Исследовательская работа по истории на тему Интегрированное обучение на уроках истории и обществознания в средней общеобразовательной школе (10-11 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Учебная интеграция в современной школе.
Работу выполнила:
Белоброва Клавдия Михайловна,
учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория,
отличник народного просвещения
Мариинск
2016
Содержание.
Интегрированное обучение в общей педагогике…………………………….3
Признаки интегрированного урока…………………………………………….6
Интеграция в процессе обучения истории и
обществознания в профильных классах……………………………………….9
Учебная интеграция на уроках обществознания в 5 классе…………………15
Заключение………………………………………………………………………17
Литература ………………………………………………………………………19
Приложения. Разработки интегрированных уроков………………………….20
Интегрированное обучение в общей педагогике.
Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В.В.Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г.Д. Глейзер и В.С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах Л.И. Новиковой и В.А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец. Названными и другими учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития. Опираясь на выделенные методологические положения, учёные выделяют ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход. Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целом ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы. Многие исследования в отечественной дидактике и в теории воспитания опираются на выше перечисленные положения при разработке конкретных путей совершенствования образовательного процесса.
Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.
Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, химии. Экология, введённая как обязательный предмет ещё совсем недавно, теперь упраздняется. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики, требуют иных подходов в организации учебного процесса.
В методике общественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы общественных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения.
Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно- иллюстративные и репродуктивные методы.
Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Педагогическая деятельность- это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.
Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.
Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что немало важно, но мы должны научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию. Такие цели интегрированного обучения приводят к формированию у детей критического мышления, не в смысле критиковать, а в смысле среди множества решений выбрать наиболее оптимальное.
Интегрированные занятия имеют много преимуществ, так как они решают не только общеобразовательные задачи, позволяющие формировать у детей наиболее целостное восприятие мира, но и прививает любовь к познанию, дисциплинирует и воспитывает ответственность.
Интегрированное обучение позволяет побуждать детей к чтению, получению жизненного опыта, изучению того, как знания используются в реальной жизни. Очень интересно заниматься, когда дома обучаются дети разного возраста.
Интегрированные занятия можно проводить в течение одного дня при использовании большого количества приёмов или же в течение недели, а, может быть, и нескольких недель. Все будет зависеть от выбранной темы, возраста и интереса ребёнка.
Целью моего педагогического опыта является раскрытие сущности интеграции как инновационной формы работы в обучении истории и обществознания.
1. Рассмотреть причины потребности интегрированных уроков.
2.Разработать модель интеграции в образовательном процессе
3. Применить метод интегрированного обучения на уроках истории и обществознания в условиях профильного обучения.
4.Выявить результаты интегрированного обучения и его значение.
Гипотеза: При том же объёме учебного материала, при том же времени, отведённом на изучение истории и обществознания, но изменив методику преподавания, возможно, достичь высоких предметных, метапредметных, личностных результатов.
Признаки интегрированного урока.
Интегрированный урок- это:
специально организованный урок, т.е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;
цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для:
а.) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;
б.) повышения интереса учащихся к предметам;
в.) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;
г.) экономии учебного времени.
2. широкое использование знаний из разных дисциплин, т.е. углублённое осуществление межпредметных связей.
В основу интегрированного урока положены межпредметные связи, в основе которых лежат аспекты: общепедагогический, рассматривающий их как условие и средство комплексного подхода к изучаемому материалу; методический- как условие и средство интенсификации обучения; организационный- основанный на общности форм обучения и характере взаимодействия учителя и обучающихся по выбору оптимальных форм обучения. В своей работе С.А. Леонов отмечает: «Интеграция на уроке представляет собой рассмотрение предмета изучения в единстве и целостности, при сопоставлении точек зрения, выраженных представителями разных наук или средствами различных видов искусств». Многие учёные подчёркивают, что структура интегрированного урока многослойна и вариативна. В нём нет чёткого деления на традиционные этапы. Разные предметы могут и должны составлять некий сплав, сочетание, которое трансформируется в единую и гармоничную картину мира в представлении ребёнка. И он – ребёнок- учится постигать окружающее в гармонии. Наряду с этим происходит формирование метапредметных компетенций. Так приоритетные на уроках литературы общекультурные и ценностно- смысловые, коммуникативные сочетаются при интеграции предметов и с учебно- познавательными и социально- трудовыми и с компетенцией личностного роста.
Понятие «межпредметное» содержание образования имеет синонимическую связь и функциональные пересечения с такими понятиями, как «допредметное», «надпредметное», «общепредметное» содержание образования.
Метапредметный образовательный минимум разрабатывается на основе целей общего образования и охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме её результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности- в форме умений действовать по образу; опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений- в форме личностных ориентаций (В.В. Краевский). Освоение этих четырёх типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культурообразные виды действий, которые в современной педагогической литературе носят название компетентностей.
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), предлагается трёхуровневая иерархия компетенций:
Ключевые компетенции- относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; общепредметные компетенции- относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями (по А. Хуторскому) является следующие: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально- трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.
Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения- формирование в комплексе метапредметных компетенций.
Синтезированность знаний.
Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления, что помогает организовать взаимосвязь событий. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность освоения учеником картины мира, расширяющей до культурологического и всечеловеческого понимания мира, что необходимо для формирования общекультурной компетенции.
Углублённость изучения.
Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления и освоению учебно-познавательной компетенции.
Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.
Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность с практикой, что помогает формированию социально- трудовой компетенции.
Альтернативность решения.
Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность. В этом случае происходит освоение компетенции личностного самосовершенствования.
Организация работы в сотрудничестве. Интегрированное обучение предполагает постоянное взаимодействие, освоение различных социальных ролей. Именно такой подход всецело помогает освоению коммуникативной компетенции.
Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, но необходимые и уместные для развития учащихся, то следует подчеркнуть, что при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), а также формируются в содружестве ключевые компетенции.
Исследовательский и проектный подход в обучении, базирующийся на основе естественного стремления ученика к самостоятельному осмыслению мира, является доминирующим путём познания на этих уроках, наиболее полно соответствует природе ребёнка, где реализуются в полном объёме его творческие возможности.
Интеграция в процессе обучения истории и обществознания.
Процесс обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе всегда был ответственным. В обществе, несмотря на критическое переосмысление трактовки многих исторических событий, фактов, возросла их практическая значимость.
По-прежнему, опыт социально- экономического, политического и духовного развития предшествующих поколений востребован, так как именно он является необходимым условием социализации подрастающего поколения.
Новые подходы к организации образовательного процесса в стране предпринимают масштабные структурные изменения, прежде всего появления профильного обучения на старшей ступени обучения.
В действующем Федеральном базисном учебном плане образовательная область «Социальные науки» объединяет все науки об обществе, что требует формирования новых учебно- методических комплексов и внедрение новых технологий обучения.
Одной из таких технологий является интеграционный подход в обучении. Подход предполагает, с одной стороны, интеграцию по содержанию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область, и, с другой стороны, интеграцию как методику обучения. Необходимость в интеграционном подходе обусловлена:
-направлением гуманизации в обучении,
- профилизацией обучения на втором образовательном концентре,
- не простым формированием знаний, умений и навыков, а формированием личности на основе новых технологий обучения,
- преодолением до сих пор существующего противоречия между «большой наукой», которая вырабатывает компоненты государственного образовательного стандарта, определяет «чему учить?» школьников и «малой наукой» (школа, учитель), которая является образом и подобием первой и, отвечая на вопрос «как учить?», пытается представить целостным образовательный процесс,
- невозможностью игнорирования принципа целостности в субъектах педагогической деятельности-личности учителя и ученика.
Интегрирование в процессе обучения это взаимопереплетение, согласованность образовательных задач различных предметов, разнообразное расширение межпредметных связей, регулируемое углубление содержания школьных курсов. Интеграционные процессы понимаются не как обобщение и суммирование, но как динамика, как направленность к целостности. Интеграция базируется на следующих принципах: комплексном планировании наиболее важных задач обучения, воспитания и развития личности, активизации учебно- познавательной деятельности, формировании основных компетенций учащихся, в том числе навыков исследовательской деятельности.
Интегрирование можно представить как двусторонний процесс- внешний и внутренний. Внешняя интеграция необходима для устранения дублирования в содержании предметов образовательной области, для согласованности и синхронности задач обучения, для обоснованного углубления содержания на уровне профильного обучения. С учётом основных задач модернизации образования- повышением его доступности, качества и эффективности в первую очередь необходимо значительное обновление содержания образования.
Так, обучение истории, обществознания на втором концентре начинается с вводных тем, которые согласно обязательному минимуму содержания включают в себя:
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества. Проблемы периодизации всемирной истории.
Основные источники в истории.
Общество и общественные отношения. Исторический процесс и его участники. Проблемы общественного прогресса. Человек как продукт эволюции. Бытие человека. Человек, инвалид, индивидуальность, личность.
В определённой мере ключевые понятия этих тем уже известны ученикам из курса основной школы.
Задача учителя- поднять эти знания на более высокий теоретический уровень, ввести знания о парадигмах- концепциях и моделях решения проблем исторического процесса, создать позитивную мотивацию на овладение содержанием предметов. Эффективнее для усвоения знаний здесь интегрировать содержание истории и обществознания, показать, что обществознание изучается с опорой на исторические знания, что оба предмета взаимосвязаны. Если в курсе истории изучается прошлое человечества в его конкретно неповторимом облике, то в курсе обществознания изучается прошлое человечества в его конкретно неповторимом облике, то в курсе обществознания изучается мир человеческих отношений, общественных ценностей в целом с учётом осмысления и выработки гражданской социальной позиции для понимания закономерностей настоящего и будущего развития общества. Тематическое поурочное планирование и основные методические рекомендации можно представить в таком варианте.
№п/п
урока Основное содержание урока Предмет, вид интеграции Основание для интегрирования
1 Понятие общества, взаимоотношения общества и природы, общество как динамичная система, проблемы общественного прогресса.
Интегрируется также
понятие безопасность
человека в обществе из курса
ОБЖ
Обществознание
учебник «Человек и общество» под ред. Л.Н.Боголюбова 4.1- 10 кл.-п.1.
История учебник Н.В. Загладина«Всемирная история с древн.вр.до конца XIX века”, 2006, 10 кл.с.27-31.
Обществознание история
Обществознание и биология
Обществознание – ОБЖ. Изучение понятие «общества» как этап исторического развития человечества или конкретной страны. Понятие общественного прогресса и этапы развития человечества
2 Этапы развития историче-
ского знания История
«Всемирная история» 10кл. п.1
История- обществознание Познавание (вид деятельности)
Человеком окружающего мира, себя в этом мире через обращение к истории. Конкретизация понятия общества как динамичной системы
3-4 Человек, индивид, личность.
Человек как продукт эволюции. Бытие человека Обществознание
« Человек и общество»
ч. 1-10 кл.- п.2 ч.п.-11кл- п.2-3
история
«Всемирная история» п.2
История- обществознание.
История- биология. Подходы к изучению человека- бытие человека, начиная с древнейших философских систем Китая, Индии и заканчивая философией истории XX века
5-6 Различные теории- парадигмы исторического развития История
« Всемирная история» п.2, с.19-22
Обществознание
«Человек и общество»
ч.п.-11кл., п.
история- география
история- обществознание
Развитие общества с позиций цивилизационного, формационного подходов.
Концепции: теория локальных цивилизаций, марксистская концепция истории, У. Ростоу, Д.Белла и др.
7 Обобщение и повторение вводных тем История- обществознание
Обществознание- ОБЖ Профильное обучение вводится в режиме личностно-ориентированного образования. Оно призвано развивать такие компетенции учителя и учащихся как системное мышление, способности к критическому оцениванию и самооцениванию, рефлексии, мотивированию, а также информационную и коммуникативную культуру. В учебный процесс активно вводятся интегрированные уроки в виде ролевых, ситуативных, организационно –деятельностных игр, заданий, в которых обучение проходит путём свободного общения, вовлечение в деятельность. Организация процесса обучения, становится внутренней стороной процесса интегрирования.
Интегрированный подход позволяет проводить бинарные уроки, разворачивать широкую творческую и поисковую деятельность учащихся и учителей- предметников. При этом сохраняется возможность углубленного «однопредметного» изучения определенной части содержания блока. Это – оптимальное соединение содержательной дифференциации и интеграции, которые связаны диалектическим законом маятника, где дидактически определяется преобладание то первого, то второго составляющего.
Полезно посвящается целые учебные дни изучению смежных предметов (похожим тем). О таком принципе сообразности писал ещё Я. А. Коменский: «Пусть в школах будет установлен порядок, при котором ученики в одно и тоже время занимались бы только одним предметом». Критиковал классно- урочную систему П.П. Блонский за много предметность учебного дня, ведущую к тому, что «уроки растерзывают внимание учащихся».
Обновление содержания и технологии обучения в условиях профильного обучения также предполагает широкую предметную интеграцию непрофильных предметов и углублённое изучение, даже с индивидуальной траекторией обучения профильных предметов.
Способствует процессу интегрирования представление содержательного программного материала в виде тематических блоков. Блок – это совокупность, объединение частей отдельных школьных курсов или тем в единую конструкцию, где содержание подобрано в определённом порядке и отвечает дидактическим принципам и закономерностям обучения, обеспечивающим целостность педагогического процесса.
Ведущими принципами для построения блоковой конструкции являются принципы научности и доступности; преемственности, систематичности и последовательности; проблемности и мотивации обучения. Блок – это проявление внешней интеграции.
Принципы научности и доступности обучения требуют, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, понятиями, законами, раскрывало современные достижения науки. В процессе обучения ведущими становятся исследовательские и практические работы, постановка проблемных заданий, умение выдвижения и доказательства гипотез, дебаты и дискуссии. Принципы преемственности и систематичности предполагают рациональный выбор вариантов последовательного изучения содержания на основе логики и проблемно- хронологического подхода построения учебных курсов. Так, в 10 классе могут быть следующие тематические блоки:
Вводный блок. (интеграция обществознания, ОБЖ, всеобщей истории, истории Отечества).
Предцивилизационная стадия истории человечества и цивилизации Древнего мира( обществознания и всеобщей истории).
Средневековые цивилизации: европейская, византийская, восточнославянская, арабская, восточноазиатские V-XVI века. ( всеобщей истории и истории Отечества).
Культурное и философское наследие средневековья. ( всеобщей истории, истории Отечества, литературы, МХК, обществознания).
Кризис и модернизация традиционного общества. Направления социально-экономического развития стран в XV-XVП веках.( всеобщей истории, география, история Отечества, обществознания).
Политическое развитие мира: эволюция европейской государственности, первые буржуазные революции, укрепление самодержавности в России, традиционализм в Азии конец XVII-XVIII века. (всеобщая история, обществознание, история Отечества)
Время потрясений и перемен. Становление индустриальной эпохи конец XVIII –XIX век. (обществознание, ОБЖ, всеобщая история, история Отечества).
Культурное и философское наследие нового времени. ( всеобщей истории, истории Отечества, литературы, МХК, обществознания).
Содержательная интеграция опирается на широкие межпредметные связи, где происходит слияние знаний, способов деятельности, технологий, что представляет больше возможностей для развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся. Но за рамками межпредметности формируется общенаучные понятия, выступающие средством систематизации и упорядочения знаний. К этим общенаучным понятиям относятся: понятия и законы формальной логики, методологические, философские, историко-научные знания, показывающие эволюцию идей, теорий, представлений. Так, по мнению Выготского Л.С., мыслительная деятельность «движется в пирамиде научных понятий», которые формируются во взаимосвязях и взаимопереходах, что позволяет достичь диалектического мышления.
Таким образом, механизм интеграции (способность к синтезу информации заключён в самой природе человеческого мышления, диктуется объективными законами психологии и физиологии. Если межпредметность- это целостное представление о какой- либо области научного знания, то интеграгративность- это целостное представление об окружающем мире. Если в межпредметных связях подход к знаниям статических, то интегративность отличается динамичностью.
Создание тематических блоков позволяет реализовать в более полной мере и принцип прочности результатов учебного процесса. Знания должны носить действенный, а не пассивно- созерцательный характер, проявляющийся в активной творческой деятельности, в учебно- познавательных, информационных и коммуникативных компетенциях учащихся.
Обществознание в тематическом блоке как учебная дисциплина представляет собой целостную систему знаний об обществе и человеке. Её содержательным стержнем является социология, собственно наука об обществе, вокруг которой науки о различных сферах жизни общества- экономика, политология, культурология, а также социальная психология и социальная философия. Одна из целей обществоведческой подготовки в старших классах указывает на овладение учащимися системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизни человека в нём. В профильных классах освоение учащимися основ общественных наук должно отвечать уровню, необходимому для будущего профессионального образования и самообразования.
В реализации этой цели базовую роль играют исторические знания, что является основанием для более тесной содержательной интеграции этих предметов. При этом оба учебных предмета имеют и самостоятельную ценность, та как история изучает прошлое человечества в его конкретном, неповторимом облике, а обществознание систематизирует знания об обществе и человеке для его социализации в настоящем и развитии в будущем.
Содержательная сторона обществознания дидактически интегрирована, знания об обществе представлены в общем виде.
4. Учебная интеграция на уроках обществознания в 5 классе.
Обществознание как интегративный предмет социального характера обладает большим потенциалом для достижения большинства личных и метапредметных результатов обучения, выделенных ФГОС.
Предметными результатами освоения пятиклассниками содержания программы по обществознанию являются в сфере познавательной:
знание понятий в области социологии, экономики, этики, социальной психологии, культурологии, права;
знание основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умение находить нужную социальную информацию;
в сфере ценностно-мотивационной:
понимание роли мотивов в деятельности людей;
знание норм и правил поведения в обществе;
приверженность гуманизму и патриотизму;
трудовой:
знание труда как одного из основных видов деятельности;
понимание значения труда для личности и общества;
коммуникативной:
понимание значения коммуникации в межличностном общении:
эстетической:
понимание специфики познания мира средствами искусства.
Метапредметными результатами являются:
умение объяснять явления и процессы;
способность анализировать социальные ситуации;
овладеть различными видами публичных выступлений;
оценка своих учебных достижений;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни.
Достижение всех этих целей и задач возможно на основе развития метапредметных и межпредметых связей, на базе глубокой интеграции всего учебного курса обществознания.
Уже на первом уроке обществознания раскрывается связь между науками, которые изучают общество: между правоведением, религиоведением, политологией, психологией, историей, социологией, экономикой, культурологией. Учащиеся раскрывают и особенность каждой науки. Кроме того, получают рекомендации, как находить нужную информацию, как важно размышлять, обобщать, познавать, использовать свой опыт и творить новое, как важно вести здоровый образ жизни и планировать свой день.
Учебный курс построен на примере одного дня из жизни пятиклассника. В течение дня учащемуся приходится сталкиваться с вопросами, которые изучают общественные науки. Как закалить свою волю и стать физически сильным? Как научиться общаться с разными людьми и сохранить хорошее настроение? Почему так важно исполнять свои обязанности по дому? Как правильно делать покупки и не тратить напрасно деньги? Какую роль я играю в семье, классе, кругу друзей, спортивной команде? Насколько важно мое участие в судьбе моего города, края, страны?
Школьник не просто изучает, он субъект познания, он «проживает» весь этот учебный материал, выполняя различные проекты: презентации, сочинения, практикумы, выполняя творческие задания. Для выполнения этих заданий используются знания из других областей наук, а так же развиваются общеучебные умения и навыки.
В течение учебного года проводится шесть уроков-проектов: «Идеальное утро», «Идеальная школа», «Наш помощник – компьютер», «Реклама», «Семейный портрет», «Мой микрорайон».
Используются проектные работы двух видов: а) «Выступаем на уроке»; б) «Проводим исследование».
Проекты есть индивидуальные и групповые. При работе над проектами используется памятка:
А. работайте в тесном сотрудничестве с товарищами, станьте членами единой команды. Помогайте товарищам.
Б. начиная разрабатывать проект, не берите работы больше, чем вы могли бы выполнить. Взяв на себя работу, обязательно выполните ее.
В. Не отчаивайтесь в случае неудачи: ошибки и трудности неизбежно сопровождают любую деятельность.
Г. будьте терпимыми к мнениям других членов вашей группы.
Результаты проектов можно представить в виде доклада, компьютерной презентации, альбома, сценки, видеоролика.
Учебная интеграция способствует развитию творчества учащихся, развитию их мышления, а так же их адаптации и интеграции в классном коллективе и школе, осмыслению их роли в семье и обществе.
Заключение.
Таким образом, интеграционный подход предполагает объединение предметных программ на основе внешней интеграции, что ведет к постоянной связи образовательных предметов вместо эпизодических межпредметных связей, к планированию предметного курса на основе тематических блоков и определённому выбору приёмов, методов, средств обучения при сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения (внутренняя интеграция). Это даёт синхронность обучения, убирает излишнюю часовую нагрузку обучающихся, преодолевает дробление знаний, позволяя достичь большей концентрации внимания школьников и погружения в изучаемый материал. Именно интеграция содержания образования позволяет создать единую картину мира на научной основе, ликвидировать повторения и дублирования материала в разных предметах, обеспечивает взаимосвязь различных предметных систем знаний, разгрузку и оптимизацию режима учебного труда школьников. Кроме того, интегрированное обучение способствует наиболее эффективному развитию ума обучающихся, значительного круга компетенций: социально-адаптивной, когнитивной, информационно- технологической, коммуникативной, что является главным требованиям к результатам обучения в стандартах второго поколения.
Применяя методов интегрированного обучения в профильных классах, удалось достигнуть определенных результатов в повышении качества обучения.
- В течение ряда лет в 10-11 классах стабильно высокие результаты качественной успеваемости:
- история 83%-87%
- обществознание 88%-91%
- Показатели ЕГЭ по истории и обществознанию в течение трёх последних лет выше российского и Кузбасского уровней.
Год Мун.уровеньРегион. Уровень
2008-2009 3 -
2009-2010 4 1
2010-2011 5 3
2011-2012 6 4
2012-2013 6 5
2013-2014 6 2
- Произошёл рост победителей и призёров олимпиад и предметных чемпионатов.
- Обучающиеся активно участвуют в конкурсах разного уровня. Возросло количество победителей и призёров конкурсов разного уровня.
Год Муницип. Уровень Регион. Уровень Российский уровень
2009-2010 4 2 3
2010-2011 6 1 1
2011-2012 2 3 4
2012-2013 2 4 5
2013-2014 3 5 3
2014-2015 5 4 3
2015-2016 6 4 3Важнейшим показателем метода интегрированного обучения является успешная социализация школьников после окончания школы и дальнейшего определения в жизни.