Статья Реализация этнокультурного компонента в учебно-воспитательном процессе начальных классов


Рахимова, статья
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Чикчинская средняя общеобразовательная школа имени Х.Х.ЯкинаРЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
«Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории»
В.В.Путин
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной.  Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта. Поэтому одним из важнейших направлений работы школы является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения к духовным ценностям своего народа у подрастающего поколения. Одной из форм воспитательного пространства, позволяющих реализовать творческий потенциал обучающихся, является внеурочная деятельность учащихся.
        На современном этапе развития общества актуально обращение к народной культуре, памятникам старины, произведениям словесного искусства, так как, только познавая национальные традиции, обряды, обычаи, школа способствует сохранению национальной самобытности народа. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям должно начинаться с самого раннего детства. Одной из важных задач этнокультурного образования сегодня является освоение культурных традиций прошлого и настоящего.
В статье 6 закона «Об образовании» РФ говорится о том, что государство должно оказывать содействие в вопросах изучения родных языков в образовательных учреждениях, где обучаются дети представителей народов Российской Федерации. Дать качественные знания в различных областях науки, привить любовь к родному языку, воспитать учеников на основах культуры, вырастить поколение, знающее традиции и
Рахимова, статья
обычаи своего народа - вот те основные задачи, которые стоят перед педагогическим коллективом нашей школы. Поставленные задачи решаются через внедрение татарского этнокультурного компонента в учебно – воспитательный процесс школы. Делаются основные акценты на следующие направления деятельности:
а) изучение татарского языка и литературы как самостоятельного предмета, начиная с первого класса;
б) внедрение этнокультурного компонента в предметы федерального компонента учебного плана (история, география, литература);
в) организация кружковой работы;
г) ведение внеурочной деятельности по ФГОС.
Учителя начальных классов целенаправленно работают над подготовкой обучающихся к олимпиадам, и показывают достаточно высокие результаты. С целью привития любви к родному языку в школе ведется большая внеклассная работа. Активное вовлечение обучающихся во внеклассную и внеурочную деятельность, восприятие языка через музыку, стихи помогает формированию языковой культуры, развитию познавательных интересов, прививает любовь к родному языку. Воспитательный потенциал самой народной педагогики велик. Её использование помогает формированию духовно – нравственных качеств личности школьника. Максимальный охват внеурочной деятельностью – одна из составляющих успеха воспитательного процесса.
Школа имеет свои традиции и традиционные мероприятия, в основе которых лежат национальные традиции и обряды. Например такие праздники как: день матери, неделя родного языка, день пожилого человека, национальные праздники (карга боткасы, курбан – байрам и т.д.). Стали традиционными открытые уроки и внеклассные мероприятия, посвященные татарским поэтам Габдулле Тукаю и Мусе Джалилю, участие в конкурсе «Утренняя звезда», где наши обучающиеся занимают призовые места.
Богатство народа - это не только развитая экономика, но, в первую очередь, высокое национальное самосознание. Знать историю своего народа, пользоваться своим родным языком, культурой, уважать народные традиции являются главными задачами для школьников Чикчинской средней школы им.Якина.