Конспект к уроку по литературе Души моей царицы
Дыши моей царицы
Перед вами – портреты прекрасных женщин, современниц А.С. Пушкина. Их образы неразрывно связаны с нашем сознании с вдохновенными строками поэта, глубокой искренностью рассказавшего о любви, возвышающей человека, о «мощной власти красоты». Вглядитесь в лица «цариц его души», и, может быть, по-новому зазвучат давно знакомые вам стихотворения, передающие нежность и страсть Пушкина, его жажду любви и преклонение перед красотою.
Екатерина Павловна Бакунина (1795-1869)
Дочь камергера, дипломата Павла Петровича Бакунина. Была одной из любимых фрейлин императрицы Елизаветы Алексеевны. А.С. Пушкин встретил ее в лицее, куда она приходила навещать своего младшего брата. «Прелестное лицо ее, - по словам Комовского, - дивный стан и очаровательное обращение производили всеобщий восторг во всей лицейской молодежи». Екатерине Павловне посвящены стихотворения юного Пушкина, навеянные безнадежной, неразделенной любовью: «Итак, я счастлив был», «К живописцу», лирический цикл 1816 года.
В 1834 году Бакунина вышла замуж за знакомца Пушкина, двоюродного брата А.П. Керн А.А. Полторацкого, капитана в отставке и тверского помещика. По-видимому, поэт присутствовал на этой свадьбе. Екатерина Павловна была талантливой и популярной художницей, ученицей А.П. Брюллова. Занятия живописью она не оставила и после замужества.
Софья Федоровна Пушкина (1806-1862)
Отдаленная родственница поэта: их отцы были четвероюродными братьями. Софья Федоровна считалась одно из первых красавиц среди московских барышень, была стройна и высока ростом, с прекрасным греческим профилем, с черными, как смоль, глазами, и, кроме этого, мила и умна. Пушкин познакомился с ней осенью 1826 года. В стихотворении «Ответ Ф.Т.» поэт восторженно описывает девушку, пленившую его настолько, что он решается жениться на ней. Из Михайловского Пушкин просит в письме своего приятеля Зубкова, родственника Софьи Федоровны, передать его предложение.
Но Пушкина отнеслась к этому предложению равнодушна. В декабре 1826 года она была помолвлена с В.А. Паниным, будущим казначеем общества любителей садоводства, а через месяц вышла за него замуж, и, по воспоминаниям современников, была довольна своим браком.
Екатерина Николаевна Ушакова (1809-1872)
По свидетельству современника, «Екатерина Ушакова была в полном смысле красавица: блондинка с пепельными волосами, темно-голубыми глазами, роста среднего, густые волосы нависли до колен, выражение лица очень умное. Она любила заниматься литературой».
А.С. Пушкин познакомился с семьей Ушаковых (Николаем Васильевичем, Софьей Андреевной и их дочерьми Екатериной и Елизаветой) зимою 1826 года. Их московский дом на Пресне посещали известные литераторы и музыканты. По словам младшей сестры Елизаветы, «Катюша ни о чем другом не может говорить, кроме как о Пушкине и его сочинениях». Она ответила на увлечение поэта преданным и самоотверженным чувством. В альбом Ушаковой Пушкин написал такие стихотворения, как «В отдалении от вас», «Когда я вижу пред собой» и другие.
Одно время Александр Сергеевич собирался связать свою судьбу с Ушаковой, но неожиданно вспыхнувшее чувство к Анне Олениной, а потом и знакомство с Натальей Гончаровой помешали этому. Тем не менее Екатерина Николаевна любила поэта и замуж вышла только после его смерти.
Елизавета Ксаверьевна Воронцова (1792-1880)
Урожденная графиня Браницкая. В 1819 году вышла замуж за графа М.С. Воронцова, ставшего в последствии генерал-губернатором Новороссии. Все, знавшие графиню, описывали ее как женщину исключительной прелести и очаровывающего благородного изящества. А.С. Пушкин встретил ее в июне 1823 года в Одессе, а в конце июля 1824 года по настоянию графа Воронцова поэт был выслан в Михайловское. К Елизавете Ксаверьевне обращены шедевры его лирики «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман», «Талисман», «Все в жертву памяти твоей» и другие. На протяжении многих лет поэт рисовал портреты Воронцовой на полях своих рукописей.
Анна Николаевна Вульф (1799-1857)
Старшая дочь соседки А.С. Пушкина, владельцы села Тригорского П.А. Осиповой от первого брака. Анна Николаевна отличалась романтическим характером, что дало основание первым биографам поэта сравнивать ее с Татьяной из «Евгения Онегина». Пушкин познакомился с Анной Николаевной летом 1817 года, когда гостил у родителей в Михайловском, но ближе узнал ее во время ссылки 1824-1826 гг. А. Вульф полюбила Пушкина, и эта долгая неразделенная любовь легла тяжелым бременем на всю ее жизнь. Она не вышла замуж. К 1825 году относится посвященное ей стихотворение А.С. Пушкина «Я был свидетелем златой твоей весны». Сохранились шесть писем Анны Николаевны к Пушкину, в которых она трогательно и искренне говорит о своих чувствах. Два ответных письма поэта, напротив, иронично-шутливы. Хотя после 1826 года А.С. Пушкин и А.Н. Вульф виделись редко, Александр Сергеевич не забывал свою тригорскую приятельницу. Он подарил ей гравированный портрет Байрона и вписал в ее альбом отрывок из шестой главы «Евгения Онегина».
Мария Николаевна Раевская (Волконская) (1805-1863)
Дочь прославленного героя Отечественной войны 1812 года Н.Н. Раевского, с января 1825 года жена декабриста С.Г. Волконского, сосланного в Сибирь. Путешествие с семейством Раевских по Северному Кавказу и Крыму, Пушкин увлекся пятнадцатилетней Марией, они подружились. С Раевской исследователи связывают большой цикл лирических стихотворений, поэму «Бахчисарайский фонтан». При создании «Полтавы» поэт думал о печальной судьбе Марии Николаевны и в посвящении обратился к ней.
Когда умер двухлетний сын Волконской, оставленный на попечение ее родных, Пушкин написал трогательную эпитафию. В последующие годы Волконская становится посредницей между Александром Сергеевичем и декабристами. Поэт посылает ей свои сочинения «Литературную газету»
Подвиг Марии Николаевны Волконской, добровольно последовавшей в изгнание и прожившей в Сибири с 1826 по 1856 год, увековечен в поэме «Русские женщины» Н.А. Некрасова.
Амалия Ризнич (около 1803-1825)
Жена одесского негоцианта. Она была, по словам современника, «высока ростом, стройна и необыкновенно красива. Особенно привлекательные очи, шея удивительной формы и белизны и черная коса, более двух аршин длиною». А.С. Пушкин встретил ее летом 1823 года в Одессе. Полагают, что к Амалии Ризнич обращена элегия «Простишь ли мне ревнивые мечты». В мае 1824 года Ризнич уехала на родину, в Италию, и там вскоре умерла. На ее смерть Пушкин откликнулся стихотворением:
Под небом голубым страны
своей родной
Она томилась, увядала
Увяла наконец, и верно надо
мной
Младая тень уже летала
Ей же поэт посвятил одно из самых совершенных созданий своей лирики – «Для берегов отчизны дальней»
Екатерина Васильевна Вельяшева (1813-1865)
Дочь Старицкого исправника В.И. Вельяшева и его жены, урожденной Н.И. Вульф, племянница П.А. Осиповой. «Она была очень миленькая девушка; особенно чудные были у нее глаза», - вспоминал ее двоюродный брат А.Н. Вульф. Пушкин посетил Старицу в январе 1829 года, и скромная, привлекательная Катенька Вельяшева произвела на него сильное впечатление. Возвращаясь в Петербург, Пушкин сочинил в ее честь проникновенные стихи «Подъезжая под Ижоры», на полях рукописи нарисовав изящный профиль Вельяшевой.
Мимолетное увлечение прошло, но образ девушки не забылся. В августе 1833 года, проезжая через вульфовские поместья, Пушкин писал жене из Павловского: «Вельяшева, мною некогда воспетая, живет здесь в соседстве. Но к ней я не поеду, зная, что тебе было бы это не по сердцу».
В 1834 году Е.В. Вельяшева вышла замуж за уланского офицера А.А. Жандра.
Елена Михайловна Завадовская (1807-1874)
Дочь генерала от кавалерии Влодека, полька по отцу и русская по матери. С 1824 г. Жена графа В.П. Завадовского, чиновника Министерства юстиции. «Нет возможности передать неуловимую прелесть ее лица, гибкость стана, грацию и симпатичность, которыми была проникнута вся ее особа», - вспоминал современник Елены Михайловны. Пушкин встречался с ней в петербургском великосветском обществе. В мае 1832 года Завадовская прислала Пушкину свой альбом, в который поэт вписал одно из лучших своих стихотворений «Все в ней гармония, все диво». («Красавица»).
Восторженными поклонниками Заводской были также П.А. Вяземский и И.И. Козлов, подчеркивающие особую, «Ангельскую» и чистую природу прелести «молодой царицы красавиц Севера».
Анна Алексеевна Оленина (1808-1888)
Дочь директора Публичной библиотеки, президента академии художеств А. Оленина. А.С. Пушкин стал посещать петербургский салон Олениных в начале 1817 года. После шестилетней ссылки, в мае 1827 года, поэт вновь был принят в семье Олениных и увлекся юной красавицей, сочинявшей музыку, стихи и обладавшей хорошим голосом. Он посвятил Анне Алексеевне большой цикл лирических стихотворений «Ее глаза», «Увы!», «Язык любви болтливый», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне», «Предчувствие», «Город пышный, город бедный» и другие (1828). А.С. Пушкин сделал ей предложение, но родители ему решительно отказали. Да и сама Анна, хотя и считала поэта «самым интересным человеком своего времени», была к нему вполне равнодушна. Прощание с уходящей любовью нашло отражение в стихотворении Пушкина «Я вас любил».
Анна Алексеевна Оленина оставила потомкам «Дневник», очень ценный документ пушкинской эпохи.
Аграфена Федоровна Закревская (1799-1879)
Жена министра внутренних дел А.А.Закревского, урожденная графиня Толстая. Одна из блестящих петербургских красавиц, высокая , смуглая, с огненными глазами, известная в свете своим независимым характером и эксцентричностью поведения. Закревской был серьезно увлечен поэт Е.А. Баратынский, описавший ее в поэме «Бал». Баратынский сравнивал Аграфену Федоровну с розой, поврежденной бурей.
Летом и осенью 1828 года Закревской был увлечен и Пушкин. «Я пустился в свет, - сообщал поэт Вяземскому. – Если бы не твоя медная Венера (Закревская), то я бы с тоски умер, но она утешительно смешна и мила. Я ей пишу стихи». Закревской посвящены стихотворения «Портрет», «Наперсник», «Счастлив, кто избран своенравно» (все 1828), ее черты отразились в образе героини незаконченной повести Пушкина «Гости съезжались на дачу» Зинаиды Вольской. Именно ее поэт в «Евгении Онегине» выводит под именем «Клеопатры Невы» Нины Воронской.
Евпраксия Николаевна Вульф (Вревская) (1809-1883)
Дочь владелицы села Тригорского П.А. Осиповой от первого брака, умная веселая и жизнерадостная девушка. Дома ее звали Зиной, Зизи. Именно она была душой общества, собиравшегося в Тригорском во время пушкинской ссылки 1824-1826 гг. Шутливая влюбленность Пушкина в юную Зизи отразилась в посвященном ей мадригале «Вот, Зина, вам совет: играйте». В 1828 году поэт подарил Зине экземпляр четверной и пятой глав «Евгения Онегина» с надписью: «Евпраксии Николаевне Вульф от автора. Твоя от твоих». Именно в пятой главе Пушкин вспоминает Зизи, называя ее «кристаллом своей души».
В 1831 году Евпраксия Николаевна вышла замуж за барона Б.А. Вревского. Пушкин охотно гостил в их имении Голубово. Отношения баронессы Вревской и Пушкина продолжали оставаться дружескими до самой смерти поэта. За несколько дней до трагической дуэли он сообщил ей о предстоящем поединке с Дантесом.
По семейному преданию, Евпраксия Николаевна перед смертью завещала дочери предать сожжению «пачку писем Пушкина».
Анна Петровна Керн (1800-1879)
Дочь помещика П.М. Полторацкого и Е.И. Вульф. В 16 лет была против ее воли выдана замуж за 52-летнего генерала Ермолая Федоровича Керна. Семейная жизнь Анны Петровны была настолько неудачной, что она решилась уйти от мужа, вызвав тем самым множество толков.
А.С. Пушкин впервые встретил ее весной 1819 года в Петербурге в доме Олениных. Следующая встреча произошла через шесть лет, летом 1825 года, в Тригорском. В течение месяца они виделись почти каждый день. Именно в это время родилось знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
После смерти генерала Керна Анна Петровна связала свою судьбу с небогатым помещиком А.В. Марковым-Виноградским и прожила с ним счатливо, хоть и в бедности, 30 лет. А.П. Керн оставила воспоминания о Пушкине, отличающиеся искренностью, безыскусностью, бережным и проникновенным отношением к поэту.
Александра Осиповна Россет (Смирнова) (1809-1882)
Фрейлина императрицы Марии Федоровны, с 1828 года – жены Николая I Александры Федоровны. «Южная красота тонких, правильных линий смуглого лица и черных бодрых, проницательных глаз, вся оживленная блеском острой мысли, ее пытливый, свободный ум и искреннее влечение к интересам высшего строя – искусства, поэзии, знания – скоро создали ей при дворе и в свете исключительное положение», - вспоминал И.С. Аксаков. Россет воспевали В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, М.Ю. Лермонтов.
Пушкин познакомился с Александрой Осиповной в 1828 году, но дружеские отношения между ними завязались летом 1831 года, когда поэт с женой жили в Царском селе. Александр Сергеевич читал Россет новые произведения, дорожа ее мнением. 18 марта 1832 года, вскоре после свадьбы А.О. Россет и дипломата Н.М. Смирнова, Пушкин подарил новобрачной альбом с вписанным якобы от ее имени стихотворением «В тревоге пестрой и бесплодной». Последующие их встречи были нечастыми – значительную часть времени Смирновы жили за границей. В воспоминаниях Россет (Смирновой) содержится интересный материал о встречах и разговорах с Пушкиным.
Наталья Николаевна Гончарова (Пушкина) (1812-1863)
Зимою 1828-1829 года на одном из балов знаменитого танцмейстера Иогеля в Москве А.С. Пушкин впервые встретил 16-летнию Н.Н. Гончарову. 6 мая 1830 года состоялась помолвка, а 18 февраля 1831 года – свадьба. «Жена моя прелесть», - писал поэт. Он посвятил Наталье Николаевне стихотворение «Мадонна», делился с ней творческими планами, писал ей письма из многочисленных поездок.
После трагической дуэли, по свидетельству Е.Н. Карамзиной, «Пушкин думал только о жене, повторял, что считает ее неповинною».
После смерти поэта Наталья Николаевна уехала с детьми (Александром, Григорием, Марией и Натальей) в имение своего старшего брата Полотняный завод, где проживала около двух лет. В 1844 году вторично вышла замуж за командира столичного Конного полка генерал-майора Петра Петровича Ланского. Она трогательно заботилась о свих детях от Пушкина и дочерях от второго брака (Александре, Софии и Елизавете) и в этом видела смысл своей жизни.
Зинаида Александровна Волконская (1792-1862)
Жена Н.Г. Волконского (брата декабриста). Обаятельная, красивая и талантливая женщина – поэтесса, певица, композитор. В ее салоне собирался весь цвет московской интеллигенции: Баратынский, Веневитинов, Вяземский, Мицкевич. «Тут соединялись представители большого света, сановники и красавицы, молодежь и возраст зрелый профессора, писатели, журналисты, поэты, художники. Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли». По возвращении из ссылки Пушкин часто бывал в доме Волконской. В первый день их знакомства Зинаида Александровна пропела его элегию «Погасло дневное светило», положенную на музыку Геништою. «Пушкин был живо тронут этим обольщением тонкого и художественного кокетства, - писал П.А. Вяземский. – По обыкновению краска вспыхивала в лице его. В нем этот детский и женский признак сильной впечатлительности был несомненное выражение внутреннего смущения, радости, досады, всякого потрясающего ощущения».
Волконская высоко ценила гений Пушкина, дорожила его дружбой. Осенью 1826 года, когда поэт уехал из Москвы, она писала ему: «Возвращайтесь к нам. Московский воздух легче. Великий русский поэт должен писать или в степях, или под сенью Кремля, а творец «Бориса Годунова» принадлежит стольному граду царей. – Кто она, та мать, зачавшая человека, чей гений – вся сила, все изящество, вся непринужденность; кто – то дикарем, то европейцем, то Шекспиром и Байроном, то Ариосто, Анакреоном, но навсегда Русским – переходит от лирического к драматическому, от песен нежных, любовных, простых, порой суровых, романтических или язвительных, к важному и безыскусственному тону строгой истории?».
Вера Федоровна Вяземская (1790-1886)
Жена П.А. Вяземского, близкий друг Пушкина. Летом 1824 года Вяземская с детьми жила в Одессе; здесь Пушкин познакомился и подружился с ней. Вера Федоровна была участницей предполагаемого побега поэта за границу, знала о многих обстоятельствах, способствовавших высылке Пушкина; знала о его пылком, мучительном увлечении Е.К. Воронцовой. В письме, написанном Пушкиным Вере Федоровне вскоре по приезде в Михайловское, звучит боль, тревога, неясные намеки, понятные, очевидно, обоим: «Все, что напоминает море, наводит на меня грусть – журчание ручья причиняет мне боль в буквальном смысле слова – думаю, что голубое небо заставило бы меня плакать от бешенства Ради бога, хоть одно слово об Одессе». А вскоре, очевидно, по получении ответа, поэт просил П.А. Вяземского благодарить княгиню «за попечение, за укроризны, даже за советы, ибо все носит отпечаток ее дружбы для меня драгоценной».
Дружеские отношения между Пушкиным и Вяземской сохранились и в последующие годы.
После дуэли Вера Федоровна в числе нескольких ближайших друзей находилась у постели умирающего поэта.
Евдокия Ивановна Голицына (1780-1850)
Хозяйка одного из петербургских салонов, красивая и прекрасно образованная женщина. Живо интересовалась политическими событиями, занималась математикой, дружила со многими выдающимися людьми. «По вечерам немногочисленное, но избранное общество собиралось в этом салоне, хотелось бы сказать – в этой храмине, тем более, что и хозяйку можно признать жрицею какого-то чистого и высокого служения», - писал современник. Голицыну называли «ночной княгиней», так как она обычно принимала гостей поздним вечером и приемы ее длились до рассвета. В 1817-1819 годах Пушкин был частым гостем княгини Голицыной и, по выражению П.А. Вяземского, «был маленько приворожен ею». В 1818 году поэт послал Голицыной оду «Вольность», сопроводив послание свое стихами:
Простой воспитанник природы,
Так я бывало воспевал
Мечту прекрасную свободы
И ею сладостно дышал.
Но вас я вижу, вам внимаю,
И что же?.. слабый человек!..
Свободу потеряв навек,
Неволю сердцем обожаю.
В годы южной ссылки Пушкин не раз вспоминал о «поэтической, незабвенной, конституциональной, небесной княгине Голицыной».
Евдокия Ильинична Истомина (1799-1848)
Знаменитая балерина, воспетая Пушкиным в I главе «Евгения Онегина». С черными как смоль волосами, с большими черными и блестящими глазами, искусная танцовщица и замечательная красавица. Истомина, по свидетельству современника, «в продолжении многих лет пленяла зрителей и сводила с ума молодых офицеров». Она послужила причиной нашумевшей в Петербурге дуэли между В.В. Шреметевым и А.П. Завадовским. Шереметев был убит, а через некоторое время у барьера встретились секунданты дуэлянтов – А.С. Грибоедов и А.И. Якубович. Эта история сильно занимала Пушкина, он думал отразить ее в романе «Русский Пелам» - в сохранившихся набросках плана Пушкин записал имена Истоминой, Грибоедова, Завадовского. Эта же история отражена в плане ненаписанного произведения «Две танцовщицы»: «Две танцовщицы – балет Дидло в 1819 году. – Завадовский. – Любовник из райка. – Сцена за кулисами – дуэль – Истомина в моде» (план по-французски).
В 1818-1820 годах Пушкин был в числе поклонников Истоминой, не пропускал спектаклей с ее участием, громко выражал свое восхищение. В 1823 году, когда Пушкин давно уже был в изгнании, знаменитый петербургский балетмейстер Дидло поставил балет «Кавказский пленник, или Тень невесты». Роль Черкешенки исполняла Истомина. Через две недели после премьеры, 30 января 1823 года, Пушкин писал брату из Кишинева: «Пиши мне о Дидло, об Черкешенке Истоминой, за которой я когда-то волочился, подобно Кавказскому пленнику».
15