Доклад по т еме Информационная безопасность
Выступление
Кондрашовой М.И. учителей информатики
на педагогическом совете «Безопасность и здоровье»
«Информационная безопасность гимназистов»:
«Информационная безопасность учащихся в Интернете»
Проблема обеспечения информационной безопасности детей становится всё более актуальной в связи возрастанием численности несовершеннолетних пользователей. Существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении школьников, представляющих для детей угрозу. Часто дети принимают всё, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету, не всегда умеют распознать манипулятивные техники, не анализируют степень достоверности информации и подлинность её источников. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ - требование международного права.
Преодолевать нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, законных представителей учащихся и самих школьников.
Наша задача сегодня – обеспечение безопасности детей, не способных иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают, так как темпы информатизации оказались столь быстрыми, что семья и школа не готовы к угрозам нового типа, методы борьбы с которыми ещё только разрабатываются.
Можно выделить следующие опасности, которые ждут школьника в сети Интернет: - суицид-сайты, на которых дети получают информацию о «способах»
расстаться с жизнью;
- сайты-форумы потенциальных самоубийц;
- наркосайты (Интернет пестрит новостями о «пользе» употребления
марихуаны, рецептами и советами изготовления «зелья»);
- сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие:
экстремизм, национализм, фашизм;
- сайты порнографической направленности;
- сайты знакомств (виртуальное общение разрушает способность к
общению реальному, «убивает» коммуникативные навыки подростка);
- сайты сект (виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему
вполне по силам «проникнуть в мысли» и повлиять на взгляды на мир).
Мы предлагаем вам в помощь несколько сайтов
Необходимая информация размещена на сайтах: «Школьный сектор.
Права и дети в Интернете» (schoolsectorp.wordpress.com), «Безопасность»
(http://sos-ru.info), «Безопасный Интернет» (http:www.saferinternet.ru).
Достичь высоких результатов в воспитании невозможно без привлечения законных представителей учащихся.
Как должны родители помочь детям снизить эти риски? Простого
ответа не существует. Риски могут быть разными в зависимости от возраста и
компьютерной грамотности ребенка
Формы работы с законными представителями учащихся:
- выступление на родительских собраниях;
- индивидуальные беседы;
- информация на сайте гимназии;
- встречи со специалистами;
- семинарские занятия.
Основные правила и рекомендации законным представителям
учащихся по обеспечению безопасности детей в Интернете:
Установите компьютер в помещении, используемом всеми членами семьи.
Внимательно относитесь к действиям ваших детей в Интернете.
Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Интернет
Установите «родительский контроль», антивирусные программы, бесплатное программное обеспечение «Интернет Цензор» (www.icensor.ru),
NetPolice, KidGid
Ограничьте время пребывания ребенка в сети.
Контролируйте входящие и выходящие сообщения электронной почты своего ребенка.
Постоянно повышайте уровень своей компьютерной грамотности.
Отвлекайте ребенка от компьютера.
В гимназии проводится неделя безопасного Интернета в целях привлечения внимания к проблеме безопасности детей и взрослых в сети Интернет.
Для изучения проблемы безопасности в сети Интернет и отношения к ней подростков было проведено анкетирование, позволяющие проанализировать современную ситуацию в образовательной среде.
Анкета «Осторожно, Интернет!»
1. Какую информацию нельзя разглашать в Интернете?
а) свои увлечения;
б) свой псевдоним;
в) домашний адрес.
2. Чем опасны социальные сети?
а) личная информация может быть использована кем угодно в разных
целях;
б) при просмотре неопознанных ссылок компьютер может быть
взломан;
в) всё вышеперечисленное верно.
3. Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?
а) посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их
согласия;
б) пойти на встречу одному;
в) пригласить с собой друга.
4. Что в Интернете запрещено законом?
а) размещать информацию о себе;
б) размещать информацию других без их согласия;
в) копировать файлы для личного использования.
Правила работы в сети Интернет
1. Не желательно размещать персональную информацию в Интернете.
2. Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона,
адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей
семьи или друзей.
3. Если вы публикуете фото или видео в интернете — каждый может
посмотреть их.
4. Не отвечайте на Спам (нежелательную электронную почту).
5. Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам людей. Вы
не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут
быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.
6. Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN
messenger и т.д.)
7. Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя
выдают.
8. Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной
жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности!
9. Никогда не поздно рассказать взрослым, если вас кто-то обидел.
Комплексное решение поставленной задачи со стороны семьи и школы позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба ребёнку со стороны сети Интернет. Обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры должно стать приоритетным направлением работы современного образовательного учреждения.
Решение задачи по обеспечению безопасности при использовании компьютера и интернета детьми требует комплексного подхода, решения множества психолого-педагогических вопросов. Школа должна играть одну из ключевых ролей в обучении детей безопасному использованию интернет-технологий. Помимо выполнения очевидных мер безопасности (установка антивирусных программ, брандмауэров, фильтров, ограничений по времени) необходима разработка и реализация правил электронной безопасности, которые требуют привлечения широкого спектра заинтересованных лиц: директора школы, классных руководителей, преподавателей информационных технологий, самих учащихся и их родителей, поставщиков услуг интернета. Среди них могут быть следующие:
Разработать четкие правила и процедуры использования интернета в школе, включая правили против агрессии по интернету и через мобильные телефоны, и регулярно оценивать и пересматривать их эффективность.
Обеспечить осведомленность о правилах допустимого пользования ИКТ и их применении. Очень важно, чтобы эти правила соответствовали возрасту.
Ввести действенные санкции к нарушителям правил пользования интернетом.
Назначить координатора действий по электронной безопасности.
Использовать лицензированного поставщика услуг интернета.
Использовать программные продукты фильтрации/мониторинга.
Обеспечить обучение всех детей навыкам электронной безопасности.
Обеспечить обучение и повышение квалификации коллектива в области электронной безопасности.
Организовать в школе пункт приема обращений, чтобы иметь возможность собирать и регистрировать происшествия в области нарушений электронной безопасности.
Проводить регулярную проверку принимаемых мер в области электронной безопасности.
Однако недостаточно просто иметь эти правила, взрослые должны активно использовать методы, которые помогают детям определить, каким должно быть безопасное поведение, и самим вести себя соответствующим образом.
Информационная безопасность в Интернете может обсуждаться во время уроков информатики, социологии, ОБЖ, гражданского права и др. На уроках информатикидля младших школьников стоит обратиться к онлайновой игре «Wild Web Wood», содержащей основные понятия об устройстве Интернета, правилах работы в нем, в том числе — о сетевом этикете. Дети с помощью выбранных героев игры и мудрого Паучка найдут в ней много полезных советов о безопасном использовании Интернета, которые интересно также будет узнать родителям и педагогам. Игра создана на основе справочника Совета Европы «Интернет-грамотность», переведена на русский язык и будет интересна детям младшего и среднего школьного возраста. Ее можно найти по адресу: http://www.wildwebwoods.org/.