Конспект Счет от 1 до 9. Ориентация в пространстве
Конспект НОД по формированию элементарных математических познаний в старшей группе «Счет от 1 да 9. Ориентация в пространстве Геометрические фигуры»
Воспитатель:
Нуриева Зайля Амиряновна Интегрированные области: познавательное развитие.
Цель: закрепление знаний детей о счете от 1 до 9 .
Задачи:
Образовательные: закрепить счет от 1 до 9 и обратно, уметь правильно соотносить число с количеством предметов, закрепить умение правильно называть геометрические фигуры
Развивающие: продолжать тренировать память и наблюдательность, развивать мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать нравственные качества: доброту, желание помощь другим.
Предварительная работа:
Закрепить счет от 1до 9. Повторить название геометрических фигур. Играть в игры, развивающие ориентацию в пространстве, разгадывание загадок о геометрических фигурах и т.д.
Материалы оборудование: матрешки, коробочки, числовые домики, красные кружочки, счетные палочки, геометрические фигуры (на магните) Методика проведения НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила письмо от моего старого друга – Царя и очень опечалилась. Сейчас я прочту вам письмо и вы обо всем узнаете.
Царь: Беда у меня ребята. Вот уже несколько дней мой скоморох ходит опечаленный и никто не может развеселить его. Дело в том, что он потерял свои волшебные колокольчики. Но что бы их найти, необходимо отправиться в путь по сказочным странам, познакомится с и пройти испытания. А я старый уже и сил нет путешествовать. Только на вас вся надежда. Помогите пожалуйста старику.
Воспитатель: Ну, что поможем? Вы согласны отправиться в путь?
(Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня сказочный день, необычный. И именно, сегодня все обычные вещи превращаются в волшебные. Вот, например, этот ковер. Как только я произнесу заветные слова, то простой ковер превратится в ковер-самолет. Ребята, займите свои места на ковре, закройте глаза и в путь.
(Дети садятся на ковер, звучит музыка и воспитатель говорит волшебные слова).
Воспитатель:
Ну-ка, коврик, не ленись
И в дорогу соберись!
Воспитатель:
Кажется, идем на снижение. Приземлились. Ребята, куда же мы прилетели?
Ага, вот и первая подсказка! Разгадаем загадку и узнаем, что же это за сказка такая.
Лечит маленьких детей,Лечит птичек и зверей,Сквозь очки свои глядитДобрый доктор (Айболит)
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мы прилетели в сказку к доктору Айболиту. Жители этой сказки всегда веселые и радостные. Но сегодня они грустят потому, что заболел жираф. Он заболел от сырости - тучки спрятали солнышко и день стал серым и холодным. Для того, чтобы разогнать тучи нужно пройти испытания. Ребята, поможем жирафу?
(Ответы детей)
Воспитатель: Чтобы тучки разогнать, нужно хором посчитать!
(Предлагается посчитать от 1 до 9 и обратно).
Воспитатель: Как хорошо вы умеете считать! Следующие испытание будет посложнее. Цифры выстроились в ряд - кто соседи знать хотят. Игра называется «Назови соседей числа».
(Дети играют в игру).
Воспитатель: Очень хорошо! Тучки рассеялись и светит солнце. Жители благодарят вас за помощь. Но, к сожалению, в этой сказке волшебных колокольчиков нет. И нам нужно продолжать наше путешествие. Прошу занять свои места на ковре самолете.
(Дети садятся на ковер, закрывают глаза, звучит музыка).
Воспитатель: Наш ковер набирает высоту. Мы поднимается все выше и выше. Ой, ребята, что это? Кажется, мы не можем продолжать полет. Идем на снижение. Интересно, куда мы попали? Мы сможем это узнать, отгадав следующую загадку:
Ждали маму с молоком,А пустили волка в дом…Кем же были этиМаленькие дети? ( Семеро козлят)
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, какие вы сообразительные и быстрые. Это очень хорошо! Теперь посмотрим, как вы справитесь, со следующим заданием. Сегодня козлята играли в прятки. Но самого маленького козленка до сих пор братья не нашли. Кажется только Волк знает где спрятался козленок. Но он нам скажет лишь тогда, когда мы решим задачи. Для того, чтобы решить задачи садитесь на свои места и возьмите счетные палочки.
1. Три яблока из сада Ёжик принёс,
Самое румяное, Белке отнёс.
С радостью подарок получила Белка.
Сосчитайте яблоки у Ежа в тарелке. (2)
2. Две мышки проникли в квартиру,
Решили попробовать сыру.
Тут следом явились подружки –
Три сереньких мышки-норушки.
Кот спал в это время на крыше,
Про этот не ведая пир.
А ну, сосчитай, сколько мышей
Съели оставленный сыр? (5)
3. Вот 6 зайчат по дорожке идут.
За ними в вдогонку трое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой? (9)
Воспитатель: Молодцы ребята! Волк говорит, что козленок спрятался под печкой. Но братья козленка не знают, что значит «под печкой» . Для того чтобы помощь мы покажем с помощью матрешек. У вас на столе лежат матрешки и коробочки. Каждый возьмёт себе одну матрешку и одну коробочку.
Поставьте матрёшку на коробочку.
Подержите над коробочкой.
Спрячьте матрешку под правую руку.
Подержите матрешку над коробочкой
Спрячьте матрёшку под коробочку
(Практические упражнения с матрешкой)
Воспитатель: Очень хорошо! Мы помогли найти козленка. Жители этой сказки благодарят вас за помощь. Но, к сожалению, в этой сказке волшебных колокольчиков нет. И нам нужно продолжать наше путешествие. : Прошу занять свои места на ковре самолете.
(Дети садятся на ковер, закрывают глаза, звучит музыка).
Воспитатель: Наш ковер набирает высоту. Мы поднимается все выше и выше. Ой, ребята, что это? Кажется, мы не можем продолжать полет. Идем на снижение. Интересно, куда мы попали? Мы сможем это узнать, отгадав следующую загадку:
Возле леса, на опушке,Трое их живет в избушке.Там три стула и три кружки,Три кроватки, три подушки.Угадайте без подсказки,Кто герои этой сказки? (три медведя)
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Это сказка «Три медведя».
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в этой сказке у медведей есть свой домик. Вот и игра, в которую хотят поиграть жители этой сказки, называется тоже «Домики». Перед вами на столе лежат домики. Это непростые домики, а волшебные. В них живут цифры. На крыше домика написана та цифра, которая живёт в этом домике. На столе вы можете найти красные кружочки. Вам необходимо разместить в каждом домике столько кружочков, сколько написано на крыше.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Хорошо, ребята, вы довольно быстро справились с этим заданием. Медведи не только умеют решать задачи, но и любят делать зарядку. А, вы, ребята, любите зарядки?
Воспитатель: Хорошо, давайте сделаем веселую зарядку.
Физкультминутка «Поднимаем руки раз».
Поднимаем руки -
Это «раз», (Потягивания под счет воспитателя.)
Повернулась голова-
Это «два». (Движения головой.)
Руки вниз, вперед смотри -
Это «три».
(Приседания.)
Руки в стороны поширеРазвернули на «четыре». (Повороты туловища.)
С силой их к плечам прижать —
Это «пять». (Движения руками.)
Всем ребятам тихо сесть —
Это «шесть». (Ходьба на месте.)
Руки на пояс поставьте вначале.
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки.
Если сумели — все в полном порядке.
Воспитатель: Ребята, какую интересную зарядку предложили нам наши новые друзья! Понравилась?
Воспитатель: А ещё наши друзья – большие мастера загадывать загадки. А мы с вами попробуем их разгадать.
Он похож на колесо,
А еще на букву О.
По дороге катится
И в ромашке прячется.
Нрав его совсем не крут.
Догадались? Это –… (круг)
Воспитатель:
Из него мы строим дом.
И окошко в доме том.
За него в обед садимся,
В час досуга веселимся.
Ему каждый в доме рад.
Кто же он? Наш друг –… (квадрат).
Воспитатель:
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый (треугольник).
Воспитатель:
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат (прямоугольник).
Воспитатель:
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно –
Получился бы (овал).
Воспитатель: Ребята, как хорошо вы отгадывали загадки. А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней я разместила все ответы наших загадок. Скажите, а каким одним словом можно их назвать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, хорошо. Наши музыкальные друзья предлагают нам сыграть в одну интересную игру - «День-ночь». Для этого нам необходимо внимательно посмотреть на наши фигуры.
Дети смотрят.
Воспитатель: А теперь необходимо закрыть глаза.
Дети закрывают, а воспитатель прячет одну фигуру.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на доску, что изменилось?
Дети дают свои варианты ответов. Воспитатель предлагает детям несколько вариантов комбинаций.
Воспитатель: Ребята, какие вы внимательные и ловкие! И поэтому медведи в знак благодарности нам дают подсказку, как найти колокольчик скомороха. Колокольчик найдем, если найдем все спрятанные цифры 9. Итак, смотрим внимательно на доску и находим цифру 9.
6 А Б 9 4 У 5 9 3 Б 9 7 8
(ответы детей)
Звенят колокольчики
Воспитатель: Ребята, большое спасибо, что порадовали старика и помогли скомороху найти колокольчики . Воспитатель: Ребята, вы сегодня сделали доброе дело и помогли нашим сказочным героям. Но, к сожалению, наше путешествие подошло к концу. Мы должны попрощаться со сказочными странами возвратится в детский сад. Для этого мы должны закрыть глаза и сказать:
Раз, два, три!
Ну-ка коврик в сад лети!
Дети повторяют.
Воспитатель: Вот мы и оказались в нашем детском саду. Надеюсь, вам понравилось наше весёлое путешествие.
Ребята, а в каких сказках мы побывали?
(Ответы детей)
Воспитатель: А каким героям мы с вами помогли?
(Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в сказках : у доктора Айболита, в гостях у семерых козлят, у трех медведей. Повторили счет от 1 до 9, название геометрических фигур, ориентацию в пространстве, решили задачи и поиграли в игру «Матрёшки». Мне очень понравилось путешествовать с вами. На следующих занятиях я хотела бы вместе с вами снова отправиться в путешествие.