Статья по психологии Помощь младшим школьникам
Помощь младшим школьникам
с задержкой психического развития.
Для совершенствования учебно-воспитательного процесса необходимо улучшение работы с детьми, испытывающими ьрудности в обучении.
Достаточно распространенной причиной стойкой неуспеваемости младших школьников (до 50% случаев от числа всех слабоуспевающих) является задержка психического развития детей, обусловленных отклонениями в их нервно-психическом и физическом здоровье.
Для таких детей в стране развертывается сеть специальных общеобразовательных школ-интернатов, школ с продленным днем и классов выравнивания.
Какие дети нуждаются в таком специальном обучении? Как организованно это обучение?
Каждый учитель начальной школы в своей практике неоднакратно встречается с такими детьми. Побываем в середине учебного года в 1 классе. Среди учеников сразу выделяется один-два, которые после звонка на урок долго не могут привести себя в рабочее состояние,продолжают находиться в сфере иных, внеучебныхинтересов. Они долго устраиваются на парте, роняют какие-то вещи. Постепенно они собираются и готовы работать с классом. Однако умственное напряжение скоро утомляет их, на вопросы учителя они не могут дать быстрый, правильный ответ, в тетради они не могут работать в нужном темпе, верно расположить запись. Неудачные попытки выполнить задание, замечания учителя, неодобрении однаклассников вместе с переутомлениемприводят к тому, что эти дети вместо учебной деятельности переключаются на игровую, выпадают из хода урока, у них возникает вспышка раздражения, либо реакция безразличия. Такое неполное участие в работе на уроках влечет за собой накопление пробелов в знаниях, приводит к стойкойнеуспеваемости.
К концу первого года обучения они, как правило, не овладевают знаниями и навыкамив предусмотренной программой объеме: читают по слогам лишь самые простые одно-двусложные слова, при чтении и в письме допускают много ошибок и проявляют нетвердое знание букв. Для них характерны слабые вычислительные навыки в пределах первого десятка, не умение решать элементарные математические задачи.
В результате обследования ребенка устанавливаются причины его неуспеваемости. В том случае, когда этой причиной является диагноз «Задержка психического развития», над дальнейшей школьной судьбой стоит задуматься.
Дублирование 1 класса вследствие неуспеваемости по основным учебным предметам либо условный перевод во 2 класс для детей с задержкой психического развития оказывается малоэффективным, так как в условиях обячного класса учитель не может обеспечить этим ученикам необходимой спецефической помощи. Иногда бывают случаи, когда детей с задержкой психического развития неправомерно переводят во вспомогательную школу. Возможны случаи перевода без достаточных знаний в следующие классы нередко приводит к «отсеву» таких учеников, к правонарушениям в подростковом возрасте.
Эти дети не являеются умственно отсталыми, у них не обнаруживаются выраженные нарушения слуха, зрения, моторики, часто имеют признаки перенесенного на ранних этапах своего развития органического повреждения центральной нервной системы. К таким детям относятся дети с цереьрастеническим состоянием, с психофизическим и психческим инфантилизмом. Клинические прявления перенесенных заболеваний выступают в виде остаточных явлений инфекций, травм, интоксикаций нервной системы. Иногда задержка психического развития является результатом генетических пороков развития. Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности, которые связаны с недостаточностью памяти, внимания,темпа и подвижности психических процессов, повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью, негрубой степенью недоразвития корковых функций. Задержка психического развития у детей нередко сочетается с психомоторной расторможенностью либо, наоборот, с вялостью и апатичностью, с невротическими растройствами, с задержкой физического развития, общей ослабленностью здоровья.
У детей данной категории отмечается низкий уровень интеллектуальной активности, некоторое недоразвитие произвольной регуляции поведения, незрелость эмоционально-личностных компонентов деятельности, неумение произвольно сосредочиться на заданиях, повышенная утомляемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных понятий и представлений.
Вместе с тем у этих детей отличается неравномерность в развитии познавательной деятельности; при выраженных затруднениях в решении словесно-логических задач дети относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера, с обобщениями на наглядном уровне.
Непосредственной причиной неуспеваемости в условиях общеобразовательной школы является недостаточная готовность к школьному обучению. В первую очередь это недостаточность знаний и представлений детей с задержкой психического развития об окружающем мире, которые составляют необходимую основу школьного обучения и которыми нормально развивающийся ребенок овладевает без специального обучения, в результате общения со взрослыми, сверстниками в игровой деятельности.
У таких детей имеются неправильные и неполные, недифференцированные представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Для них характерны затруднения в практическом анализе и обобщении, в сравнении предметов и явлений по существенным признакам.
Речь детей с задержкой психического развития хотя и удовлетворяет потребность повседневного общения и не имеет грубых нарушений лексики и грамматического строя, отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух. Для них характерны затруднения в понимании художественных произведений, причинно-следственных и других связей в читаемых текстах. Представления о предметно-количественных отношениях, опыт действия с разнообразными совокупностями и практические измерительные навыки сформированы у них недостаточно.
Обучение исходит из основного учебного материала массовой школы, однако разработанные специальные программы отличаются существенным своеобразием. Обучение по этим программам обеспечивает коррекцию недостатков развития детей, направленно на развитие умственной деятельности – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, на преодоление ограниченного запаса знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов, на формирование интеллектуальной активности. Для детей с задержкой психического развития важным являются оптимальное сочетание практических и теоретических разделов обучения, чередование умственного напряжения и разрядки, организация систематических наблюдений, формирование приемов мыслительной деятельности.
При обучении предусматривается значительная расчлененность и строгая поэтапность преподнесения учебного материала, увеличение объема тренировачных упражнений, создание системы повторения пройденного материала, формирование учебных интересов.
Систематическая работа с такими детьми, доброжелательное отношение со стороны учителей и помощь сверстников, содействует усвоению материалов и адаптации к социальным условиям.
Мазанова София Рахановна
Педагог-психолог, 1 категории
СОШ им.С.Сатыбалдина
Лебяжинский р-н Павлодарская обл.
15