Выступление Использование этнокультурного компонента в обучении информатики

Огинова Г. А. учитель информатики
МБОУ «Комсомольская СОШ №2»
Чамзинского муниципального района
Республики Мордовия
Использование этнокультурного компонента
в обучении информатики.
Особое значение сегодня приобретает этнокультурное воспитание, способствующее становлению этнокультурной компетентности личности. На государственном уровне ставится задача сохранения и поддержки этнической самобытности народов России, сохранение языков и культур народов Российской Федерации.
Перед учителем стоит задача выбора методов и технологий, при помощи которых он может сформировать у учащихся компетенции для успешной социализации, социокультурной интеграции, воспитать носителя национальной культуры.
Этнокультурное образование это образование, направленное на защиту и развитие этнокультурной идентичности школьника путем приобщения к родному языку и культуры своего народа.
В курсе информатики нет специальных тем, раскрывающих традиции и обычаи народов своего края. Однако можно дополнить образовательное поле фактами, которые помогут сформировать целостную картину.
При изучении темы «Системы счисления» можно рассмотреть мордовскую систему счисления, привести ряд исторических фактов, взятых из книги «Мордва» (Ист.-этногр. очерки /В. И. Козлов (отв. ред.) и др). Применяя десятичную систему счисления, мордва пользовалась в основном тремя знаками: 1 1, / 5, X 10.

Выбор текста для работы с текстовым редактором в 5-6 классе можно остановить на мордовском фольклоре.
Задания.
Наберите текст загадок на мордовском языке, добавьте картинки с отгадками.
Соки мазы цёра,
Соказо ловажанть,
Модазо чувтонь.

Пашет парень – красавец,
Соха костяная,
Земля деревянная.

Кулы весть,
Чачи кавксть,
Пингезэнзэ моры.
Умирает один раз,
Рождается дважды,
Всю жизнь поет.
Сёксенда туй лямбе шири,
А тунда сай меки вири,
Пизод котонга аф муви,
Кулхцондсан – сон кизот лови.

Осенью она улетает,
Весной обратно прилетает,
Гнезда своего не знает,
Послушаешь – годы считает.

Организуйте информацию в таблицу основных типов почв Мордовии и приуроченность к ним растительности.
Черноземы в районах: Ичалковский, Рузаевский, Ромодановский, Лямбирский, Атяшевский, Ардатовский и др. Серые лесные в районах: Инсарский, Старошайговский, Кочкуровский, Большеберезниковский и др. Подзолистые в районах: Зубово-Полянский, Теньгушевский, Темниковский, Ельниковский и др. Черноземы: широколиственные леса из дуба с кленом остролистным, ясенем обыкновенным, липой мелколиственной; богатый видами травостой и кустарниковая часть; по пойме Алатыря и других рек богатые видами луга. Серые лесные: широколиственные леса из дуба с другими деревьями, мелколистные леса из березы и осины при богатом видами травостое; по пойме Суры и других рек богатые видами луга. Сосновые леса с преимуществом сосны обыкновенной при бедном видовом составе травостоя и кустарников; по поймам Вада, Парцы и других рек обильные видами луга. Для черноземов и серых лесных почв: животный мир разнообразный; типичные обитатели: обыкновенная овсянка, обыкновенная иволга, мухоловка-пеструшка, обыкновенный поползень, заяц-беляк, лось, прыткая и живородящая ящерица и др. Подзолистые почвы: животный мир разнообразный; типичные обитатели: дрозд-деряба, серая мухоловка, желтоголовый королек, б. пестрый дятел и др. Для всех видов почв на лугах – разнообразие видов; типичные: луговой чекан, желтая трясогузка, обыкновенный крот, коростель, обыкновенный чибис и др.
Для работы с электронными таблицами можно рекомендовать следующие задания.
Учеными подсчитано, что 1 га смешанного леса Мордовии может дать: до 3 ц грибов, до 4 ц малины, до 2 ц орехов, более 100м3 древесины, а 1 га зернового поля в среднем в республике дает около 15 ц зерна. Подсчитайте с помощью электронных таблиц продуктивность почвы на территории своего района (данные о территории района возьмите у учителя).
Территория Мордовии 26 125,0 км2. На ее территории сформировалось несколько видов естественных экосистем: лугов, болот, лесов, водоемов. По площади они занимают разное положение. К примеру, леса занимают 20,8% территории края, болота – 3%, водоемы – 7%, луга – 5%. В настоящее время на территории Мордовии сформировались и искусственные экосистемы, в основном поля сельскохозяйственных культур. Их площадь составляет 34%. Составьте сравнительную диаграмму экосистем Мордовии.
При изучении темы «Поиск информации в Интернете» в качестве домашнего задания можно предложить заполнить таблицу «Полезные ископаемые Мордовии», используя различные способы поиска информации в интернете.
Текстом задачи на уроке «Программирование линейных алгоритмов» можно взять следующие факты. Вся площадь земельных ресурсов нашей республики составляет 2612,7 тыс. га; в том числе пашни – 1205,6 тыс. га, сенокосов – 61,3 тыс. га, пастбищ – 328,0 тыс. га, многолетних насаждений – 4,5 тыс. га. Составьте алгоритм (программу на одном из языков программирования) вычисления соотношения земельных ресурсов республики в процентном отношении. Составьте алгоритм (программу на одном из языков программирования) вычисления численности населения республики (по данным на 1994г), если на душу населения приходится 1, 32 га пашни.
Интересным и полезным может быть задание: создать и заполнить базу данных “Красная книга Мордовии”, в которую будут занесены редкие виды растений и животных республики.
Учебный процесс можно организовать так, что он не только передаст самобытность этнической культуры, но пробудит интерес к интегрированности знаний из различных предметных областей.
Приведенная выше информация к заданиям взята из учебника экологии (Якунчев М. А., Жидкин В. И. «Уроки экологии в 10-11 классах. Пособие для учителя», «Основы экологии. Учебник для 10-11 классов средней школы» Под общей редакцией В. И. Жидкина).

ьђ Заголовок 115