Педагогический опыт по физической культуре : Формирование мотивации двигательной активности учащихся средствами физической культура
Физическая культура
Тема опыта: «Формирование мотивации двигательной активности учащихся
средствами физической культуры»
Автор опыта: Хантимировой Дилары Зинуровны учитель физической культуры МБОУ «СОШ №3», г.Нарьян-МарЕсли человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ
Информация об опыте
Условия возникновения опыта.
В Послании Президента «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности России» говорится: «Успешность реализации стратегии модернизации страны зависит, прежде всего, от знаний социального и физического самочувствия россиян». Одним из основных факторов формирования здоровья является двигательная активность. Двигательная активность – это здоровье, опора, которая определяет будущее молодого человека, реализацию его жизненных планов и мировоззрения. В мире нет ни одного лекарства, которое бы заменило движение, а движение может заменить все лекарства мира.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся одна из задач образовательного учреждения. Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, и т.д.).
Движение для ребенка - это естественное состояние, средство познания мира, физическое развитие. Школьная среда подавляет двигательную активность ребенка, такое положение является первоисточником телесных и физических заболеваний, а также причиной развития гиподинамии.
Школа создает необходимые условия для физического развития растущего детского организма. Мы понимаем, что нельзя насильно заставить школьника заниматься какой-либо двигательной деятельностью, а тем более заботиться о своем здоровье, нужны определенные стимулы, мотивы. Ребенок должен сам захотеть изменить отношение к самому себя, а учитель должен сформировать устойчивое желание стать здоровым. Здоровое поколение – это потребность современного общества. Мотива́ция – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности (Приложение 1).
Опрос, проведённый среди учащихся, подтверждал, что удовлетворенность уроками физической культуры в сравнении с юношами у девушек гораздо ниже. Наблюдалась ярко выраженная тенденция нежелания девушек принимать участие в спортивных мероприятиях, проводимых на различных уровнях. Одной из причин снижения удовлетворенности учащиеся выдвигали малую эмоциональность и привлекательность уроков.
Исходя из результатов диагностики, учитель сделала вывод, что совершенствование форм и методов проведения уроков и внеклассных мероприятий позволит добиться более высоких показателей физической подготовленности учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени, а сами занятия сделать более интересными, что повлияет и на повышение уровня мотивации.
Актуальность опыта. Необходимым условием развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя за ученическим столом). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, бег, игры) занимает только 16 – 19% времени суток. Малоподвижный образ жизни ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физической и двигательной подготовленности, является ведущим во всех программах обучения и воспитания общеобразовательных учреждений. Из вышесказанного ясно, что двигательная активность – залог здоровья и успешного обучения.
Актуальность опыта заключается в разрешении тех противоречий, которые были выявлены в ходе анализа моей педагогической деятельности:
между распространенным малоподвижным образом жизни обучающихся 11 – 15 лет и возросшими требованиями к укреплению и сохранению их здоровья;
между пренебрежительным отношением отдельных школьников к занятиям физической культурой и необходимостью постоянного повышения уровня их двигательной активности;
между распространением вредных привычек в ученической среде и современным курсом общества на здоровый образ жизни.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в совершенствовании процесса преподавания физической культуры на основе формирования устойчивой потребности каждого школьника 11-15 лет в двигательной активности.
Работа над опытом проводилась в течение трех лет.
Диапазон опыта представлен описанием системы работы по формированию двигательного режима школьников, закреплению потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, воспитанию ценностных ориентаций в процессе физического и духовного совершенствования личности.
В используемой мною технологии формы и содержание занятий физическими упражнениями взаимосвязаны и расположены в системе, формирующей двигательный режим ученика как в минимально необходимом объеме двигательной деятельности, составляющей урочную форму, так и внеурочную.
Теоретическая база опыта. Тема актуальна, так как возникновение гиподинамии у детей и низкий уровень физической подготовленности прогрессируют. И поэтому многие ученые исследуют данный процесс.
Педагог-психолог Т.А.Попова рассматривает двигательную активность у детей и подростков как важнейший фактор взаимодействия организма человека с внешней средой и повышение его устойчивости к вредным воздействиям».
Представление о двигательной активности определяется к.п.н.Н.А.Симон: «Мотивирование как одна из наиболее сложных структур личности, ее сущность и особенности. Технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры у детей. Отношение учащихся к урокам физкультуры и пути влияния на его формирования».
Опыт к.п.н.А.А.Чуб рассматривает вопрос: о формировании ценностного отношения школьников средних классов к физической культуре и спорту в процессе подготовки и участия в спортивно-массовых мероприятиях.
В методическом пособии «Как помочь детям стать здоровыми» автор Е.А.Бобенкова затрагивает тему мотивации двигательной активности у детей с ослабленным здоровьем.
А.М.Шамин, автор теории формирования физкультурных потребностей и способностей отмечает, что готовность личности к деятельности любого рода есть единство трех сформулированных подсистем человека: мотивационной (установки), информационной (знания), операционной (умения). Все эти три подсистемы формируются и в процессе привития физической культуры.
Существует несколько определений понятия физической культуры:
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - это часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей (Б. А. Ашмарин, 1999).
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности. (В.И.Ильинич, 2001)
В данном опыте под физической культурой понимается, физическая культура – это элемент культуры личности, специфическое содержание которого составляет рационально организованная, систематическая деятельная активность, используемая человеком для оптимизации состояния своего организма (В.П.Лукьяненко, 2003).
ЦЕЛЬЮ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - является формирование физической культуры личности.
Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Стратегическая цель функционирования физической культуры как социально-педагогической системы конкретизируется в задачах, которые необходимо решать с любым контингентом занимающихся, выделяя при этом задачи: образовательные, физического развития и воспитания личности.
Рассматривая движение как источник здоровья, следует помнить о том, что их оздоровительный эффект возможен только при соблюдении ряда условий. Движения должны быть разнообразными, а их количество соответствовать потребности организма и достигнутому уровню зрелости отдельных органов и систем.
В сложном комплексе всех факторов, влияющих на формирование здоровья школьников, одно из ведущих мест принадлежит движению. Современная медицина не знает другого средства, кроме физических упражнений, которое бы одновременно стимулировало рост и развитие детского организма, способствовало укреплению его здоровья, оказывало лечебное действие при заболеваниях.
Одним из направлений предмета «Физическая культура» является здоровьесберегающая технология.
Здоровьесберегающая образовательная технология делится на группы, применяемые в системе образования, которые используют разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы:
Медико-гигиенические технологии;
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств.
В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и во внеклассной работе:
Экологические здоровьесберегающие технологии;
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Для обеспечения оздоровительно-образовательного пространства школьников должно осуществляться:
непрерывное самообразование педагогом;
совершенствование методического уровня;
ведение мониторинга уровня физического развития обучающихся;
связь с детско - юношескими спортивными клубами;
связь с родителями;
межпредметная связь;
совместная работа с медицинским персоналом.
В разнообразной деятельности учащихся, занимающихся физической культурой, выделяют три структурные функции педагогического труда:
конструктивный;
организаторский;
коммуникативный.
Конструктивный компонент. В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся. Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения также неотъемлемая часть конструктивной деятельности.
Организаторский компонент. Важное место в структуре педагогической деятельности занимает организаторская деятельность, составляющей единое целое с конструктивной. Все, что планирует учитель провести в течение занятия, должно сочетаться с его умением организовать весь учебно-воспитательный процесс. Только в этом случае ученики будут вооружаться знаниями. Организаторский компонент включает три направления:
организация своего изложения;
организация своего поведения на уроке;
организация деятельности детей.
Коммуникативный компонент. Он включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Оказывается, что взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя.
Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального подхода, как одной из сторон коммуникативной деятельности человека, также определяет успех его работы.
А.И. Щербаков, кроме изложенных компонентов, выделяет психологические функции педагогической деятельности. Это информационная функция (владение материалом и искусством его подачи); развивающая (управление развитием личности школьника в целом); ориентационная (направленность личности, ее мотивы, идеалы); мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности); исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство).
Степень новизны данного педагогического опыта: рационализация, усовершенствование системы работы над формированием мотивации двигательной активности школьников.
Технология опыта
Цель педагогического опыта: организация учебного процесса, способствующего повышению двигательной активности и формированию мотивации каждого обучающегося, как основного условия развития личности ученика.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
провести мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья школьников;
организовать внедрение форм и методов обучения на уроках и внеклассных мероприятиях, средствами материально-технической базы школы;
дать знания учащимся о физической культуре и спорте; сформировать и развить двигательные умения и навыки, привить способности к рациональному выполнению физическими упражнениями;
воспитать активную жизненную позицию, нравственные и волевые качества, способствующие сознательной потребности в занятиях физической культурой и спортом;
всестороннюю подготовку активистов к общественно-физкультурной деятельности.
Рассмотрение педагогического процесса как целостности возможно с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем, прежде всего систему - педагогическую систему (Ю. К. Бабанский).
Педагогическая система создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание, от педагогической инструментовки, которых зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах - педагогах и воспитанниках.
Познавательный интерес, активность (интенсивность, прочность, сознательность, систематичность), самостоятельность – важные компоненты мотивации учения. Развитие ученика осуществляется не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько по пути совершенствования личности, обучения ученика самостоятельно мыслить, принимать в жизни адекватные обстоятельствам решения. При этом развитие строится на основе закономерностей функционирования живой природы с учетом возрастных и других особенностей обучающегося. Перечисленными ниже обстоятельствами определяется эффективность процесса физического воспитания школьников:
спортивная и учебно-материальная база для занятий;
врачебный контроль и санитарно-гигиеническое состояние мест занятий;
учебная работа по физкультуре;
физкультурно-оздоровительная работа в школе;
внеклассная спортивно-массовая работа.
Познавательная деятельность учителя – источник творческой работы. Реализуя в процессе педагогической работы познавательную функцию, я совершенствую свое педагогическое мастерство, достигаю более высоких результатов обучения, воспитания и развития учеников.
Моя познавательная деятельность выражается в изучении:
состояния здоровья учащихся (данные медицинского осмотра, которые довожу до сведения родителей);
их физического развития (по результатам антропометрии);
уровня развития физических качеств (провожу ежегодно мониторинг);
двигательной подготовленности детей (в начале изучения темы провожу контрольные срезы по определению степени технического владения движениями);
возрастных и половых особенностей школьников (изучаю медицинскую литературу, данные ЛФК);
в изучении современной педагогической литературы и положительного опыта работы учителей физической культуры.
При составлении тематического планирования я пользуюсь «Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов» (авторы - В.И. Лях, А.А. Зданевич). Основы знаний по физической культуре я даю на вводных и заключительных уроках в каждой четверти, а так же в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей. Свои сообщения стараюсь подтверждать высказываниями великих людей. Дети знают, что движение – это жизнь. «Суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть», - писал Блез Паскаль – французский философ XVII в.
Двигательное действие — это целенаправленный двигательный акт (поведенческий двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи). Состоят из движений (и бессознательные, и нецелесообразные механические перемещения тела или его частей) и поз. Ходьба является естественным способом передвижения. В отличие от естественных (бытовых) двигательных действий существуют физические упражнения (общеразвивающие, подводящие, соревновательные).
Какой бы содержательной ни была учебная программа (Приложение 2), ее успешное выполнение целиком зависит от четкого планирования учебного процесса. Стараюсь обеспечить правильное и последовательное прохождение материала программы, исходя из воспитательных и дидактических задач, климатических условий, уровня подготовленности учащихся, оснащенности учебно-воспитательной базы, личного опыта и в соответствии со структурой урока (Приложение 3).
В практике физического воспитания применяются следующие методы:
Фронтальный метод – упражнения выполняются всем составом группы, независимо от форм построения учащихся (в колоннах, нескольких шеренгах, в кругу).
Групповой метод – разные задания выполняются в нескольких группах одновременно. Разделение занимающихся на группы и определение содержания заданий осуществляются с учетом пола, уровня подготовленности и других признаков.
Индивидуальный метод - получаемые задания индивидуальны и выполняются самостоятельно. Задания предназначены для занимающихся, значительно отличающихся от основного состава группы по своей подготовленности, особенностям и способностям, по состоянию здоровья.
Круговой метод - предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий (упражнений) на специально подготовленных местах («станциях»), расположенных по кругу зала или спортивной площадки. Круг включает от 4 до 10 упражнений («станций»). На каждой «станции» выполняется один вид упражнений или двигательных действий. Их состав подбирается с расчетом на комплексное развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями».
В своей работе применяю фронтальный способ. Его достоинства максимальный охват учеников двигательной деятельностью и, следовательно, большая моторная плотность урока. На этапе повторения двигательных действий чаще всего использую групповой способ, позволяющий наблюдать за выполнением школьниками заданий, точнее дозировать их нагрузку и исправлять ошибки.
Достаточно полезен поточный способ, когда школьники, двигаясь один за другим, выполняют одно или несколько упражнений, одинаковых для всего класса или группы. Этот способ применяю лишь в тех случаях, когда учениками прочно освоены упражнения и обеспечена надежная страховка. Для комплексного развития двигательных качеств при использовании поточного метода - мощность работы составляет 60 % от максимума.
Для комплексного развития двигательных качеств и повышения функциональных возможностей организма в значительной мере помогает круговую тренировка. Это форма занятий, при которой упражнения выполняются детьми поочерѐдно, на «станциях» в движении по кругу или всей группой (фронтально) одновременно по замкнутой линии. Для развития выносливости, силовой выносливости используется поточно - интервальный метод (мощность работы до 50 % от максимума). Время работы на «станции» 40 сек. с отдыхом 10-15 сек.
135890-22733000
Для развития скорости, «взрывной силы» используется интенсивно - интервальный метод (мощность работы 75% от максимума). Время работы на «станции» 10-15 сек., время отдыха 45-50 сек.
Показателем времени является способность занимающихся выполнить работу без снижения заданной мощности (темпа, скорости), а критерием готовности к повторной работе – время восстановления пульса до определѐнных величин.
Для проведения занятий по круговой тренировке составляю комплекс из 8 - 10 относительно несложных упражнений. Каждое из них воздействует на определенные группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса.
В зависимости от числа станций класс делю на 6 - 10 групп по 2 - 3 - 4 человека. Перед уроком размечаю места (станции) для выполнения упражнения. Каждая станция – карточка с графическим изображением или кратким описанием упражнения, выполняемого на этом месте, закреплена на стене зала. Каждой группе указываю, на каком месте она начинает выполнять задание и в каком порядке переходит от станции к станции. В дальнейшем сохраняется тот же порядок. Размечая станции, учитываю, что упражнения для одних мышц должны чередоваться с упражнениями для других. Время работы на «станции» 15-20 сек. с отдыхом - до 40-45 сек.
Использую оптимальный ассортимент упражнений для развития физических качеств автора круговой тренировки И.А.Гуревича.
Использование перечисленных методов находит выражение в формировании устойчивой мотивации двигательной активности детей и в их успехах.
Поскольку потребности в двигательной деятельности объективны и определяются ощущениями, стремлюсь превратить объективное в субъективное через мотивационную систему личности, т.е. установки, интересы, желания, убеждения. Мотивирую поиском оптимальных форм, методов, созданием соревновательных условий, с учетом климатических условий и материально-технической базы школы.
Большинство уроков я провожу на улице, что оказывает закаливающее воздействие на организм. Необходимым условием для проведения уроков на свежем воздухе (особенно зимой) является систематичность занятий. Традиционно в середине второй и конце третьей четверти лыжная подготовка - 2 раза в учебном году, а так же третья четверть проводятся спортивные и подвижные игры с минимумом объяснений и максимумом инвентаря, что снижает простои, способствует равномерному распределению нагрузки на уроке в ветреные дни и дни с низкой (-15/-18 º t) температурой воздухНапример:
прыжки высоко поднимая колени, через разложенные волейбольные мячи;
бег с высоким подбрасыванием (передачей над собой) и ловлей волейбольного мяча;
с выполнением нападающего удара в цель;
с выполнением подач (по заданию) в цель;
комбинированная эстафета с использованием волейбольных мячей и акробатики;
состязание капитанов (выиграет тот, кто больше перечислит правил корректного поведения во время соревнований);
комплекс упражнений с мячом (самостоятельно составленный) с проговариванием:
«Ты лети, лепесток через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели!».
Не секрет, что двигательная активность учащихся иногда провоцирует возникновение конфликтной ситуации. В подобных ситуациях применяю различные игровые приемы: «Переключение внимания», когда в конфликтной ситуации достаточно переключить внимание на другой вид деятельности, и возбуждение снижается. Например, неожиданно дать задание: провести по 3 броска в баскетбольное кольцо, затем подойти к учителю и сказать свой результат; «Выталкивание в приседе» - конфликтующие находятся в круге диаметром 3 м. Они принимают положение приседа и берутся руками за голеностопы. Задача: толкаясь плечами или грудью, заставить соперника выйти из равновесия. При этом нельзя выпускать его за пределы круга. Поединок продолжается 30 сек. Если одолеть друг друга соперникам не удалось, объявляется ничья; «Борьба на линии» - двое участников стоят друг против друга перед линией, слегка расставив ноги в стороны и держа обе руки перед собой. Каждый стремится вывести соперника из равновесия вперед или назад. При этом запрещается отрывать пятки от опоры. Время — до 30 сек действиям, для снижения раздражительности, агрессивности использую эти методы.
Сталкиваясь с нежелательными проявлениями реактивности на занятиях физическими упражнениями, необходимо наряду с общевоспитательной работой тактично, основываясь на убедительности, сдерживать учащихся в чрезмерном увлечении избранными физическими упражнениями, строго ограничивать нагрузки, рационально организовывать самостоятельную работу, неуклонно повышать требования к точности действия и сдержанности в эмоциональных проявлениях.
Создаю учащимся ситуацию успеха: «Самооценка разноцветными карточками» (за серию уроков подсчитывается количество набранных карточек и по большинству их цвета выставляется оценка), «Охота за пятерками» (в процессе урока необходимо многократно проявить успешность физкультурной деятельности). Особенно эффективен этот прием при систематическом применении в подготовительной части урока, при проведении элементов строевой подготовки – снимает проблему четкого начала урока навсегда. «Сам себе чемпион» (выставление оценки за улучшенный личный результат какого-либо теста, как правило, при проверке домашнего задания или самостоятельных заданиях, или блиц-конкурс на уроке) и так далее.
Дважды в год проводится экспресс – тестирование УФГ (уровня физической готовности) школьников. Обязательные тестовые упражнения:
1. Тест «прыжок в длину с места» (для измерения динамической силы мышц нижних конечностей). Из исходного положения стоя, стопы вместе или слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела и с махом рук вперед и толчком двух ног, выполняет прыжок. Определяется результат прыжка с двух ног в сантиметрах. Для этого теста целесообразно в спортзале разметить краской (цветным скотчем) место – черту, от которой будет выполняться прыжок, и перпендикулярную ей черту с размеченными делениями через 1 см. для определения длины прыжка. При тестировании дается три попытки.
Характерной особенностью возрастного развития движений по прыжкам с места в длину является то, что достижения мальчиков и девочек нарастают неравномерно. Небольшая величина прыгучести и равномерное увеличение результата в младшем возрасте от 8 до 13 лет (106.0 – 146.2 см у девочек и 119.8 – 184.2 см у мальчиков), с 13-летнего возраста у мальчиков прыгучесть резко увеличивается (194.1 – 216.5 см), тогда как у девочек (152.9 – 170.7 см) увеличивается незначительно. Эти половые различия сохраняются в последующие годы: у мальчиков результаты достоверно увеличиваются, достигая 216.5 см, а у девочек только 170.7 см.
Полученные данные позволяют сделать практические выводы, связанные с контрольными упражнениями по прыжкам для учебных занятий на уроках. Постепенное равномерное повышение требований по прыжкам не совпадают с фактическими возможностями школьников, особенно девочек. Потому для мальчиков с 14 лет требования к прибавке длины прыжка должны быть несколько меньше по сравнению с другими возможностями. У девочек же последовательное повышение возможно до 14 лет. А далее, с 15 лет и старше очень важно сохранить уровень результатов, достигнутый к этому возрасту.
2. Тест «Подтягивание на перекладине» (для оценки силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса).
В висе на перекладине (руки прямые) выполнить максимально возможное число подтягиваний. Упражнение считается выполненным правильно, когда руки сгибаются, подбородок выше перекладины, затем разгибаются полностью, ноги не сгибаются в коленных суставах, движения без перерывов и махов. Неправильно выполненные подтягивания не засчитываются. Определяет силу мышц рук и плечевого пояса путем подсчета количества подтягиваний. И.п. вис на перекладине прямым хватом, ноги не касаются пола. При выполнении подтягиваний не допускаются раскачивания, маховые движения ногами. При движении вверх подбородок должен оказаться над перекладиной, при движении вниз руки полностью выпрямляются.
3. Тест «Подъем туловища» (для измерения скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища). Из И.п. лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах строго под углом 90º, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, партнер прижимает ступни к полу. По команде «Марш!» выполнить за 30 сек максимально возможное количество подъемов туловища, энергично сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь в исходное положение, разводя локти в стороны до касания пола лопатками, локтями и затылком. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или коврике. Для безопасности под голову кладут невысокую (не выше 10 см) подушечку. Неправильное выполнение: отсутствие полного касания пола тремя частями тела (лопатками, затылком, локтями). Участник, опуская тело в исходное положение, может касаться пола последовательно сначала лопатками, затем затылком, потом локтями. Однако в заключительной фазе тело участника должно прийти в исходное положение.
Диагностика физической подготовленности дает возможность отслеживать состояние физического развития школьников, намечать программу его совершенствования, своевременно вносить коррективы в реализацию программы.
Навыки физкультурой деятельности закрепляются и совершенствуются во время внеклассных, внеурочных и самостоятельных занятий.
Воспитанию интереса к урокам способствует использование таких методических приемов, которые позволяют ученикам проявлять инициативу, творчество, активность, самостоятельность. Из числа обучающихся, проявивших устойчивый интерес к занятиям физической культурой, формирую группы, позволяющие вести внеклассную работу.
В процессе педагогической деятельности реализую общешкольные планы физкультурно-массовой работы. Осуществление руководством сообщества «Друзья спорта», способствует учащимся реализовать свой творческий йпотенциал, принимая активное учатие в пропаганде здорового образа жизни и в проведении различных мероприятий. Сообщество «Друзья спорта» - это активисты – спортсмены, осуществляющие физкультурно–оздоровительную и спортивно – массовую работу по принципу самоуправления. С целью агитации и пропаганды физической культуры и спорта, популяризации здорового образа жизни сообществом организуются спортивные мероприятия. Интересно, массово проходят традиционные мероприятия: Веселые старты (Приложение 4), спортивное мероприятие «Семья-дружба-спорт» (Приложение 5), спортивное многоборье «Старты Надежд» (Приложение 6), конкурс «Безопасное колесо» (Приложение 7), спортивный фестиваль «Энергия движения» (Приложение 8), товарищеские встречи по спортивным играм, посвященные знаменательным датам, соревнования с командами школ, общешкольный туристический слет, посвященный окончанию учебного года и другие. Детьми систематически организуются фотовыставки, пропагандируются спортивные успехи, тематические праздники, бенефисы, традиционные линейки успеха, на которых обучающиеся награждаются грамотами за достижения в спорте и учебе, родители - благодарственными письмами. Руководимое мною сообщество проводит свои плановые заседания, решает вопросы планирования спортивно – массовой работы, распределяет обязанности.
Придаю большое значение пропаганде двигательной активности:
организую фотовитрины «Гимнастика после уроков», «Физическая культура и спорт на занятиях ОБЖ», «Гордость школы», «Наши достижения», «Спортивная жизнь школы»;
провожу видеозаписи в режиме любительской съемки уроков и внеурочных форм физической культуры;
использую музыку в сопровождении уроков и физкультурно - оздоровительных мероприятий;
способствую выпуску «молний» с поздравлением победителей и призеров спортивно-массовых мероприятий;
оформляю спортивный стенд и организовываю фотосессии лучших спортсменов школы;
ходатайствую о награждении достойных спортсменов на «линейках успеха».
Коллектив физической культуры активно участвует в смотре-конкурсе на лучшую постановку спортивно-массовой работы и добивается успехов (за последние три года школа была в числе призеров).
Одним из главных назначений общественно – физкультурной практики считаю всестороннюю подготовку активистов к общественно–физкультурной деятельности: научить творчески, применять усвоенные на уроках физкультуры знания, умения, навыки; воспитать потребность и способность к систематическим занятиям физическими упражнениями, спортом; приобщить к самообразованию; привить вкус к изучению спортивной литературы.
Считаю, что в победе тренера ученика есть доля успеха учителя физической культуры, так как педагог помогает вовлечению детей в регулярные занятия спортом, на протяжении школьных лет поддерживает их успехи, переживает неудачи, контролирует посещаемость.
Веду учет лучших достижений спортсменов школы, популяризирую их успех. Таблица «Достижения школьников» помещена на спортивном стенде и является гордостью школьного коллектива и мотивационным стимулом к активным занятиям спортом (Приложение 9).
Для достижения цели формирования устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями каждого обучающегося стремлюсь к большему охвату детей спортивными делами. Мною, как учителем, подготовлено 17 призеров или победителей городских или областных соревнований (гимнастика, волейбол, легкоатлетические эстафеты города, олимпиады по физической культуре, спартакиады).
Повышению уровня двигательной активности учащихся способствует внутришкольная спартакиада, спортивные конкурсы, вечера, праздники. В школе традиционно проводятся турниры по футболу, настольному теннису, совместные с детьми и родителями турпоходы, участие в массовых пробегах города, легкоатлетическом кроссе, лыжных гонках «Северное сияние».
Контакты с детьми, педагогическим коллективом, родителями помогают в повышении массовости занятий физической культурой и спортом в школе. Это позволяет мне варьировать содержание программного материала, формы и методы физического воспитания школьников.
Много лет я собираю и систематизирую по темам дидактический материал, фонотеку для музыкального сопровождения занятий, реквизит и мелкий инвентарь для проведения уроков и массовых мероприятий, видеотеку спортивной деятельности обучающихся для пропаганды здорового образа жизни.
Изучая инновационные направления в области физической культуры, работая по новой комплексной программе, стремлюсь к обеспечению комплексного решения задач физического воспитания школьников при взаимодействии всех форм, избранных в школе. Хорошим подспорьем являются актуальные материалы сети Интернет.
Важным условием в своей работе считаю доведение школьников до требуемых норм по формированию их двигательной активности в практической работе. Организация детей на участие в массовых спортивных соревнованиях совершенствует уровень моих организаторских умений, способность объединять детей и управлять большим количеством школьников в спортивном зале, за городом, на стадионе и так далее.
Выступления с докладами помогают обобщить работу, а так же повышает профессиональное мастерство и способствует обмену опытом. На семинаре-практикуме для учителей физической культуры - слушателей курсов повышения квалификации АО ИППК РО усовершенствования учителей представила доклад по теме «Привитие физкультурной самостоятельности учащихся» (Приложение 10). Выступила с докладом в научно-практической конференции ДДТ на тему «Физкультурно-спортивные занятия с младшими школьниками в аспекте их предварительной спортивной подготовки» (Приложение 11), в педагогических чтениях ГБУ НАО «НРЦРО» представила доклад на тему «Программа повышения эффективности формирования ЗОЖ детей в системе «школа-семья-школа» - (Приложение 12). Имею диплом международного уровня по теме «Роль физической культуры в формировании личностных качеств» (Приложение 13), имею сертификат участника I-го регионального слета учителей физической культуры и тренеров – преподавателей ДЮСШ, выступив с темой самообразования «Личность преподавателя, требования к его профессиональным способностям, подготовленности и мастерству» (Приложение 14).
Организую работу в соответствии с социально – экономическими потребностями современного общества по формированию всестороннего развития личности школьников: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры.
В процессе практики учителя физической культуры стремлюсь систематизировать средства, методы и формы организации учебной деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей.
В целом, повышение педагогического мастерства ведет к улучшению качества всей работы педагога.
Результативность опыта-3746537465000
100% 95% 90%
85% 80%
2011-2012
7Б 2012-2013
8Б 2013-2014
9Б Внедряя наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания детей, выявляю и развиваю творческие способности воспитанников, формирую устойчивый интерес учащихся к физической культуре, добиваюсь повышения результативности процесса обучения и воспитания.
Учебный год Участники Результат
2014-2015
2015-2016 Анисимова Света
Хатанзейская Алена
Артеева Ксения
Фролов Николай
Победитель региональной олимпиады школьников
Призер региональной олимпиады школьников
Призер региональной олимпиады школьников
Призер региональной олимпиады школьник школьников
Мои ученики результативно выступают в городских, региональных олимпиадах:
По итогам диагностики можно сделать вывод о том, что мотивация к изучению физической культуры выросла за три года на 19%. Положительная динамика в развитии мотивации учения является свидетельством высокой результативности образовательного процесса в школе. Процесс организации обучения признан успешным и эффективным с точки зрения оказания влияния на развитие мотивации учения школьников, так как происходит значительное увеличение процентных показателей количества учащихся с высоким и очень высоким уровнем учебной мотивации и значительное уменьшение количества обучающихся с низким уровнем учебной мотивации.
Высокий уровень интереса к предмету стимулируется системой проведения внеклассных занятий, результативным участием в городских соревнованиях и олимпиадах.
Рост мотивации к изучениюфизической культуры100% 80% 60% 40% 20% 0% 2011-2012 2012-2013 2013-2014
Дважды в год провожу экспресс – тестирование УФГ (уровня физической готовности) школьников. Результаты представлены в таблице:
19113537211000
Сроки
проведения Уровни
Высокий Средний Низкий
Октябрь
2011-2012 58% 42% -
Октябрь
2012-2013 61% 39% -
Октябрь
2013-2014 77% 23% -
Процесс физического образования позволяет вооружить школьников многообразными знаниями в области физической культуры и спорта и смежных с ней отраслями знаний (медицины, психологии, педагогики), что удовлетворяет познавательные потребности учащихся и этим самым делает процесс физического воспитания привлекательным, формирующим осознанную потребность в двигательных действиях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. - Новосибирск, 1996. — 28 с.
Александрова Н.И., Дубова Т.Ф., Жоров П.А., Кадырбаева Д.Р. Теоретико-методологические аспекты становления физического «Я» // Формирование образа «Я» и проблемы физвоспитания. М.: Изд. АПН СССР. 1990. - С. 6-13.
Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. М.: ACT, Донецк: «Сталкер», 2002. - 590 с.
Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова JI.M., Бородкина Г.В. Здоровье школьников — результат лонгитюдного исследования // Педагогика. 1995. - №2. -С. 26-31.
Артемьев Ю.С. От победы к победе // Физическая культура в школе. 2001. -№6.-С. 62-67.
Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988. -208 с.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ин-т, 1992. -Ч. 2. - 85 с.
Белкин А.С. Педагогика детства. — Екатеринбург: Сократ, 1995. — 152 с.
Берне Р.Б. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс. - 1986.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.-190 с.
Божович Л.И. Вопросы психологии личности школьника. — М.: Просвещение. -1961.
Васильева О.С., Журавлёва Е.В. Здоровый образ жизни: стереотипные представления и реальная ситуация // Народное образование. 1999. - № 10. — С. 202207.
Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. М.: Советский спорт, 1996. - 133 с.
Воротилкина И.М. Изучение мотивов занятия физическими упражнениями детей младшего школьного возраста // Физическая культура и здоровый образ жизни: Мат-лы науч.-практ. конф. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2003. - С. 42-48.
Выготский JI.C. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. - №2. — С. 117.
Гендин A.M., Майер Р.А., Сергеев М.И. Состояние и факторы развития физической культуры и здорового образа жизни школьников. Красноярск: ЮПИ, 1989.-216 с.
Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. М.: Академия, 2002. - 208 с.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта / Учебное пособие. М.: Академия, 2000. — 288 с.
Дихтярёв В.Я. Знать и уметь // Физическая культура в школе. 2002. - № 4. -С. 36-38.
Куликовский А.В. Справедливая оценка // Физическая культура в школе.2001. -№7. — С. 53.
Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. — М.: ГЦОЛИФК, 1992.
Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спота: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2001. 240 с.