Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс (УМК Перспектива)


Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), в соответствии с авторской программой по литературному чтению для начального общего образования 1-4 класс/ под ред. Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования.
Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:
• развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
• приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
• обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
• введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Литературное чтение начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с предметом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Содержание литературного чтения представлено несколькими разделами.
Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.
Содержание предмета включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.
Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.
Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.
Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Раздел «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность» предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты.
Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.
Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.
В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.
При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.
Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.
В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.
Программой предусмотрено анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.
В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.
В содержание предмета с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувств сопереживания и отзывчивости.
Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.
Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.
Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.
Литературное чтение благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4ч в неделю, 10 учебных недель), во 2—4 классах — по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частного природного мира, любовь к природе – это бережное отношение к среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитания любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно - популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностях.
Ценность истины осознания научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, приоритетность знания, установления истины самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества. Труд естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развивается организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, ценное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества– осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).
Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).
Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
• Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
• Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
• Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
• Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
• Формирование эстетических чувств
• Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
• Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
• Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
• Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
• Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
• Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
• Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
• Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
• Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
• Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
• Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
• Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
• Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
• Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
• Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
• Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
• Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
• Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Требования к уровню подготовки учащихся
1 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Ученик научится:
• слушать сказки, стихотворения, рассказы в исполнении мастеров художественного слова;
• заучивать наизусть небольшие стихотворные произведения;
• обмениваться впечатлениями от прочитанного;
• читать в темпе не менее 30-40 слов в минуту, сознательно и правильно;
• отвечать на вопросы по содержанию текста;
• находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание ребёнка;
• пересказывать знакомые сказки;
• воспроизводить содержание небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы;
• сосредотачиваться на чтении текста;
• слушать собеседника; громко, чётко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении;
• делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения;
• грамматически правильно, эмоционально и содержательно строить высказывания;
• доброжелательно и внимательно относит к собеседнику – сверстнику и взрослому;
• читать слова более сложной слоговой структуры; соотносить содержание произведения;
• понимать значения слов и выражений исходя из контекста.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать интонацию различных типов предложения
• наблюдать за языком художественного произведения; доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение.
Творческая деятельность
Ученик научится:
• воспроизводить диалоговые сцены из прочитанных произведений;
• сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом;
• сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом;
• различать сказку, рассказ и стихотворение.
Ученик получит возможность научиться:
• придумывать свой вариант развития сюжета сказки;
• передавать свои впечатления в устной речи и через рисунок;
• сравнивать художественные тексты с произведениями художников и музыкантов.
Литературоведческая пропедевтика
Ученик научится:
• читать наизусть 3-4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
• называть автора и заглавие 3-4 прочитанных книг;
• называть имена и фамилии 3-4 писателей, произведения которых читали в классе;
• высказывать собственное мнение о прочитанном, эмоционально откликаться на прочитанное;
• внимательно относиться к авторскому слову в художественном тексте.
Ученик получит возможность научиться:
• наблюдать за языком художественного произведения;
• находить слова, помогающие ярко и точно изображать природу;
• отличать прозаический текст от поэтического;
• распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)
2 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Ученик научится:
• осознанно воспринимать произведения в исполнении мастеров художественного слова; стихотворения в исполнении взрослого или подготовленного ребёнка ( в сочетании с музыкальным сопровождением);
• четкой дикции, умению правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи;
• читать целыми словами без разделения на слоги двух- и трехсложных слов;
• читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;
• сознательно, правильно читать ( без пропусков и искажений) в темпе 50-60 слов в минуту;
• читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;
• подробно пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий; пересказывать по предложенному картинному плану; пересказывать выборочно с опорой на вопросы и иллюстрации;
• ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника.
Ученик получит возможность научиться:
• делить текст на части, находить главную мысль прочитанного ( с помощью учителя);
• на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи ( повествование - создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание- характеристика героя);
• самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Творческая деятельность
Ученик научится:
• выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно;
• различать слова авторов и героев;
• определять тему произведения по заглавию;
• составлять небольшой рассказ по картинке или серии картинок, объединённых общей темой;
• высказывать своё отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;
• отгадывать загадки;
• читать по ролям литературное произведение;
• использовать различные способы работы с деформированным текстом;
• создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Ученик получит возможность научиться:
• рисовать словесные картины на основе прочитанного текста ( с помощью учителя);
• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
• работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Ученик научится:
• читать наизусть 5-6 стихотворений русских и зарубежных классиков;
• называть 5- 6 русских народных пословиц считалок, загадок;
• называть имена и фамилии 5-6 отечественных писателей;
• находить в тексте сравнения ( простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;
• отличать прозаический текст от поэтического
Ученик получит возможность научиться:
• распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)
3 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Ученик научится:
• читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту;
• читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания подробно и выборочно;
• читать текст выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
• делить несложный текст на части;
• составлять план прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста;
• находить предложения, выражающие главную мысль, уметь соотносить главную мысль с пословицей;
• размышлять над мотивами поступков персонажей, сравнивать героев, находить слова и выражения для их характеристики;
• давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки;
• обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку;
• участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения;
• самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать интонацию (тон, темп речи и чтения, логические ударения и паузы) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения: что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение и т.д;
• читать один и тот же текст с различным подтекстом: восхищением, удивлением и т. д (с помощью учителя);
• распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту;
• ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу.
Творческая деятельность
Ученик научится:
• самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника;
• рисовать словесные картины к художественным произведениям;
• находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;
• находить в произведении средства художественной выразительности ( сравнения, эпитеты);
• составлять рассказ на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др.;
• воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения;
• отбирать из словесной ткани произведения детали и объединять их для создания целостного художественного образа;
• читать по ролям литературное произведение;
• использовать различные способы работы с деформированным текстом;
Ученик получит возможность научиться:
• внимательно слушать собеседника, т.е анализировать речь, улавливать её смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения;
• драматизировать художественные произведения; участвовать в игровых ситуациях с переменой ролей: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссёра,художника, автора текста;
• составлять рассказы в стиле определённого писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере);
• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения
Литературоведческая пропедевтика
Ученик научится:
• называть имена 3-4 авторов и классиков русской литературы;
• называть 2-4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;
• читать наизусть 7-8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы;
• называть имена и фамилии 7-8 писателей – авторов прочитанных произведений;
• различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;
• выделять особенности стихотворных произведений – рифму, ритм;
• ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определённую тему;
• различать художественные и научно - познавательные произведения;
• находить книгу из рекомендуемого списка литературы;
• самостоятельно пользоваться вопросами и заданиями при анализе текста
Ученик получит возможность научиться:
• распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)
4 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Ученик научится:
• читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту;
• читать про себя произведения различных жанров;
• читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
• передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения;
• находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
• находить метафоры и сравнения на примере загадки;
• различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии авторов;
• пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
• соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
• составлять план, озаглавливать текст;
• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
• находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
• находить в произведении слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;
• пользоваться ориентировочно- справочным аппаратом учебника ( оглавление, вопросы, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);
• определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие;
• произносить текст с различными смысловыми оттенками ( подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д;
• распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту;
• формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу.
Ученик получит возможность научиться:
• осознанно выбирать виды чтения ( ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
• писать отзыв о прочитанной книге;
• работать с тематическим каталогом;
• определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
• на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи ( повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя).
Творческая деятельность
Ученик научится:
• пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
• придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными, включая в рассказ элементы описания, рассуждения;
• устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст;
• предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев;
• воссоздать различные эмоциональные состояния героев на основе слов, характеризующих его настроение;
• самостоятельно описывать текст по аналогии с прочитанным, использовать сравнения, олицетворения, эпитеты;
• передавать рассказанную смешную историю в грустную и т.д;
• самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого- ли
Ученик получит возможность научиться:
• точно выражать свои мысли, слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником;
• придумывать сказочные истории об окружающих предметах по аналогии со сказками Г.Х. Андерсена;
• описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции;
• создавать свой вариант сказки на известный сюжет;
• составлять загадки с использованием метафор;
• составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения;
• работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Ученик научится:
• читать наизусть 10-12 стихотворений;
• назыать 5-6 книг по темам детского чтения;
• различать художественный и научно - познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;
• различать жанры художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины, выделять их характерные признаки;
• сравнивать стихотворения различных авторов на одну и ту же тему и выявлять художественные особенности текста, настроения героев и авторского видения;
• сравнивать произведения с описанием одного и того же предмета ( лилии, ромашки, щенка и т. д);
• сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой
Ученик получит возможность научиться:
• сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно - этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображённых событий; составление общего представления об авторе произведения.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п Разделы, темы Количество часов
1 Вводный урок 1
2 Книги — мои друзья 3
3 Радуга-дуга 5
4 Здравствуй, сказка 6
5 Люблю все живое 6
6 Хорошие соседи, счастливые друзья 7
7 Край родной, навек любимый 10
8 Сто фантазий 2
2 класс
№ п/п Разделы, темы Количество часов
1 Любите книгу 10
2 Краски осени 13
3 Мир народной сказки 16
4 Веселый хоровод 10
5 Мы — друзья 10
6 Здравствуй, матушка-зима 11
7 Чудеса случаются 16
8 Весна, весна! И все ей радо! 11
9 Мои самые близкие и дорогие 8
10 Люблю все живое 16
11 Жизнь дана на добрые дела 15
3 класс
№ п/п Разделы, темы Количество часов
1 Книги — мои друзья 5
2 Жизнь дана на добрые дела 17
3 Волшебная сказка 15
4 Люби все живое 20
5 Картины русской природы 12
6 Великие русские писатели 30
7 Литературная сказка 19
8 Картины родной природы 18
4 класс
№ п/п Разделы, темы Количество часов
1 Книга в мировой культуре 7
2 Истоки литературного творчества 16
3 О Родине, о подвигах, о славе 11
4 Жить по совести, любя друг друга 13
5 Литературная сказка 22
6 Великие русские писатели 33
Перечень учебно-методического обеспечения
1 класс
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2012
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. - М.: Просвещение, 2013
2 класс
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2012
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. - М.: Просвещение, 2013
3 класс
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2012
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. - М.: Просвещение, 2013
4 класс
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2012
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. - М.: Просвещение, 2013
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Примечание
Книгопечатная продукция Учебно-методические комплекты (УМК) для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради)
Примерная программа начального общего образования по литературному чтению
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме) Словари по русскому языку Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме) Детские книги разных типов из круга детского чтения Портреты поэтов и писателей Допущенные и разрешенные Минобрнауки РФ
Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок
Мультимедийный проектор (по возможности)
Экспозиционный экран (по возможности)
Компьютер (по возможности)
Принтер (по возможности) Размером 150х150 см
Экранно-звуковые пособия Аудиозаписи в соответствии с программой обучения
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы Оборудование класса Ученические столы с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий
Настенные доски для развешивания иллюстративного материала