Статья Как привить школьникам интерес к изучению физики
Драгунова Л.А., учитель физики ГБОУ «Академическая гимназия № 56»
Люди любят удивляться, и это служит семенами науки.
Р.Эмерсон, американский философ и поэт
Как привить школьникам интерес к изучению физики
Современный школьник испытывает большую информационную нагрузку: количество изучаемых в школе предметов с каждым годом возрастает, а вне школы ребенок тоже находится в потоке разнообразных сведений - от рекламных (повсюду!) до научных (в книгах, электронных играх, по телевизору). Многие дети начинают отказываться от избыточной информации, особенно если ее усвоение связано с интеллектуальным напряжением. Часто с такой позицией учеников можно встретиться в школе - например, при введении в 7 классе курса физики. Далеко не все школьники в будущем планируют связать свою жизнь с физико-математическими науками и с техникой. Вопрос, как привить интерес к изучению физики именно этой группе детей, кажется, вечен, и каждый учитель может предложить свои приемы решения этой проблемы.
Наш опыт показывает, что самый эффективный способ пробудить в детях любознательность - это постоянно удивлять их, показывать необычное в обыденном.
Начать можно с самых простых вопросов, например:
- Почему в классе запотели окна?
- Почему во время грозы сначала сверкает молния, а потом гремит гром, и правильно ли так формулировать вопрос?
- Что общего между кальмаром и ракетой?
- Почему в тесной обуви зимой мерзнут ноги?
- Почему чистый снег тает медленнее, чем грязный?
Через некоторое время можно предложить учащимся создать «Банк физических вопросов». В нем может быть несколько отделов: «Физика и техника», «Физика и компьютерные игры», «Домохозяйка - тоже физик!» и т.п. В последний раздел включаются бытовые ситуации, например: «Маша не нашла крышку и стала тушить мясо с овощами в открытой кастрюле. Какие последствия при этом ждут Машу? еду, которую она готовит? помещение кухни? соседей Маши по подъезду?»
Очень увлекают ребят фокусы, разгадка которых имеет физический смысл. Несколько таких фокусов описано И.Я.Ланиной в пособии «Внеклассная работа по физике» (М., «Просвещение», 1977) Например, фокус с горящим платком, когда сильно намоченный и отжатый носовой платок смачивают спиртом и поджигают. После того как пламя погаснет, зрители видят, что платок остался цел.
В целях профориентации и поддержания интереса к изучению физики можно предложить ученикам найти сведения о науках и профессиях, в которых требуется знание физики. Можно устроить соревнование между классами - какой из них составит более длинный перечень.
Решение практических задач тоже может увлечь детей, если условия задач будут необычными, связанными с жизнью:
Задача: Заяц-русак выскочил из-под колес автомобиля, едущего по проселочной дороге, и побежал впереди машины. Может ли автомобиль, движущийся со средней скоростью 40 м/с догнать его, если заяц за 0,5 часа может пробежать 30 км? Что нужно сделать зайцу, чтобы машина его не догнала?
Решение: в задаче нужно определить, сможет ли догнать автомобиль зайца. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сравнить скорости зайца и автомобиля. Скорость автомобиля известна, надо определить скорость зайца.
С этой частью задачи ученики справляются быстро. А вот второй вопрос (что нужно сделать зайцу, чтобы машина его не догнала) вызывает затруднение, предлагаются различные варианты, такие как «должен увеличить скорость». Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать повадки зайца и сообразить, что машина движется только по дороге, а зайцу достаточно свернуть с дороги.
Увлекает учащихся и решение веселых задач, которых достаточно много у Григория Остера:
Задача: В первом утюге молекулы танцуют медленное танго, а во втором прыгают как блохи. Каким утюгом можно быстрее погладить рубашку – первым или вторым? Или: как, будучи совершенно здоровым и не имея ничего горячего, разогреть градусник до 400С и вместо того, чтобы плестись в школу, спокойно отдыхать в уютной постели?
Решение: обе задачи требуют знаний о строении вещества, а условия задач интригуют учащихся, заставляя узнать теорию, чтобы ответить на вопросы.
Помочь ученикам увидеть необычное в обычном могут знакомые им с раннего детства мультфильмы, например: «Винни Пух и все-все-все», «Приключения барона Мюнхаузена», «Ну погоди!» и др.
Ученики бывают приятно удивлены, когда учитель физики на уроке вдруг обращает их внимание на какое-либо физическое явление, которое упоминается в художественном произведении, изучаемом на уроках литературы, или в учебниках биологии, географии. Разумеется, чтобы быть в курсе, учителю физики приходится интересоваться материалом, преподаваемым коллегами, учителями-предметниками. Например, перед изучением темы «архимедова сила» читаем отрывок: «Егорушка разбежался и полетел с полуторасаженной высоты, описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал. Какая – то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он прыгнул и опять нырнул Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его наверх». (Отрывок из рассказа А.П.Чехова «Степь»)
Ученики вспоминают, что при купании они испытывают такое же чувство и это, естественно, вызывает интерес к новой теме.
Задачи биологического содержания несут в себе физический смысл и новые знания по биологии.
Задача: Летать по-настоящему пингвины не умеют, но их умению маневренно и быстро передвигаться в воде позавидовал бы самый лучший летун среди пернатых. Пингвин «летит», быстро работая крыльями, как веслами. Под водой пингвины развивают скорость до 30 км/ч. Помимо головоногих моллюсков, пингвин питается рыбой, без умения же плавать можно и голодным остаться.
Какое расстояние проплывает пингвин с максимальной скоростью за 5 секунд?
Эти задачи позволяют показывать взаимосвязь явлений живой и неживой природы, а так же привлечь внимание тех учеников, чьи интересы лежат в других областях знаний.
Иногда к изучаемой на уроке теме можно подойти, начав с обсуждения смысла афоризма. Например, слова И.Гете уместно предложить в начале урока, посвященному изучению сил и их законов: «Законам природы люди повинуются, даже когда борются против них; люди действуют заодно с ней, даже когда хотят действовать против этих законов». Обсуждение вызывает желание высказать свою точку зрения, привести свои примеры из жизни, пытаются опровергнуть эту мысль.
Конкретный материал урока учитель может преподносить как часть общего процесса учения, показывая связь изучаемой темы с тем, что составляет культурный потенциал образованного человека. В связи с этим нелишними могут оказаться серьезные и шутливые замечания учителя:
- Физика – основа всего естествознания. Ни одна наука о мире, живой или неживой материи не может развиваться без знания и учета физических закономерностей.
- Чтобы человек развивался, а не деградировал, его ум должен трудиться. Физика обеспечивает человеку пищу для ума, предоставляет прекрасную возможность разгадывать загадки природы.
- Ученые доказали, что творческие, любознательные люди живут долго и счастливо, потому что здоровый мозг заставляет быть здоровым и тело. Решение физических задач - верный путь к долголетию!
- Непонятное нас пугает, а знания придают уверенность в себе. Физика помогает понять окружающий мир, значит, она делает нас сильнее и увереннее.
- Физика - основа технических наук. Грамотные инженеры - это специалисты, очень нужные нашей стране. (И высокооплачиваемые!)
- Физика присутствует во всем том, что нас окружает. Было бы ужасно жить в мире, о котором ты ничего не знаешь. Это все равно что жить в чужой стране и не знать языка ее жителей.
Требования ФГОС нового поколения сводятся к тому, чтобы воспитать в школе людей, умеющих анализировать, обобщать, делать выводы, то есть думать и всю жизнь учиться новому. Деятельностный подход на уроках, установление связей физики с другими изучаемыми в школе науками, поддержание в детях природной любознательности и привитие исследовательских навыков, несомненно, позволяют реализовать эти требования.
Использованная литература:
Генденштейн Л.Э., Курдюмов М.Л., Вишневский Е.И. Открываем законы физики. Механика. – М.: Мир, 1992
Ланина И.Я. «Внеклассная работа по физике». М., «Просвещение», 1977
Остер Г.Б. Физика. Ненаглядное пособие. Задачник. М.: Росмэн, 1994
Перельман Я.И. Занимательная физика. М.: Центрполиграф, 2014
Тихомирова С.А.Физика в пословицах, загадках и сказках.- М.: Школьная Пресса, 2002
Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 кл./Авт.-сост. А.И.Сёмке. – М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2004