РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В СОДЕРЖАНИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (из опыта работы)

Вдович Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Аромашевская СОШ им. Героя Советского Союза В. Д. Кармацкого», с. Аромашево, Тюменской области

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В СОДЕРЖАНИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одним из способов реализации процесса этнокультурного воспитания может стать создание коллективных творческих проектов. «Полёт души» - так называется коллективный проект учащихся нашей школы. Цель проекта - формирование жизненных ориентаций и культурных ценностей творческой личности через развитие и реализацию индивидуальных способностей.


РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В СОДЕРЖАНИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(из опыта работы)

«Меня зовут Айшат. Я приехала в Аромашево недавно из Казахстана, я нерусская. Но за короткое время я успела познакомиться с хорошим классом и самыми лучшими для меня подругами: это Олеся П., Настя О., Юля П..
Мы разных национальностей, у наших народов разные обычаи, разные праздники. Обычаи нашей страны подчинены мусульманской религии, и потому, когда девушка начинает взрослеть, то должна носить платок, не может надевать брюки до определенного возраста, а мои подружки этого могут не делать.
Зато мои подруги отмечают такой замечательный праздник как Рождество, которого нет у нашего народа. Мы с подругами ходим друг к другу на дни рождения, а национальные праздники отмечаем в кругу семьи.
Хотя мы по-разному мыслим, имеем разные характеры, но нас многое объединяет. Например, мы все любим литературу, в особенности – поэзию, и хотим стать известными поэтами, такими, как А. С. Пушкин», - это строки из сочинения моей ученицы Ажиговой Айшат, участницы творческого проекта «Полёт души».
«Полёт души» - это сборник творческих работ учащихся и педагогов нашей школы, целью создания которого является формирование жизненных ориентаций и культурных ценностей творческой личности через развитие и реализацию индивидуальных способностей.
В федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)», в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы (Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 702) подчеркивается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России и т.д. [4].
Для России - с её многообразием языков, традиций, этносов и культур - национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие [6].
Среди первых документов, подписанных Владимиром Путиным сразу после инаугурации, - указ «Об обеспечении межнационального согласия». По сути, это план по воплощению в жизнь идей, озвученных Путиным в известной статье «Россия: национальный вопрос»
Об особом характере русской государственности писал и русский философ Иван Ильин: «Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство» [7]. .
Пусть небольшой, но прочный кирпичик в культурное строительство нашего государства вносит и наш педагогический коллектив.
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей [3].
Реализация этого процесса может осуществляться различными способами. Одним из таких способов является участие в создании коллективных творческих проектов.
В процессе работы над проектом решались следующие задачи: изучение тематической литературы о технологии создания книги; знакомство с профессиями, связанными с созданием и изготовлением книги; сбор необходимого материала для содержательного наполнения сборника; составление бизнес-плана для реализации проекта; изготовление сборника творческих работ участниками проекта.
В течение многих лет в нашей школе проходит множество мероприятий, конкурсов, где ребята проявляют свой литературный творческий талант. В их работах нашли свое отражение события, связанные с различными сторонами культурной и духовной жизни страны и мира: Годом учителя, Годом космонавтики, Годом чтения, Годом литературы, Годом 70-летия Великой Победы, с тематикой декад литературы в школе и другими, пусть не столь значительными для страны, но важными для авторов работ событиями. Также в сборник включены творческие работы, подготовленные учащимися для конкурсов различного уровня: от муниципального до всероссийского): «Я вырос здесь и край мне этот дорог», «С малой родины моей начинается Россия», «Аромашевский район – наша гордость», (к 90-летию Аромашевского района), «Выборы – это твой выбор!», «Российская династия», «В своей профессии – профессор», «Моя будущая семья», «Гордость моя – область Тюменская» (к 70-летию Тюменской области), «Моя малая Родина – Приишимье», «Толерантность в молодежной среде и способы ее развития», «Вопросы защиты прав и интересов детей», «Опять война, опять блокада», «Гостеприимная Сибирь» (к 70-летию снятия Блокады), «300 лет победы Российского флота в битве при Гангуте» и других.
Надо сказать, что создание подобного сборника - это уже третий опыт в истории нашей школы. Первый сборник творческих работ выпускников школы был опубликован в 2006 году, второй – в 2011. Данный сборник отличает то, что в нём собраны произведения выпускников разных лет, учащихся школы совершенно разных возрастов, а также их наставников. Подобная деятельность в нашей школе становится хорошей традицией.
Каждый, кто хоть что-нибудь сочинил или придумал, хочет увидеть свои произведения опубликованными, поэтому мы собрали и объединили в одном издании работы 56 авторов: педагогов, выпускников и учащихся нашей школы. Авторский коллектив многонационален и представляет собой различные этнические группы, проживающие на территории нашего района: русские, татары, казахи, ингуши, грузины, немцы. Таким образом осуществляется еще один важнейший принцип формирования этнокультурного воспитания – толерантность.
Не вызывает никакого сомнения, что успешное общение между этносами без толерантности немыслимо. Толерантность стала составной частью демократического развития общества, она находится в центре внимания в деятельности различных государственных и общественных структур. Это и условие, и залог успешного взаимодействия между представителями разных культур [1]. .
Над проектом работали учащиеся 10 класса. Это школьники 16-17 лет, чей возраст психологи относят к периоду юношества.
Юность - завершающий этап первичной социализации. Круг интересов и общения старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая ее только частью его жизненного мира.
В психологических периодизациях А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина акцент делается на смене ведущего типа деятельности, которой в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная деятельность. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Учебная деятельность приобретает черты избирательности, осознанности, ответственности за ее процесс и результаты [5]. .
Л.И. Божович связывает этот период с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формированием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием. Период юности - это период самоопределения, становления нравственного самосознания. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение [8].
В соответствии с новообразованием этого периода социализации были подобраны и методы реализации проекта:
- наблюдение за созданием содержательного наполнения подобных изданий, выполненных работниками ЦРБС («Слово о родном крае», «Библиотека будущего»), за техническими операциями создания книги (брошюры): набора, печати, сшивания книжных блоков;
- ролевая игра (распределение обязанностей членов группы по профессиональным «ролям», составление бизнес-плана):
- метод профессиональной пробы (фотокорреспондент, журналист, художник-оформитель, наборщикё корректор, переплетчик, главный редактор, артист)
- конструирование (сканирование имеющихся фотографий и авторских рисунков, изготовление макета).
Проект и сигнальные экземпляры сборника были представлены на Областном фестивале проектов «сетевых» лабораторий (апрель 2016, г.Тюмень, ТОГИРРО) и межшкольной районной конференции «На пути к успеху» (апрель 2016, Юрминская СОШ Аромашевского района), где был отмечен дипломом и грамотой победителя соответственно, что говорит об успехе подобного опыта.
Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации [7].
Список литературы.

1 . Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - Москва: МГУ, 2001.
2. Бондарева Н.А. Технология этнокультурного воспитания // Школа, 2001.
3 Захарова Л. М. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике (УДК 373.2.016 + 39(=161.1) //Образование. Просвещение. - М., 2010
4. Указ Президента Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [принят Президентом РФ в 2012 г.) [Электронный ресурс]// URL: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.
5. Этнокультурное воспитание молодежи в культурно-досуговых учреждениях (дипломная работа ) Александрова С. Ю., научн. рук. - Б.Б. Мануйлов, М, МГУКиИ, ФСКД - 2013 г.
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])