Рабочая программа по литературному чтению УМК Перспектива (4 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федерального государственного стандарта начального общего образования: утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373 (с изменениями на 18.12.2012г.)
Примерной образовательной программы по УМК «Перспектива»
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011-2012 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 1067 от 19.12.2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2014-2015 учебный год»
Учебного плана общеобразовательного процесса на 2014-2015 учебный год
Положения о рабочей программе школы.
Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Цель обучения
Программа направлена на достижение следующей цели: • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, - учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление, - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление, - развивать поэтический слух, - формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, - формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, - расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
Общая характеристика курса
Литературное чтение как систематический курс идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения литературного чтения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность добра– осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частного природного мира, любовь к природе – это бережное отношение к среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитания любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно - популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностях.
Ценность истины осознания научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, приоритетность знания, установления истины самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества. Труд естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развивается организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, ценное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества– осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Место учебного предмета в учебном плане
Примерная программа по предмету рассчитана на 136 часов в год. Базисный учебный план и региональный учебный план рассчитан на 140 часов. В 4 классе на обучение литературному чтению отводится 35 недель (140 ч., по 4 часа в неделю).
№ п/п Раздел Кол-во часов по плану Количество часов
фактически Разница в часах
1. Вводный урок 1 час 1 час -
2. Книга в мировой культуре. 10 часов 8 часов 2 часа
3. Истоки литературного творчества. 20 часов 21 час 1 час
4. О Родине, о подвигах, о славе. 15 часов 15 часов -
5. Жить по совести, любя друг друга. 16 часов 22 часа 6 часов
6. Литературная сказка. 26 часов 31 час 5 часов
6. Великие русские писатели. 36 часов 42 часа 6 часов
7. Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения. 9 часов 9 часов -
8 Резерв учебного материала 4 часа 4 часа -
Результаты изучения курса
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
2.Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
3.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
5.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
6.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
7.Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Сведения об учебно-методическом комплексе , основании которых разработана программа
Примерная рабочая программа по литературному чтению на основе федерального компонента стандарта начального общего образования и курса обучения литературному чтению для 4 класса ( авторы: Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г)
Данный УМК рекомендованный МО РФ и науки входит в федеральный перечень учебников.Содержание курса
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания. Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
— наизусть 5—6 стихотворений русских и зарубежных классиков;
— 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок;
— имена и фамилии 5—6 отечественных писателей.
Учащиеся должны уметь:
— читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 80 слов в минуту(1 полугодие) и 90 слов ( во 2 полугодие) без искажений слов;
— читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам (90-100 слов)
— читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;
— практически различать сказку, рассказ и стихотворение;
— объяснять заглавие прочитанного произведения;
— высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;
— устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;
— пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;
— делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
— отгадывать загадки;
— находить в тексте слова, характеризующие поступки
героя;
— различать слова автора и героев;
— определять тему произведения по заглавию;
— различать и называть сказки о животных и бытовые сказки;
— находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;
— ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника;
— составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-самостоятельно выбирать и читать книги;
-высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
-определять содержание книги по заглавию, аннотации;
-находить в словаре значение неизвестного слова.
Система оценивания
Критерии оценки:
Техника чтения.
Контроль сформированности навыка чтения проводится по следующим параметрам:
Осознанность;
Правильность (замена букв и слов, ударения, согласование окончаний и др.);
Выразительность (паузы, логические ударения, знаки препинания и др.)
Умение работать с текстом (находить необходимую информацию, выделять главное, составить план пересказа, ответить на вопросы по содержанию и др.)
Темп и способ чтения (слоговое, смешанное, беглое чтение).
Оценка сформированности навыка чтения складывается из совокупности показателей в баллах по вышеуказанным параметрам. Приоритетным является осознанность чтения и умение работать с информацией, заложенной в тексте.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№
урока Тема урока Дата проведения
урока Характеристика деятельности учащихся
Вводный урок (1ч)
1 Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения будут в них изучаться, знать автора и название книги.
Книга в мировой культуре (8ч)
2 Основные понятия раздела: библиотека, каталог, аннотация. Высказывание о книгах известных людей прошлого и современности. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.
Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация.
Рассуждать о роли книги в мировой культуре.
Читать вслух и про себя.
Группировать высказывания по темам.
Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе оценивать в соответствии с представленными образцами.
Участвовать в работе группы отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений.Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом)
3 Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни» 4 Из Повести временных лет. О книгах, Летописец Нестор. 5 М. Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. 6 История книги. Подготовка сообщения на тему. 7 Удивительная находка. Пересказ текста. 8 Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах. 9 Обобщающий урок по теме. Истоки литературного творчества (21ч)
10 Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.
Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида.
Читать вслух и про себя.
Объяснять смысл пословиц.
Сравнивать пословицы и поговорки разных народов.
Группировать пословицы и и поговорки по темам.
Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости.
Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета.
Выявлять особенности притч.
Объяснять нравственный смысл притч.
Выявлять особенности былинного текста.
Рассказывать о картине.
Сравнивать былину и сказочный текст.
Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины.
Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине. Выявлять особенности мифа.
Пересказывать текст подробно.
Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше.
Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. Определять тему и название выставки книг.
Группировать книги по подтемам.
Представлять выбранную книгу.
Находить нужную книгу по тематическому каталогу.
Составлять сказку по аналогии с данной сказкой.
Распределять роли.
Инсценировать произведение.
Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие.
Участвовать в работе группы.
Находить необходимый материал для подготовки сценария. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике
Составлять сказку по аналогии с данной сказкой.
Участвовать в работе группы.
Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения.
Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие.
Характеризовать героев сказки.
Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему.
Читать вслух и про себя.
Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения.
Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему.
Находить необходимый материал для подготовки сценария. Инсценировать произведение.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
11 Пословицы разных народов. Сочинение на тему «Высшая доброта-любовь к людям» 12 Святой источник. Библия - главная священная книга христиан. 13 Библия - главная священная книга христиан. Из книги Притчей Соломоновых (из Ветхого Завета) 14 Притча о сеятеле (Из Нового Завета). Смысл притчи. 15 Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. 16 Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры. 17 Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. 18 Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. 19 Устное сочинение по картине. В. Васнецова «Богатырский скок» 20 Славянский миф. Особенности мифа. 21 Мифы Древней Греции. Деревян-ный конь.. 22 Мифы Древней Греции. Деревян-ный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского.
23 Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. 24 Самостоятельное чтение. Сказки о животных.
25 Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии. 26 Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю. 27 Немецкая народная сказка. Три бабочки. 28 Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча. 29 Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча. 30 Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. 31 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. О Родине, о подвигах, о славе (15ч)
32 Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.
Определять конкретный смысл понятий: поступок, подвиг.
Объяснять смысл пословиц.
Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина».
Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина».
Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов.
Сравнивать произведения литературы и живописи.
Читать вслух и про себя.
Находить в научно- познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения.
Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии.
Называть особенности исторической песни.
Определять ритм стихотворения.
Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения.
Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица.
Определять тему и название выставки книг.
Группировать книги по подтемам.
Представлять выбранную книгу.
Находить нужную книгу по тематическому каталогу.
Участвовать в работе группы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать произведения для заучивания наизусть.
Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом)
33 К.Ушинский. Отечество. В. Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине. 34 Н. Языков. Мой друг! Что может быть милей… А.Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художес. литературы и живописи. 35 Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом. 36 Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. 37 Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь. 38 Великая Отечественная война 1941- 1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. 39 А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. 40 Е. Благтнина. Пепе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведений художественной литературы и живописи. 41 Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей. 42 Самостоятельное чтение. С.Фурин. Чтобы солнышко светило. 43 В. Орлов. Разноцветная планета. 44 Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография- источник получения информации. 45 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. 46 Творческий проект на тему « Нам не нужна война» Жить по совести, любя друг друга (22ч)
47 Основные понятия раздела: ответственность, совесть. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.
Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему.
Составлять текст по аналогии с данным. Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. Соотносить содержание текста и пословицу.
Определять тему и название выставки книг.
Составлять тематический список книг.
Выявлять особенности юмористического текста.
Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание.
Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.
Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Распределять роли. Инсценировать произведение.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом)
Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание.
Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение.
Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка.
48 А.К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. 49 А.К. Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа.
50 И.Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему. 51 А.Гайдар. Тимур и его команда. 52 А.Гайдар. Тимур и его команда. 53 А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа. 54 А.Гайдар. Тимур и его команда. Герои рассказа. 55 А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии. 56 М.Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. 57 И.Пивоварова. Смеялись мы - хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей. 58 И.Пивоварова. Смеялись мы - хи-хи… Героиня рассказа. 59 И.Пивоварова. Смеялись мы - хи-хи…. Особенности юмористического текста 59 Н.Носов. Дневник Коли Синицына. 60 Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели - детям». 61 Самостоятельное чтение. Н.Носов. Метро. Особенности юмористического текста. 62 Самостоятельное чтение. Н.Носов. Метро. Создание текста по аналогии. 63 Семейное чтение. В. Драгунский. …бы. 64 Семейное чтение. В. Драгунский. …бы. Смысл рассказа. 65 Наш театр. Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. 66 Наш театр. Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. Герои рассказа. 67 Наш театр. Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование. 68 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Литературная сказка (31ч)
69 Основные понятия раздела: отзыв на книгу, переводная литература. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.
Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература.
Определять тему и название выставки книг.
Писать отзыв на книгу.
Представлять книгу в группе; давать ей оценку.
Выявлять особенности литературной сказки.
Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей.
Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро.
Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой.
Выявлять особенности поэтического текста сказки.
Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.
Распределять роли. Инсценировать произведение.
Составлять аннотацию на книгу.
Составлять каталог на определённую тему.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Выявлять особенности поэтического текста сказки.
Участвуют в коллективной беседе;
Находят средства художественной выразительности;
самостоятельно читать произведения и осмысливать их;
определять главную мысль произведения;
сравнивать героев и их поступки в разных произведениях.
Характеризовать героев сказки.
Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему.
Составлять план пересказа, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана.
Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой.
Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро.
Отвечают на вопросы, выполняют задания, вспоминают произведения
Умеют:
самостоятельно читать произведения и осмысливать их;
определять главную мысль произведения;
сравнивать героев и их поступки в разных произведениях.
Умеют определять интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста;
коллективно обсуждать прочитанное.
Характеризовать героев сказки.
Определять, какие предметы являются сказочными.
Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом.
Распределять роли.
Инсценировать произведение
Составлять каталог на определённую тему.
Составлять аннотацию к книге.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
70 Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В.Даль, К.Ушинский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой. 71 Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких народных сказок. 72 Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. 73 Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки. 74 Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки. 75 Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Сказки. 76 Шарль Перро. Мальчик – с – пальчик. Особенности зарубежного сюжета. 77 Шарль Перро. Мальчик – с – пальчик. Герои сказки.
78 Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги. 79 Сказки Г.- Х. Андерсена. 80 Г.- Х. Андерсен. Дикие лебеди. 81 Г.- Х. Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой.
82 Г.- Х. Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки. 83 Отзыв на книгу Г.- Х. Андерсена. Дикие лебеди. 84 Г.- Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Особенности зарубежного сюжета. 85 Г.- Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. 86 Г.- Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки. 87 Г.- Х. Андерсен. Чайник. 88 Г.- Х. Андерсен. Чайник. Смысл сказки. 89 Создание сказки по аналогии. 90 Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей. 91 Самостоятельное чтение. И. Токмакова. Сказочка о счастье. 92 Семейное чтение. С.Аксаков. Аленький цветочек. Судьба героев сказки. 93 Семейное чтение. С.Аксаков. Аленький цветочек. Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок. 94 Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Особенности сказки. 95 Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование. 96 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. 97 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление каталога на тему.
98 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление аннотации. Великие русские писатели (42ч)
99 Основные понятия раздела: средства художественной выразительности- метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.
Определять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности- метафора, олицетворение, эпитет, сравнение.
Называть изученные произведения А.С. Пушкина.
Читать наизусть понравившиеся произведения.
Читать вслух и про себя.
Выбирать стихи для выразительного чтения.
Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме.
Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина».
Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера.
Определять нравственный смысл сказочного текста.
Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке.
Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке.
Сравнивать литературные сказки.
Сравнивать произведения живописи и литературы.
Находить в тексте средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение.
Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.
Составлять рассказ по картине; представлять его в группе.
Выявлять особенности исторической песни.
Читать по ролям.
Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.
Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко.
Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли.
Инсценировать произведение.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом)
Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.
Читать по ролям.
Выявлять особенности исторической песни.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Читать вслух и про себя.
Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте.
Задавать самостоятельно вопросы к тексту; давать оценку вопросов.
Участвовать в работе группы.
Анализ произведения.
Читать вслух и про себя.
Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте.
Сравнивать произведения живописи и литературы.
Сравнивать произведения литературы и живописи.
Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему.
Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.
Анализировать поступки героев произведения.
Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.
Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.
Пересказывать тексты подробно и кратко.
Характеризовать героев сказки.
Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему.
Распределять роли, договариваться друг с другом.
Инсценировать произведение.
Готовить экскурсию по материалам содержания раздела.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Литература как искусство слова.
Находить средства художественной выразительности в художественном тексте.
Сравнение лирических текстов: текста живописи и текста стихотворения.
Находить нужную книгу по тематическому каталогу.
Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения.
100 Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки. 101 К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. 102 Устное сочинение на тему « Что для меня значат сказки А.С. Пушкина. 103 А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. 104 А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. 105 А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Особенности литературной сказки. 106 А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Герои сказки.
107 А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Волшебные предметы в сказке. 108 А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Волшебные помощники в сказке. 109 А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок. 110 А.С.Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произве-дений живописи и литературы. 111 А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами… Средства художественной выразитель-ности для создания образа весны. 112 Ф.И. Тютчев. Ещё земли печален вид… А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы. 113 И.Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы. 114 Сочинение по картине И. Левитана. «Вечерний звон» 115 М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове. 116 М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов. 117 М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Сравнение произведений живописи и литературы. 118 М.Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы. 119 М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. 120 М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни. 121 М.Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов. 122 Л. Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом. 123 Л. Н. Толстой. Maman (из повести «Детство»). Герои рассказа. 124 Л. Н. Толстой. Ивины. 125 Л. Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа. 126 И.Никитин. Средства худо-жественной выразительности для создания картины. 127 И.Никитин. Когда закат прощаль-ными лучами… И. Левитан. Тишина. Сравнение произведений живописи и литературы.
128 И.Никитин. Гаснет вечер, даль синеет… Подготовка вопросов к стихотворению. 129 И. Бунин. Ещё холодно и сыро… 130 Н.Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом. 131 Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии. 132 Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой. Был русский князь Олег. 133 Л.Н. Толстой. Басни. 134 Семейное чтение. Л.Н. Толстой. Петя Ростов. 135 Семейное чтение. Л.Н. Толстой. Петя Ростов. Герои рассказа. 136 Л.Н. Толстой. Петя Ростов. Пересказ. 137 Наш театр. И.А. Крылов. Ворона и лисица. Инсценирование. 138 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление каталога на тему. 139 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление аннотации. 140 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Презентация понравившихся произведений.
Дополнительная литература.
1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования (текст)/ Министерство образования и науки Российской Федерации, - М.: Просвещение, 2010.
2.Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива (Текст): методическое пособие. –
М. :Просвещение, 2010.
3.Примерные программы начального общего образования. В 2 ч, Ч.1( Текст): учебное издание _М. : Просвещение, 2010..
4. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива», 1-4 классы. М .: Просвещение,2011
5.Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. Учебник. В 2 частях. 2014г.
Электронное приложение к учебнику "Литературное чтение". 4 класс
6. Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2014г.
Материально- техническое обеспечение.
1. Ноутбук.
2. Проектор.
3. Экспозиционный экран.
4. Принтер.
5. Классная доска