Конспект урока по литературе на тему Друзья в моей жизни
План - конспект урока на тему :«Друзья в моей жизни ( по рассказу А. Соболева «Шурка- Хлястик»)»
Коломак Лариса Валерьевна МБОУ «СОШ 14» г.ВыборгУчитель русского языка и литературы
Предмет: литература, внеклассное чтение
Класс: 5
Тип урока: комбинированный
Технологическая карта изучения темы:
Друзья в моей жизни.
(По рассказу А.П. Соболева «Шурка- Хлястик»)
Тема Друзья в моей жизни
Цели на достижение результата
- Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию из различных источников( текст, сообщение учителя, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы.
Планируемый результат Предметные:
Знать содержание прочитанного произведения.
Уметь воспринимать и анализировать текст.
Уметь сравнивать характеры героев в начале произведения и в конце произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.
Личностные:Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера.
Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Основные понятия Особенности изображения героев. Сопоставительный анализ текста. Речевая характеристика героев.Композиция рассказа, ее основные элементы.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные - Рассказ А.Соболева «Шурка-Хлястик»
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Презентация к уроку
- Карточки-таблицы
-Кроссворд
- Наглядное пособие( предметы)
-Стикеры, плакат А3
Формы работы на уроке Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа.
Технологическая карта предметного занятия по литературе
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Регламент икт Ожидаемые результаты
I. Вызов
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. Приветствие.Урок начинается с песни «Девчонки и мальчишки» на музыку А.Островского, которая настроит ребят на позитивную работу на уроке
- Ребята, здравствуйте . Сегодня к нам на урок пришли гости, в т.ч. нашли любимый попугай, который приносит нам интересные задания. Приложение № 1
Слайды 1-4
1 мин презентация Коммуникативные уудГотовы к уроку, психологический, эмоциональный настрой
II. Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: определение содержательных рамок урока. Ученики узнают цель визита странного гостя
Слайд 5
Разгадывают кроссворд( работа в группах) 1.Решение кроссворда.
2.Работают с презентацией.
4. Отвечают на вопросы.
5. Устанавливают связь между понятиями. 1-2 мин презентация III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание
.Постановка проблемного вопроса. -Правильно.Главным словом нашего урока является слово «дружба». Как вы думаете, почему это слово?
-Может тема урока связана с дружбой?
-Правильно
Открывают тетради , записывают тему урока
СЛАЙД 6
-Цель урока поговорить о дружбе и друзьях, но не просто так , а основываясь на литературное произведение.
-Чтобы достигнуть эту цели, какие мы должны пройти с вами этапы, на какие вопросы ответить?
1.прочитать,
2.проанализировать,
3.сделать выводы
4.умение общаться
5.применение на собственном опыте
Поэтому я думаю, что лучшими словами к нашему уроку будут слова , сказанные А.ЛинкольномСЛАЙД 8 1.Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачи.
2.Работают в тетрадях
5 мин презентация Цель: поговорить о дружбе
Задачи урока:
формировать умение работать с текстом;
- учить анализировать поступки героя;
- формировать умение делать выводы;
- развивать речь;
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать желание иметь положительные качества.
IV .Осмысление.
Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного. Дома вы внимательно читали рассказ, работали с текстом , а некоторые из вас еще и познакомились с биографией А. Соболева. К сожалению это не самый востребованный автор и с поной уверенностью могу сказать, что до сегодняшнего урока никто не читал его произведений и не слышал его имени
СЛАЙД 9-10
Ученики выступают перед одноклассниками 5 мин презентация Наш урок начался с загадки, вот еще одна загадка
СЛАЙД 11
Какие ассоциации у вас возникают при виде этого треугольника ?Правильно.Композиция, через которую мы проанализируем интересующую нас проблему рассказа: как ребята стали друзьями
Сейчас вы увидите некоторые предметы и постараетесь объяснить, как они связаны с рассказом о Шурке.
Как вы думаете, какой предмет должен появиться первым и почему? Давайте проверим.
-Завязка ( КРЫША ДОМА)
-Развитие действия (ХЛЯСТИК(Хля́стик — деталь одежды, узкая полоска материи, предназначенная для стягивания частей одежды в талии, на рукавах, у воротника и т. п. Концы хлястика пришиваются или укрепляются на пуговицах, иногда хлястик состоит из двух полосок ткани, соединённых пряжкой.) «РОБИНЗОН КРУЗО» Д.ДЕФО, ПРЯНИКИ, А.ДЮМА «ТРИ МУШКЕТЕРА»)
-Ребята, скажи, по каким признакам мы можем рассказать о герое? Речь героя меняется. Найдите и зачитайте эпизоды, показывающие изменения в речи героев, связанные с появлением ЭТОГО друга в жизни Шурки.
- кульминация ( Д.ФУРМАНОВ «ЧАПАЕВ» ГЕТЕ «ФАУСТ»)
Какой предмет появится последним ?Почему? Он непосредственно связан с жизнью одного из р-развязка (ПОЕЗД)
Физкультминутка Проводят сопоставительный анализ поведения героев.
Делают выводы.
Отвечают на вопросы.
Выполняют обсуждение в группах.
Заполняют таблицу
Определяют отношение к героям автора и актёра.
Работа с текстом
Работа с речевой характеристикой героя
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь.
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
15 мин.
2 мин .
Работа с таблицей, ее заполнение
Личностные результаты:
Эмпатийность, толерантность
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД:
формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности
V. Проверка домашнего задания.Самостоятельная работа
Цель этапа: тренировать способность к обобщению И третья, последняя загадка нашего урока, которую вы пытались решить дома.
Дома вам необходимо было самостоятельно придумать эпилог к рассказу. Эту работу вы осуществляли в группах. Сейчас вы познакомитесь с оригиналом эпилога и проведете сопоставительный анализ двух текстов : вашего и А. Соболева. При работе вам понадобятся стикеры, которые вы будете наклеивать, указывая:
Согласны (зеленый стикер)
Не согласны (красный стикер)
Возникают вопросы (желтый стикер)
Приложение № 2 Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, выступают, называя основные моменты эпилога, которые понравились, получились или вызвали затруднение или несогласие 10 мин Работа с эпилогом при помощи стикеровРегулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод.
осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли.
VII Решение проблемы
VIII. Домашнее задание (на выбор)
Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.
После обсуждения один из ребят выступит с сообщением:
С чем согласны?
Что получилось или нет?
Удивил ли Вас эпилог А.Соболева?
1.Написать сочинение по личным впечатлениям « Друзья в моей жизни).2. Определить, какая еще тема затронута в этом рассказе. Придумать и записать 5-10 вопрос по этой теме (оценка не менее 4 баллов)
Отвечают на проблемный вопрос, используя знания, полученные на уроке в ходе обсуждения.
2 мин
1 мин Распечатка д/з Познавательные УУД:
делать выводы, обобщения.
Коммуникативные УУД:
Умение слушать других и уважать чужое мнение
IX. Итог урока
Цель этапа:
оценить результаты собственной деятельности
X. Рефлексия Как вам кажется ребята, каким у нас получился урок?
Выполнили ли мы поставленные в начале урока задачи?
-прочитали
-проанализировали
-обсуждали, отвечали на вопросы,
-делали выводы
А вот, как повлиял рассказ на вас, я увижу , когда вы будете приклеивать стикеры выбранного вами цвета, выходя из кабинета.
.
Понравилось (зеленый)
Не понравилось (красный)
Вопросы (желтый)
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Подводят итоги.
2 мин
Представитель от группы оценивает работу и атмосферу на уроке
Личностный результат УУД:
способность к самооценке
саморазвитию Практическое применение учебного материала
Приложения
Приложение № 1
Вопросы:
1.Отзывчивость, доброжелательность, стремление помогать людям.
2.Так называют человека самоотверженного, честного, открытого.
3.Умение решать разные сложные вопросы, давать нужные советы.
4.Это свойство можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать его в голосе.
5.Так называют экономного человека.
6.Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего порядок, выполняющего все старательно и точно.
Приложение 2
Через несколько лет, уже в конце войны, в одном из городков Восточной Пруссии гвaрдии кaпитaн Дaнилa Чубaров попaл в полусгоревшую библиотеку. Он ходил среди обугленных стеллaжей и склaдывaл в стопку сохрaнившиеся книги. Он вспомнил библиотеку пaрткaбинетa, крышу сaрaя, Шурку-Хлястикa и его непоколебимую веру, что Чaпaев жив, и в груди кaпитaнa потеплело. Он плохо знaл немецкий язык и едвa рaзбирaл нaзвaния. Кaпитaн не знaл, кaкие здесь книги, - но это были книги, и он их спaсaл. И вдруг увидел прекрaсно издaнную книгу с портретом Гитлерa. "Мaйн кaмпф", - рaзобрaл он готический шрифт. Он взял ее, кaк змею, с ненaвистью и нaстороженным любопытством, и долго вертел в рукaх, думaя о том, что книгa преднaзнaченa пробуждaть в человеке доброе, светлое, рaзумное, a этa...
Он бросил ее в костер, который рaзвели во дворе солдaты для обогревa. Солдaты удивленно смотрели нa своего кaпитaнa.
- Из-зa этой книги мы воюем, - скaзaл он. - Онa делaлa из людей фaшистов. Вот чем все это кончилось. - Кaпитaн кивнул нa рaзрушенный городок.
Острокрыший, крaсночерепичный, недaвно взятый в ожесточенном бою, он еще дымился.
Кaпитaн пошевелил пaлкой в костре, хлопья сожженной "Мaйн кaмпф" рaзлетелись, кaк черные птицы с пожaрищa.
После войны Дaнилa Чубaров зaехaл нa стaнцию, где жил когдa-то, к своей тетке и узнaл от нее, что Шуркa-Хлястик, теперь Алексaндр Бурaвлев, вернулся с фронтa стaршиною с тремя орденaми Слaвы и рaботaет где-то не очень дaлеко воспитaтелем в трудколонии для несовершеннолетних преступников.