 
Общие признаки

Герои
Мать, мачеха, жених, семь друзей
Мать, мачеха, жених, семь друзей

События
Падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу.
Падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу.

Концовка
Смерть мачехи
Смерть мачехи

Особенности жанра и языка
-
-

 
Отличительные признаки

Герои
7 гномов
7 богатырей

События
Мачеха трижды
пытается убить
падчерицу.
Принц случайно
находит Белоснежку
Чернавка приходит один раз с яблочком.
Жених, королевич Елисей долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.

Концовка
Мачеху убивают
Мачеха умирает от тоски и зависти.

Особенности жанра и языка
Написана в прозе
Написана в стихах


Назовите сходство сказок.

Назовите отличие сказок.

Оценивание
9 -10 баллов – «5»
7 – 8 баллов – «4»
5 – 6 баллов – «3»
Ниже 5 баллов – «2»

Учебник литература 5 класс автор – составитель Г.С.Меркин.
Тема «Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Цель сравнительной таблицы:
Формирование представления о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов.
Техническое задание.
1. Прочитайте рассказ «Кавказский пленник».
2. Найдите в тексте фразы и предложения, описывающие деятельность героев.
3. Заполните недостающие столбцы и строки сравнительной таблицы, приводя примеры из текста.
4. Сделайте вывод о том, как ведут себя герои в разных жизненных ситуациях.

Жилин
Критерии сопоставления
Костылин

«Невелик ростом».

Внешний вид

«Мужчина грузный, толстый, весь красный».


«Удал был».


«А товарищ твой смирный».



занятия

«По целым дням сидит в сарае или спит».


«Тихо полез в дыру, выбрался» « Жилин чуть свистнул, кинул лепёшки кусок, - Уляшин узнал и перестал брехать».


«Полез Костылин да зацепил камень ногой, загремел. Услыхал Уляшин, забрехал и кинулся, а за ним и другие собаки».



Поведение во время побега

«Как хочешь, а я не дойдуНе могу. Сил моих нет».


Требования к таблице.
Структура (3 столбца, 5 строк)
1-ая строка заполнена в качестве образца.
4 незаполненных клетки.
Использование карандаша и линейки.
Сравниваемые объекты (Жилин и Костылин).
Заполнение столбцов сравниваемых объектов в виде цитаты.
Заполнение строк в виде фразы.
Аккуратность заполнения.
Сформулированный вывод.

Требования к тексту.

Вид (художественный)
Объем (рассказ прочитан заранее)
Наличие элементов для сравнения
Подготовительная работа с текстом на уроках литературы.




Сравнительная характеристика Троекурова и Дубровского из повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Параметры (элементы) сравнения
К.П.Троекуров
А.Г.Дубровский


Общие признаки

Положение в обществе
Старинный русский барин
Служба

Семья
Воспитание
Женитьба

Материальное положение (в прошлом)
Одинаковое


Отличительные признаки

Положение в обществе
Генерал-аншеф
Богатый барин
Поручик в отставке
Бедный дворянин

Семья
Дочь Марья Кирилловна
Сын Владимир Андреевич

Материальное положение (в настоящем)
300 душ крепостных
Имения в нескольких губерниях
70 душ крепостных
Деревня Кистеневка



А.П.Чехов «Толстый и Тонкий»
Параметры (элементы) сравнения
Толстый
Тонкий


Общие признаки

Учение в гимназии
Одноклассники, имели прозвища

Семейное положение
Обеспеченная семья

Социальное положение
Чиновники (советники)

Поведение
Радость при встрече («были приятно ошеломлены»)


Отличительные признаки

Учение в гимназии
Герострат
Эфиальт

Семейное положение
Не женат
Женат

Социальное положение
Тайный советник
Коллежский асессор

Поведение
Его стошнило и он отвернулся
Съежился, сгорбился, сузился



В.Г.Короленко «Дети подземелья».
Параметры (элементы) сравнения
Пан судья
Пан Тыбурций


Общие признаки

Семейное положение
Вдовцы

Социальное положение
Обоих называют панами

Отношение к детям


Отношение к людям другого круга
Справедливое


Отличительные признаки

Семейное положение



Социальное положение
Судья
Нищий

Отношение к детям
Не обращает внимания на сына, больше любит дочь
Любит обоих детей

Отношение к людям другого круга
В соответствии с законом
В соответствии с совестью


15