Применение соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры с целью активизации двигательной деятельности обучающихся
Республика Казахстан, г. Семей
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.Г. Чернышевского»
Учитель физической культуры первой категории Ташлыков С.П.
Применение соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры с целью активизации двигательной деятельности обучающихся
Игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом…
В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.
А.С. Макаренко
Игры имеют различное значение в жизни человека. Важную роль они приобретают в учебной деятельности. Использование игр на уроках физической культуры позволяет решить следующие задачи: повышение интереса к предмету, активизация двигательной деятельности учащихся, формирование положительных эмоций у учеников.
Игра выполняет несколько основных функций:
обучающая функция – развитие памяти, внимания, быстроты реакции;
развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на уроках, превращение урока в соревнование;
коммуникативная функция – объединение учащихся в команды, установление эмоциональных контактов;
релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного учебной нагрузкой на других занятиях.
При подготовке урока с применением соревновательно-игрового метода учитель должен заранее продумать весь ход игры и подготовить необходимый инвентарь. Чаще всего учитель выполняет роль «ведущего» игры, управляет всем процессом игры и подводит итоги соревнования.
Во время игр задействованы все учащиеся, что способствует формированию атмосферы соревнования, борьбы. Проведение игр способствует сплочению коллектива учащихся. При таких условиях воспитываются инициативные, умелые и энергичные дети. Учитель должен ориентироваться на то, чтобы преподавание физической культуры вызывало у учеников живой, неослабевающий интерес. Поэтому игровой метод приобретает важное значение в преподавании.
Игра оказывает большое влияние на формирование души и физических сил ребенка. По мнению социологов, подвижные игры вызывают наибольший интерес у детей. Применение соревновательно-игрового метода на уроках позволяет решить ряд образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
Моя педагогическая практика складывается в основном из преподавания в старшем звене. Поэтому в своей статье я остановлюсь на особенностях развития детей 15–17-летнего возраста.
Особенности развития учащихся 9–11 классов позволяют применять на уроках усложненные варианты игр, повышающих точность выполнения различных технических приемов. На уроках можно использовать элементы военизированной эстафеты, поединки, конкурсы, игровые упражнения. Необходимо включать в игровые комплексы эстафеты, в которых действия выполняются в парах (волейбольные и баскетбольные передачи), а также преодоление полосы препятствий, различные конкурсы.
Учет интересов учащихся, особенностей развития организма, физических возможностей учеников, знание соревновательно-игровых методов позволяют успешно провести урок при правильном подходе к его организации.
Учебный процесс в старших классах характеризуется увеличением учебной нагрузки. Поэтому в этом возрасте важно чередовать учебные занятия с физической нагрузкой. При выборе игр следует обратить внимание на то, что старшеклассники имеют значительный двигательный опыт, а по уровню физической подготовки нередко не уступают взрослым. Во время урока учащиеся совершенствуют тактические приемы (броски, удары по воротам с различных дистанций, передача мяча, действия в нападении и обороне и др.).
Участие учащихся в школьных и внешкольных спортивных мероприятиях способствует оптимальному соотношению между умственной и физической нагрузкой, укреплению здоровья, повышению двигательной активности, повышению уровня физической подготовки.
Ценность игры как метода состоит в достижении цели, связанной с проявлением физических и психических усилий. Игра доставляет учащимся чувство радости, удовлетворения. Эмоциональные переживания учеников влияют на качество двигательной деятельности, на развитие мышления, что связано с умственным и физическим развитием.
Игровой комплекс может содержать разные по характеру игры. Учитель должен знать их структурные отличия и ориентироваться на взаимоотношения учащихся. Ниже приведена примерная группировка игр по этим признакам.
Сюжетно-«конфликтные» игры – соприкосновение с противником. Здесь необходима активная борьба двух сторон и результат игры зависит от личных усилий каждого участника (например, перетягивание каната).
В играх без вступления в соприкосновение с противником участники действуют согласованно между собой, но не оказывают непосредственного влияния на ход игры в другой команде или не затрудняют действий игроков команды противника (например, игры на площадке, разделенной средней линией).
Игры-эстафеты – в них тоже нет соприкосновения с командой противника. Действия каждого игрока производятся в порядке очередности, одинаковой направленности, связаны с перемещением по площадке. Такие игры могут быть «линейными» (команды игроков стоят в параллельных колоннах), «встречными» (команды игроков распределяются по двум колоннам, выстроенных друг против друга на противоположных сторонах площадки).
Игровые гонки имеют эстафетное построение, но игроки не передвигаются, а стоят (сидят) на месте и передают друг другу какой-либо предмет (мяч, гимнастическую палку, обруч, кубик и др.). Гонки могут быть комбинированными, т.е. с передачей предмета и бегом игроков.
В играх-поединках, парных играх, игровых упражнениях соревнуются по очереди представители каждой команды.
Включаемые в комплекс игры должны быть разнообразны по характеру деятельности. Основные виды движений в играх: бег, прыжки, преодоления препятствий, метания, упражнения на внимание и др.
Соревновательно-игровой метод помогает ребенку раскрыться в процессе игры, учит коммуникабельности, развивает положительные эмоции.
Список литературы:
Геллер Е.М., Коротков И.М. Веселые старты. М., «Физкультура и спорт», 1978 г. – 119 с.
Баранцев С.А. и др. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. – 256 с.