Сравнительные таблицы по биологии растений
Сравнительные таблицы для уроков «Биологии растений»
Автор: Мехед Ольга Николаевна
Учитель биологии высшей
квалификационной категории
МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 3 VIII вида
г.Березники, Пермского края
Особенностью преподавания курса биологии в школе является необходимость использования различного дидактического материала на всех этапах урока. Особенностью детей VIII вида является нарушение всех функций психических функций: рассеянное внимание. кратковременная память, гиперактивность, расторможенность, возможность аффектных вспышек, а главное - отсутствие как внешнего, так и внутреннего мотива к обучению. Данные дети депривированны, энергетически быстро истощаемы, у них нарушены все причинно следственные связи. Дети с нарушением с ОВЗ характеризуются сниженным уровнем познавательной активности, у них нет готовности к решению познавательных задач, так как нет особой сосредоточенности и собранности. У большинства этих детей не обнаруживается готовность к интеллектуальному усилию. Важным условием успешного решения интеллектуальных задач является овладение основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием. Деятельность детей с ОВЗ при анализе зрительно воспринимаемых объектов недостаточно целенаправленна, выделение признаков чаще всего хаотично и без плана Деятельность детей с ОВЗ при анализе зрительно воспринимаемых объектов недостаточно целенаправленна, выделение признаков чаще всего хаотично и без плана. Особенно важное значение для повышения эффективности запоминания имеет умение использовать необходимые рациональные приемы запоминания (группировка слов иллюстраций, установление связей между понятиями). Необходимо помнить о недостаточной продуктивности непроизвольной памяти и специально активизировать познавательную деятельность школьников с ОВЗ. Такая активизация может достигаться различными путями, в том числе: посредством мотивации; путем сосредоточения внимания учащихся на задании. Данные сравнительные таблицы помогают учащимся сконцентрировать свое внимание, учат сравнивать учебный материал, вычленять из материала учебника главное, устанавливать причинно – следственные связи, объяснять закономерности, удерживать хороший рабочий темп на уроке. Каждое задание состоит из двух страниц: на одной странице – сравнительная таблица, а на другой задания для работы с учебником. К каждому заданию предлагается инструкция. Эти задания, особенно таблицы, можно использовать, как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверке знаний. Можно использовать по вариантам, а также - при совместной работе всего класса или в качестве самостоятельной работы.
Семейство пасленовые1.Заполните таблицу, используя учебник на стр. 123 -140.
Название растения Жизненная форма Тип соцветия
Формула цветка Жилкование листа
Плод
Тип плода Срок жизни Условия для роста Значение этого растения
765238514097058426351409704290060198120286131093345124206016954551435264795
2.Выпишите номера предложений, в которых говорится о признаках пасленовых. _______________________________
Сложите все выписанные числа и запишите получившуюся сумму. Например: 2+5 + 6 + 8=22.
В цветке 4 лепестка венчика
В чашечке 6 чашелистиков
В чашечке 5 чашелистиков
В цветке 6 лепестка венчика.
В цветке 5 лепестка венчика.
В цветке 4 тычинки.
В цветке много тычинок.
В цветке 5 тычинок.
В цветке 1 пестик.
В цветке много пестиков.
3.Закончите предложения, вставляя пропущенные слова:
а. Большинство пасленовых– многолетние или однолетние___________________ растения.
б. Стебель у большинства пасленовых _________________ .в. Многие пасленовые - ______________ растения, среди них есть сорняки - ___________, есть и ядовитые растения ___________ и ________________.
г. Специально выращенные растения для красоты называются ______________
Семейство злаковые1.Заполните таблицу, используя учебник на стр.96 -109.
Название растения Виды злаковых (яровые, озимые) Тип соцветие Условия выращивания Использование в народном хозяйстве
737616019240550615851924052670810192405-5715192405
2.Выпишите номера предложений, в которых говорится о признаках злаковых: ____________________________
1.В основном однолетние культуры
2.В основном многолетние культуры
3.В цветке 6 тычинок и один пестик
4.В цветке 3 тычинки и один пестик
5.Стебель укороченный
6.Стебель соломина
7.Листья широкие, с сетчатым жилкование
8.Листья длинные, узкие с сетчатым жилкование
9. Листья длинные, узкие с параллельным жилкование
10.Корневая система мочковатая
11.Корневая система стержневая
3.Закончите предложения, вставляя пропущенные слова:
а. Злаковые – _________________ растения.
б.У них ______________ корневая система.
в.Стебель у злаковых внутри ______________.
г.Такой стебель называется _________________.
д. Злаковые опыляются ____________.
Семейство бобовые (мотыльковые)
1.Заполните таблицу, используя учебник на стр. 123 -140.
Название растения Жизненная форма Тип соцветия
Формула цветка Жилкование листа
Плод
Тип плода Срок жизни Условия для роста Значение этого растения
2.Подпишите названия растений из семейства бобовые:
а. б. в. г.
99060151765684276079375
409575193675296227598425
3.Выпишите номера предложений, в которых говорится о признаках бобовых:
1.В цветке много лепестков венчика.
2.В цветке 5 лепестков венчика.
3.В цветке 5 тычинок.
4.В цветке 10 тычинок.
5.Плод – боб.
6.Плод – орех.
7.Корневая система – стержневая.
8.Корневая система – мочковатая.
9.Вкорневой системе откладываются питательные вещества.
10.Корневая система запасает азот.
11.Листья в основном простые.
12.Листья в основном сложные.
Многообразие цветковых растений
1.Заполните таблицу, используя учебник на стр. 98 -174.
Название растения Класс Семейство Тип корневой системы Тип листа Жилкование листа
Плод Тип плода Формула цветка Значение этого растения
Томат
Чеснок
Вишня
Подсолнечник
46386754438656953250520065233362545275519050377190
2.Выпишите лишнее растение, объясните свой выбор:
а. клевер, бобы, картофель, горох;
б.картофель, клевер, томат, перец;
в.горох, бобы, люпин, соя, фасоль;
г.клевер, фасоль, люпин, люцерна;
д.слива, земляника, малина, томат, вишня.
3.Закончите предложения, вставляя пропущенные слова:
а. Второе название покрытосеменных _______________, так как растения этой группы образуют ____________ .б. Все покрытосеменные делятся на два класса _____________________ и _________________.
в. Признаки однодольных: ________ семядоля в семени, ______________ или ______________ жилкование листа, __________________ корневая система.
г. Признаки двудольных: ________ семядоли в семени, ______________ жилкование листа, __________________ корневая система.
Задания по теме «Цветковое растение»
Задание №1. Вставьте пропущенные слова.
Растение - ________________ организм. Оно состоит из корня, _______________, _____________, ____________ и плодов. Внутри плода находятся _________________. Мелкие цветы, находящиеся на общей______________ называются _______________ .Задание №2. Подпишите типы соцветий:
28613101231905480685123190-139700298450. 3. 4.
5556885194310
5.
30861010795