Обобщение опыта работы по теме:«Воспитание культуры поведения в группе и привитии санитарно-гигиенических навыков».
Тема: «Воспитание культуры поведения в группе и привитии санитарно-гигиенических навыков».
В общем, гармоническом развитии личности важнейшее место принадлежит формированию эстетики поведения. В ней отражаются отношения человека к окружающему обществу и уровень его образованности.
Воспитание у детей с ОВЗ эстетики поведения является трудным, но необходимым делом. В ходе повседневной, кропотливой работы школа формирует у умственно отсталых детей соответствующие умения, навыки и привычки. При большом опыте воспитания и обучения детей в школах показывает , что умственно отсталые дети могут достичь такого уровня развития, который позволяет большинству из них по окончании школы трудиться на производстве со всеми другими людьми и быть полезными членами общества.
Вступив в самостоятельную жизнь, выпускники коррекционных школ будут проявлять степень своей воспитанности. Умение обратиться с просьбой, поздороваться, войти и выйти из помещения, умение вести себя за столом и в общественных местах – все эти навыки очень пригодятся нашим выпускникам в жизни.
Большинство детей не посещают детский сад, где обычно закладываются основы правильного поведения. В семье с такими детьми, как правило, не работают над эстетикой поведения.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу (Необходима коррекционно-воспитательная работа с первых дней появления ребёнка в школе, тогда можно добиться значительных успехов в работа по воспитанию навыков и привычек ). В начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если школа не поможет приобрести необходимые привычки и навыки культурного поведения, самостоятельно дети не смогут восполнить этот пробел.
Задача состоит в том, чтобы доказать детям целесообразность и необходимость соблюдения принятых в нашем обществе правил поведения. Важно, чтоб дети глубоко прочувствовали и осознали смысл каждого из них. Нужно показать на конкретных примерах, что в каждом из правил содержится мысль о необходимости считаться с окружающими людьми. Воспитатель должен разъяснить умственно отсталым школьникам , что не может считать себя настоящим человеком тот, кто не подчиняется принятым в обществе правилам поведения. Важно довести до сознания детей главную мысль : «Что бы ты ни делал, где бы ты ни был, всегда помни о том, что живёшь ты на свете не один. Помни, что тебя окружают другие люди».
Личный опыт общения ребёнка ещё очень беден, дети часто могут быть невежливыми в силу незнания того, когда, где и как надо поступить (мало знакомы с общественными нормами поведения). С неправильным поведением можно часто столкнуться в столовой, на перемене, на уроке. Дети усваивают правила по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом. (Марат К. – авторитет дядя Саша). Воспитатель непременно сделает замечание, остановит нарушителя, укажет, как следует себя вести. Дети сами нередко жалуются воспитателям на плохое поведение некоторых своих товарищей (Аня С.).
Причины: Дети не знают правила, как надо себя вести; знают правила, но не умеют их выполнять; знают, но не выполняют их. Например, дети знают, что надо соблюдать гигиенические правила: чистить зубы, пользоваться носовым платком, быть опрятным, следить за своей одеждой и обувью, но не делают этого, главным образом, из-за лени, отсутствия волевого усилия, когда надо заставить себя сделать то, чего не хочется. Некоторые правила дети не выполняют, считая их ненужными и неважными. Дети убеждены, что многие правила придумали взрослые, и заставляют их выполнять. Они сознательно не придерживаются известных им норм. В коллективе они не говорят «Спасибо», «пожалуйста», не считают зазорным быть грязным и грубым. Значит, только знание правил поведения не делает школьников воспитанным и культурным . Чтоб усвоить правила поведения необходимо положительное отношение и стремление следовать правилам. Некоторые подростки считают, что можно быть хорошим гражданином, не выполняя правил культурного поведения. Младшие под влиянием перестают выполнять даже простые правила вежливости, боясь быть осмеянным. Преодоление такого мнения – важная задача педагога. Коллектив детей с помощью взрослых должен выработать правила, выполнение которых считается необходимым (тогда требования придерживаться определённых норм будет исходить не только от взрослых, но от самих детей, от школьного коллектива).
Причины невыполнения- окружающие ребёнка люди. Взрослые не всегда являют собой образец поведения в общественных местах, дома, на улице (раздражительны и грубыми, невежливыми, позволяют себе поведение, которое резко осуждается у детей. Следить за своим поведением , быть образцом для детей. Родители. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, манерам.
Работа по воспитанию поведения будет эффективна, если она проводится не от случая к случаю, а в определённой системе, которая должна обеспечить накопление у детей опыта поведения , полезных привычек, приобретение нравственных представлений. Большое значение имеет обстановка в школе: чистота, порядок, оформление…Поведение преподавателя, его внешний вид, тон, стиль обращения затрудняют воспитание культуры поведения. Трудно требовать от школьника чистоты, опрятности.
В работе с детьми надо учить их выполнению правил поведения в различных ситуациях, с которыми чаще всего они встречаются: в школе, на улице, в общественных местах. При этом конкретные правила обязательно будут повторяться. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился выполнять одно и тоже правило в разных условиях (учесть, что для младших школников перенос знаний из одной ситуации в другую не всегда прост. ). Например, ребенок знает, что в школе надо здороваться со всеми, а не только со своим воспитателей, учителем. А за приделами школы, ребёнок может не выполнять это правило. По незнанию. Культура поведения тесно связана с нормами нравственности. В основе многих правил вежливости, внимательности лежит (моральный)принцип(нашего общества) : гуманизм, коллективизм, дружба, ответственность за свои поступки и поведение. Ребёнок постепенно начинает осознавать и оценивать необходимость выполнения правил (с точки зрения нравственности) под руководством воспитателя, учителя. Всю работу по воспитанию культуры следует строить по программе.
Основные разделы работы
Тема занятий по классам 1 2 3
Личная гигиена, аккуратность и опрятность Друзья Мой ДодыраКаждой вещи-свое место
Уход за одеждой
Вежливость и культура речи Волшебные слова
Ты и твои товарищи
Как ты говоришь
Внимательность, точность, обязательность Правила поведения на улице и общественных местах Помни о других
Правила поведения на улице
Держи свое слово
Правила поведения в театре, кино
Правила, обязательные для всех
Правила повеЗаключительные беседы и игра Поведение в школе Поведение дома Поведение на улице и в общ.местахИгра «путешествие по стране Вежливости» В школе, в классе дети осваивают все основные компоненты культуры поведения: личную гигиену, вежливость, точность, обязательность, культуру речи и др. Круг правил в последующем классе, увеличивается, дети знакомятся с более сложными правилами. Также наряду с этими занятиями проводиться повседневная работа
Правильное воспитание зависит от правильного выбора методов работы с детьми. Приучение к выполнению правил поведения и разъяснение им соответствующих норм морали.
А. Упражнения, проводятся систематически(содержание упр. И их форма зависят от характера правила, которое отрабатывается. Например, занятия где показывается, как надо себя вести в той или иной ситуации: как вести себя за столом, как пригласить товарища в гости, как выполнять правила вежливости. Дети повторяют действия учителя, учатся поступать правильно.. А затем эти в разнообразную деятельность школьника. Дети идут в музей, едут в кинотеатр, идут на день рождения. Здесь они должны самостоятельно действовать согласно известным им правилам. Воспитатель наблюдает за поведением детей, он отмечает плохое(пробелы и ошибки) и хорошее(правильное в их поступках), на что можно опереться в дальнейшей работе. Также выполнение поручений…
Б. В система работы воспитателя большое значение имеет и разъяснение детям этических норм, связанных с культурой поведения. Методы: рассказ, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, беседы по прочитанному рассказу. Задача, формировать нравственные представления и понятия о доброжелательности, гуманности, справедливости, дружбе. При разъяснении правил культурного поведения необходимо на мотивы поступков и их последствия для других людей. В работе с детьми надо широко использовать юмор. Важно показать детям в смешном виде героев произведений, которые не умеют или не хотят выполнять правила культурного поведения. И таким образом вызвать у ребенка желание не быть похожим на них. (А.Барто «Любочка», «Сонечка», «В театре», «Почему занят телефон», Вл.Лившица «Неряха», «Перчатки».
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от согласованной работы педагогического коллектива и семьи. Родители должны знать , какие требования предъявляются к поведению детей, какие манеры у них воспитываются, и , самое важное , в этом же направлении вести работу дома, в семье. Важно проверять эффективность проводимой работы. Основным показателем ее успешности является общее и нравственное развитие детей. Педагог систематически должен следить за тем , как изменяется поведение детей, как они ведут себя без его контроля, насколько устойчивы приобретенные положительные привычки , как развивается детское сознание. Изучение детей позволяет обосновано вносить необходимые коррективы в систему работы, усовершенствовать ее.
Основные правила культурного поведения
Правила личной гигиены, аккуратности и опрятности;
Правила вежливости и культуры речи;
Правила точности и обязательности;
Правила поведения в школе;
Правила поведения в общественных местах.