Активизация учебной, познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках истории и во внеурочное время
Активизация учебной, познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках истории и во внеурочное время
Учитель истории МБОУ «Университетский лицей города Димитровграда Ульяновской области» Салтыкова М.Я.
Я работаю в 9,10, 11 классах. Одна из важных задач, стоящих передо мной – ориентация обучающихся на формирование внутренней мотивации на раскрытие ими своего учебного и творческого потенциала.
В современных условиях недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков. Сейчас нужны не столько сами знания, сколько умения добывать их самостоятельно, применять их в жизни, во всевозможных реальных ситуациях.
Моя задача, как учителя, научить обучающихся учиться.
Современные школьники, окружённые гаджетами, мало читают, смотрят по телевизору не те передачи, которые хотелось бы. Всё свободное время проводят за компьютером.
Чтобы активизировать их учебную и познавательную деятельность, я стараюсь разнообразить уроки, применяю различные приёмы, чтобы заинтересовать их, чтобы они не «отсиживались» на уроках в ожидании звонка, а работали с удовольствием, стремились к знаниям.
Особое внимание уделяю работе с текстом учебного материала.
В процессе обучения школьники должны научиться анализировать, сравнивать, отбирать нужное ,обобщать; уметь отстаивать свою точку зрения, аргументировать свой ответ.
В 9-х классах мы изучаем историю России ХХ –начала ХХI века. Для них это очень сложно и, порой, непонятно.
При изучении темы « Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.» очень сложным для них является вопрос о партиях, которые были образованы в этот период.
Работаем с текстом. На доске написан план, на вопросы которого учащиеся должны найти ответы в тексте (год создания партии, лидеры, основные положения программы).
Затем , обсудив задачи, поставленные в Программах партий, мы начинаем сравнительный анализ. ( Что было общего, в чём различие ?).
Ребята отвечают на вопросы «Как ты думаешь?», «Что бы ты сделал?».
Чтобы изменилось, если бы.. ?, согласны ли вы с мнением , если нет, то почему?
Это помогает им задумываться, а не отвечать словами текста учебника.
Работаем с новыми понятиями – диктатура, Федеративное государство, либералы.
За каждый правильный ответ, я в своей тетрадке ставлю +, если небольшая неточность – «плюс-минус».
За неверный ответ – минус.
Это тоже активизирует школьников - каждый из них старается получить как можно больше +.
В конце урока по результатам работы я выставляю отметки.
Для того, чтобы учащиеся знали даты провожу на уроках соревнование между ними. Класс делится на группы, каждая из них получает письменное задание – расположить в хронологической последовательности события. Выигрывает та группа, которая правильно ответит на все вопросы.
За хорошую, активную работу на уроке я обязательно хвалю учащихся (молодец, умница, я верю, что ты справишься и.т.п.).
Очень помогают в вопросе активизации познавательной деятельности задания, которые есть в учебнике после каждой темы под рубрикой «Учимся быть историками».
Например: При изучения темы «Свержение монархии» учащимся предлагаются задания:
- «Используя дополнительную литературу и интернет подготовьте сообщение об одном из упомянутых в параграфе политических деятелей, уделив главное внимание его участию в событиях, связанных с Февральской революцией».
- «Подберите высказывания современников об их отношении к отречению императора Николая II от престола».
При изучении темы «Гражданская война» учащимся даётся задание – «Используя дополнительную литературу и интернет найдите материалы о планах стран Антанты по отношению к России во время Гражданской войны».
- Подберите примеры участия в Гражданской войне офицеров бывшей царской армии на стороне красных.
- Подберите высказывания историков, публицистов об уроках гражданской войны.
При изучении темы «Политическое развитие в 20-е гг.» учащимся предлагается подготовить сообщение об одном из партийных деятелей, участвовавших в политической борьбе в 1920-х гг.
Здесь применяю групповой метод обучения ( по 2-3 человека в группе).
( по желанию).
Ребята собирают информацию, после уроков мы её просматриваем, выделяем главное, исправляем ошибки, делаем выводы. Конечно, это отнимает много времени.
,Учащиеся готовят информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения .
.Далее учащиеся представляют свои проекты одноклассникам на уроке. Это помогает учащимся приобретать опыт публичного выступления, уверенность в своих силах.
Подобные задания предлагаются учащимся и по другим изучаемым темам
Работаем на уроках и с источниками, документами, которых в учебнике предостаточно.
Чтобы проверить, как учащиеся усвоили материал, я к каждому уроку готовлю индивидуальные задания по карточкам, тесты.
После изучения каждой главы провожу контрольные срезы. После каждой главы в учебнике есть тестовые задания. Учащиеся при подготовке к контрольным срезам самостоятельно работают с этими заданиями.
В 10 – 11 классах я использую групповые технологии (метод проектов). Такие формы деятельности требуют разделения класса на группы для совместного и самостоятельного практического или теоретического решения значимой проблемы. Итогом совместной работы является учебный проект. Учитель в данном случае выступает в роли консультанта.
Ещё при планировании (КТП) я определяю темы, которые могут быть «вынесены на проектирование».
Эти уроки я провожу при изучении однородного исторического материала. ( Петровские преобразования, Гражданская война в России, Великая Отечественная война, культура различных периодов Отечественной истории и т.д.).
Цель проектного обучения состоит в создании условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания, коммуникативные умения, навыки работы в группах; развивают у себя исследовательские умения (выявление проблемы, сбора информации, умения анализировать и обобщать).
Методика работы над проектом включает в себя следующие этапы:
1.Планирование работы:
- Обсуждение какой-то значимой проблемы;
- Формулирование темы проекта;
2. Аналитический этап:
- Уточнение намеченной цели и задач:
- поиск и сбор информации с помощью дополнительной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, материалов краеведческого музея, анкетирование, интервью, использованием собственных знаний;
- обмен информацией с другими лицами (учащиеся, родители, учитель и т.д.)
- Анализ собранного материала и отбор наиболее значимого?
3. Этап обобщения:
- систематизация полученных данных;
- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.
4. Презентация полученных результатов.
- осмысление полученных данных и способов достижения результатов
- Обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т.д.
. Занимаясь проектной деятельностью, учащиеся имеют возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность.
В процессе работы над проектом организуется и осуществляется взаимодействие учащихся с учителем и между собой. Происходит соединение академических знаний и практических действий обучающихся.
Всё это способствует повышению внутренней мотивации школьников, желанию добиваться положительных результатов в обучении, осознавать свои возможности, верить в себя.
В 11 классе для подготовки к теме «Политические партии в России в н. ХХ века»
группы учащихся ведут сбор материала по каждой партии (большевики, меньшевики, эсеры, кадеты, Союз русского народа, ( время образования партий, лидеры, программы, решение рабочего, аграрного, национального вопросов Итогом работы является презентация буклетов.
Широкий простор для творческой, поисковой работы представляет
раздел «Великая отечественная война 1941-1945 гг.)
Проблема в том, что всё меньше остаётся свидетелей этого трагического периода в истории нашей страны. Идёт процесс замалчивания истории этого периода, пересмотра роли Советского Союза в разгроме фашистской Германии и вообще итогов Второй мировой войны.
И наша задача – донести до учащихся, что фашизм явил миру чудовищные преступления против человечества. Война унесла жизни 27 миллионов советских людей.
К 70-летию Великой Победы учащиеся 11-х классов подготовили проекты по темам:
-«Московское сражение»
- Сталинградская битва»
- «Курская Битва»
- «Блокадный Ленинград»
- «Мелекессцы в боях за Родину»
- «Советский тыл в годы войны»
- «Партизанское движение»
При подготовке проектов используется и краеведческий материал.
Каждый год мы проводим урок по теме «Человек на войне». Заранее обсуждаем с учащимися темы проектов. Определяем план подготовки, сбора материала, его представления. Учащиеся готовят материал не только о великих полководцах, но и о тружениках тыла, о своих родственниках (прабабушки, прадедушки и т.п.)
Учащиеся 11 класса собирают материалы об участии в Великой Отечественной войне наших земляков –мелекессцев. Работают в группах., знакомятся с материалами Краеведческого музея, общаются с участниками войны – родственниками..
Так ученица 9 класса Чернова Кристина подготовила прекрасный материал о своём прадеде – Герое советского Союза Матвее Чернове.
Ученица 10 класса Коробова Елизавета подготовила проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».
Она собрала материал о своём прадеде – ветеране Великой Отечественной войны, который до войны проживал с семьёй в селе Высокий Колок.
В её проекте представлены архивные материалы, описание фронтового пути, многочисленные награды. В подготовке проекта принимала участия и её семья. Этот проект был представлен на городской краеведческой конференции 21 апреля этого года, где был удостоен первого места.
В мае 2016года она представляла свой проект и IV Зональном фестивале музеев в номинации «Салют, Победа», где заняла III место и была награждена Дипломом.
Метод проектов я использую не только на уроках истории, но и во внеурочной работе.
В моей практике учащиеся работали над такими проектами:
В 2012 году учащиеся 11 класса Дядвейкина Елена м Набиева Юлия подготовили проект «От корниловского мятежа к ГКЧП», с которым они выступали на общегородской студенческой научно- практической конференции и были награждены благодпрственными письмами.
В. 2012 году ученица 10 класса Ольга Карпова приняла участие в городском конкурсе исследовательских работ , посвящённых 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года».
В лицее в течение двух лет работала группа учащихся (9-11 классы), которые готовили проекты для внешкольных мероприятий (лекторская группа).
Учащимися были подготовлены также проекты:
- «Имя твоё неизвестно – подвиг твой бессмертен» - декабрь
-« Нюрнбергский процесс» (К 70-летию со дня начала Нюрнбергского
трибунала)
С этими проектами ребята выступали перед учащимися 7-9 классов на классных часах.
В этом году наш лицей принял участие во Всероссийском конкурсе «Слава созидателям!», который проводится Госкорпорацией «Росатом».
Организаторами выступили Администрация города и ГНЦ НИИАР.
Цели конкурса:
- увековечение живой истории становления и развития г. Димитровграда и НИИАРА
- сохранение памяти о каждом жителе города, принимавшем участие в этой работе;
- передача молодому поколению живого знания и опыта старши;
- воспитание уважения к старшему поколению.
На конкурс нужно было подготовить видеоинтервью с представителями старшего поколения, подготовка видеоролика.
Готовила проект ученица 11 класса Коробова Елизавета.
При подготовке к конкурсу приняли участие и учитель истории Тиц О.В. Большую помощь оказала и зам. директора по научно-методической работе Сказкоподателева Г.Р. Именно ей принадлежит инициатива участия лицея в конкурсе.
Была проведена большая подготовительная работа. (Знакомство с видеоматериалами по истории создания НИИАРа, подготовлены вопросы для видеоинтервью, встреча с учёным секретарём НИИАРА кандидатом наук Валиковым Ю.А.).
Он оказал нам помощь в подборе кандидатов для работы в условиях конкурса. Были организованы встречи на базе ДИТИ НИЯУ МИФИ с доктором технических наук, профессором и членом –корреспондентом РАН, Заслуженным деятелем науки Клочковым Е.П. и с главным научным сотрудником НИИАРа, профессором Головченко Ю.М.
На основе видеоинтервью, материалов из семейного архива учёных Коробова Л. подготовила два видеоролика, которые были отправлены на сайт комиссии конкурса.
Она подготовила статью о научной деятельности и заслугах Клычкова Е.П., которая была опубликована 6 июля этого года в газете «Димитровград». Подведение итогов состоялось 16 сентября - был проведён парад созидателей. Лиза стала одной из трёх победителей конкурса и была приглашена в Москву для получения заслуженной награды. 16 ноября в газете «Димитровград» опубликована её статья «Если внуки будут помнить, то жизнь прожита не зря!». По возвращению город она дала интервью корреспондентам газеты.
В прошлом учебном году ребята 10 класса работали над краеведческим проектом по истории Мелекесса – Димитровграда. Определиться с темой нам помог социологический опрос не только обучающихся лицея, но и жителей нашего города. Ребята провели социологический опрос в разных районах (Олимп, Даазовский район, Химмаш)
Всего было опрошено 30 человек.
Самому младшему респонденту – 16 лет, самому старшему 67.
Были предложены следующие вопросы:
1. Знаете ли вы, сколько лет нашему городу
2. Когда был основан Мелекесс?
3. Откуда произошло название нашего города?
4. Когда вы в последний раз были в краеведческом музее?
Далее ребята проанализировали итоги опроса. На первый вопрос ответили правильно 5 человек ( из них три человека старше 60 лет)
На второй вопрос дали правильный ответ 5 человек? На третий 7 человек ответили, что название города произошло от речки Мелекесска. На четвёртый вопрос ответы были разнообразными.
По результаты соц. опроса выявлена проблема: отсутствие системы краеведческого образования; изучение курса по истории нашего города затруднено из-за отсутствия учебных и методических пособий, недостатка специализированной литературы. Это и определило тему проекта.
Поставлена цель – пропаганда краеведческих знаний по истории нашего города
Поставлены задачи:
1.Познакомить обучающихся с историей нашего города на достоверном краеведческом материале
Воспитание патриотизма у молодого поколения, знаний истоков нашей малой Родины.
Этот проект долгосрочный. Тема первого этапа «Мелекесс дореволюционный».
Основную работу по подготовке проекта проводили учащиеся 10 класса Сатгареев Альберт и Галактионов Дмитрий.
Мы обратились к директору городского краеведческого музея Ивлиевой Марине Владимировне. Она помогла организовать встречу с сотрудниками музея – заведующими отделов., в том числе с зав. архивом --------------
Далее ребята начали сбор материала. Им было дано разрешение работать с архивными документами, фотоматериалом. Был проведён анализ собранного материала. , подготовлена презентации.
16 апреля 2016 г.ребята успешно выступили с проектом на IV Региональном форуме научных и творческих достижений учащихся районов Ульяновской области «Море талантов».
В этом учебном году работа продолжена. Ребята работают над темой «Мелекесс в годы революции и гражданской войны». В группу вошли ещё 3 человека из 10 класса.и один человек из 9 класса. Планируем подготовить проект к Дню науки (февраль 2017 г.)
Материалами проекта могут пользоваться не только учителя лицея, но и учителя других школ.
Метод проектов служит определённым стимулом и мотивацией для дальнейшей деятельности, помогает каждому ученику совершенствовать индивидуальные способности, способствует самовыражению и повышению ответственности, формирует устойчивый интерес к истории.
Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России.
13PAGE 15
13PAGE 14615
15