Сравнительные таблицы по русскому языку и литературе
Аналитическая справка по апробационной деятельности.
В ходе работы над темой «Преобразование текста предметного содержания в сравнительную таблицу» проблемной группой в составе учителей русского языка и литературы Мазепой С.Н., Ничковой Н.А., Ничковой В.В., были разработаны критерии оценивания сравнительных таблиц, требования к тексту и таблицам. На примере отдельных тем данные материалы были апробированы на учащихся 5- 6 классов. Результатом данной работы стали сравнительные таблицы, составленные совместно с учащимися. Ученики не только научились составлять таблицы, но и формулировать выводы по содержанию этой таблицы, что способствовало развитию монологической речи на уроках русского языка и литературы. Работа в этом направлении продолжается.
Критерии оценивания сравнительных таблиц
Требования
Критерий оценивания
Баллы
Соответствие выбранной форме (сравнительная таблица)
Соответствует
1
Не соответствует
0
Объекты для сравнения
Указаны все объекты
1
Отсутствует один объект
0
Элементы сравнения
Указаны все элементы сравнения
1
Отсутствие одного элемента сравнения, недочет в форме представления
0
Существенные признаки
Указаны все существенные признаки
4-5 - 2б
2-3 - 1б
Менее 2 - 0б
Полнота заполнения таблицы
Заполнены все столбцы и строки без ошибок
2
Допущена 1 ошибка
1
Допущено 2 и более ошибок
0
Вывод по таблице
Развернутое, обоснованное заключение
3
Краткое заключение
2
Краткое заключение без обоснования
1
Вывод не сделан или вывод ошибочный
0
Максимальное количество баллов
10
Фрагменты материалов по апробационной деятельности.
Русский язык 5 класс
Использованная литература:
Учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой 2012 года издания;
Краткий этимологический словарь русского языка под редакцией С.Г.Бархударова, 1975 г.;
Словарь иностранных слов, 1986 г.
Раздел «Лексика. Культура речи».
Урок повторения и обобщения знаний.
Цель составления сравнительной таблицы:
- Сравнительная характеристика омонимов, синонимов, антонимов по заданным параметрам;
- Умение работать с текстом учебника;
- Умение работать со словарями.
Сравнительная таблица предложена учителем. В ней представлены объекты и элементы для сравнения. Данная работа выполняется в парах
Омонимы
Синонимы
Антонимы
Общие признаки
Этимология
onyma – «имя»
Отношение к части речи
Относится к одной и той же части речи
Отличительные признаки
Этимология
Заимств. В XIX в. из франц.яз.
Написание
Одинаковые по написанию
Разные по написанию
Лексическое значение
Разное лексическое значение
Одинаковое лексическое значение
Противоположное лексическое значение
Требования к тексту.
Используется теоретический материал &67, 68, 69.
Словарные статьи из словарей.
Наличие информации для сравнения.
Требования к таблице.
Количество столбцов и строк.
Аккуратность заполнения.
Заполнение в виде предложений.
Полнота заполнения.
Наличие объектов для сравнения.
Наличие элементов для сравнения.
Критерии оценивания сравнительной таблицы.
Аккуратность заполнения.
Правильность заполнения.
Полнота заполнения.
Соответствие форме.
Умение сделать вывод по таблице.
Разделительные Ъ и Ь знаки.
Параметры (элементы) сравнения
Разделительный Ъ
Разделительный Ь
Общие признаки
Положение в слове
В корне слова; перед гласными Е,Ё, Ю,Я
Особенности произношения
Разделительное произношение гласного с согласным
Отличительные признаки
Положение в слове
После приставок, оканчивающихся на согласную
Перед гласной И
Особенности произношения
Предыдущий звук произносится твердо
Предыдущий звук произносится мягко
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина
и «Белоснежка» братьев Гримм. Сравним?
Задачи урока:
- Рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина со сказкой братьев Гримм;
- Формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;
- Формировать умение сделать вывод по таблице.
Требования к тексту
- Вид (художественный)
- Объем (сказки прочитаны заранее)
- Наличие элементов для сравнения
Требования к таблице
Структура (3 столбца, 11 строк)
Использование карандаша и линейки
Сравниваемые объекты (сказки)
Элементы для сравнения (герои, события, концовка, особенности жанра и языка)
Представление сравниваемых элементов в виде предложения
Аккуратность заполнения
Параметры для сравнения
"Белоснежка"
"Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Общие признаки
Герои
События
Концовка
Особенности жанра и языка
Отличительные признаки
Герои
События
Концовка
Особенности жанра и языка
Вопросы - помощники
Назовите героев, которые есть в обеих сказках.
Назовите героев, которыми сказки отличаются друг от друга.
Кем и как изгнаны героини сказок?
Как мачеха пытается убить падчерицу?
Кто и как разыскивает героиню?
Чем заканчиваются сказки?
Каким языком написаны сказки?
Параметры для сравнения
"Белоснежка"
"Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Общие признаки
Герои
Мать, мачеха, жених, семь друзей
Мать, мачеха, жених, семь друзей
События
Падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу.
Падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу.
Концовка
Смерть мачехи
Смерть мачехи
Особенности жанра и языка
-
-
Отличительные признаки
Герои
7 гномов
7 богатырей
События
Мачеха трижды
пытается убить
падчерицу.
Принц случайно
находит Белоснежку
Чернавка приходит один раз с яблочком.
Жених, королевич Елисей долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.
Концовка
Мачеху убивают
Мачеха умирает от тоски и зависти.
Особенности жанра и языка
Написана в прозе
Написана в стихах
Назовите сходство сказок.
Назовите отличие сказок.
Оценивание
9 -10 баллов – «5»
7 – 8 баллов – «4»
5 – 6 баллов – «3»
Ниже 5 баллов – «2»
Учебник литература 5 класс автор – составитель Г.С.Меркин.
Тема «Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Цель сравнительной таблицы:
Формирование представления о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов.
Техническое задание.
1. Прочитайте рассказ «Кавказский пленник».
2. Найдите в тексте фразы и предложения, описывающие деятельность героев.
3. Заполните недостающие столбцы и строки сравнительной таблицы, приводя примеры из текста.
4. Сделайте вывод о том, как ведут себя герои в разных жизненных ситуациях.
Жилин
Критерии сопоставления
Костылин
«Невелик ростом».
Внешний вид
«Мужчина грузный, толстый, весь красный».
«Удал был».
«А товарищ твой смирный».
занятия
«По целым дням сидит в сарае или спит».
«Тихо полез в дыру, выбрался»« Жилин чуть свистнул, кинул лепёшки кусок, - Уляшин узнал и перестал брехать».
«Полез Костылин да зацепил камень ногой, загремел.Услыхал Уляшин, забрехал и кинулся, а за ним и другие собаки».
Поведение во время побега
«Как хочешь, а я не дойдуНе могу. Сил моих нет».
Требования к таблице.
Структура (3 столбца, 5 строк)
1-ая строка заполнена в качестве образца.
4 незаполненных клетки.
Использование карандаша и линейки.
Сравниваемые объекты (Жилин и Костылин).
Заполнение столбцов сравниваемых объектов в виде цитаты.
Заполнение строк в виде фразы.
Аккуратность заполнения.
Сформулированный вывод.
Требования к тексту.
Вид (художественный)
Объем (рассказ прочитан заранее)
Наличие элементов для сравнения
Подготовительная работа с текстом на уроках литературы.
Сравнительная характеристика Троекурова и Дубровского из повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Параметры (элементы) сравнения
К.П.Троекуров
А.Г.Дубровский
Общие признаки
Положение в обществе
Старинный русский барин
Служба
Семья
Воспитание
Женитьба
Материальное положение (в прошлом)
Одинаковое
Отличительные признаки
Положение в обществе
Генерал-аншеф
Богатый барин
Поручик в отставке
Бедный дворянин
Семья
Дочь Марья Кирилловна
Сын Владимир Андреевич
Материальное положение (в настоящем)
300 душ крепостных
Имения в нескольких губерниях
70 душ крепостных
Деревня Кистеневка
А.П.Чехов «Толстый и Тонкий»
Параметры (элементы) сравнения
Толстый
Тонкий
Общие признаки
Учение в гимназии
Одноклассники, имели прозвища
Семейное положение
Обеспеченная семья
Социальное положение
Чиновники (советники)
Поведение
Радость при встрече («были приятно ошеломлены»)
Отличительные признаки
Учение в гимназии
Герострат
Эфиальт
Семейное положение
Не женат
Женат
Социальное положение
Тайный советник
Коллежский асессор
Поведение
Его стошнило и он отвернулся
Съежился, сгорбился, сузился
В.Г.Короленко «Дети подземелья».
Параметры (элементы) сравнения
Пан судья
Пан Тыбурций
Общие признаки
Семейное положение
Вдовцы
Социальное положение
Обоих называют панами
Отношение к детям
Отношение к людям другого круга
Справедливое
Отличительные признаки
Семейное положение
Социальное положение
Судья
Нищий
Отношение к детям
Не обращает внимания на сына, больше любит дочь
Любит обоих детей
Отношение к людям другого круга
В соответствии с законом
В соответствии с совестью
15