Конспект урока по литературному чтению Борис Житков
Тема: Б. Житков «Храбрый утенок»
Цели: познакомить учащихся с творчеством Б. Житкова; развивать навыки выразительного чтения; учить делить текст на смысловые части, составлять план; прививать любовь к природе, воспитывать доброе отношение к животным.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану.
Оборудование: портрет и книги Б. Житкова; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I.Организационный момент
II.Речевая разминка
—Прочитайте скороговорку с разной интонацией.
Уточка-вертихвостка Ныряла да выныривала, Выныривала да ныряла.
III.Постановка целей урока
—Представьте себе, что вы стали учителями. Какие цели урока вы поставили бы сегодня? (Примерный ответ. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с интересными произведениями о животных. Узнаем о творчестве еще одного писателя. Будем учиться читать громко, выразительно, без ошибок, делить текст на части, пересказывать текст.)
IV.Проверка домашнего задания
—Какие тексты у вас получились?
(Ребята определяют, какие тексты у них получились, и читают их.)
V.Работа по теме урока
1.Введение в тему
—Прочитайте слова. Что здесь зашифровано?\УУ1ЛТУ5Я\У5ТАУ, С\УТЪРУ8ЕС1К05\УЗЬОА.
(Утята, стрекоза.)
Как вы думаете, почему именно эти слова нам нужны сегодня? (Предположения детей.)
Прочитайте название рассказа (с. 139). («Храбрыйутенок».)
Подумайте: какие события могут в нем развиваться?
Проверим ваши предположения, прочитав рассказ Б. Житкова «Храбрый утенок» (с. 139-141).
2.Первичное чтение(Рассказ читают учитель и учащиеся.)
Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?
О чем он?
Как хозяйка кормила утят?
Почему они не ели?
Почему утята боялись стрекозу?
О чем думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?
Кто помог утятам избавиться от стрекозы?
Как ему это удалось?
— Каким был утенок Алеша? Выберите нужное: хвастун, храбрец, умница, сообразительный, глупый, верный друг, веселый, несмышленыш.
VI.Физкультминутка
Синички сели на веточки,
Поклевали все семечки.
Потом полетели,
На земельку сели.
Поклевали зернышки,
Почистили перышки.
VII.Закрепление изученного1. Чтение текста и деление его на части
— Перечитайте текст, разделите его на части.
Хозяйка кормит утят.
Боятся стрекозы.
«Должно быть, наши утята заболели...»
Алеша обещает помочь.
Утенок сдержал свое слово.
Стрекоза больше никогда не прилетала.
2. Рассказ учителя о Б. Житкове
— Знакомы ли вы с этим автором? Какие произведения вы читали?
Материал для учителя
Борис Степанович Житков (1882-1938) - русский писатель, путешественник. Он объездил полсвета - Россию, Европу, Азию. Он свободно изъяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке и был искусным дрессировщиком. Весь свой опыт и знания, талант вложил в книги, создав в детской литературе новый жанр, получивший впоследствии название научно-художественного. Он писал о смелых, гордых, самоотверженных людях, о редких животных и дальних странах.
Житков создал около двухсот произведений, и среди них - удивительная книга «Что я видел». Герой ее - четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлекательных путешествий, рассказывает писатель детям. По объему эта книга не меньше романа. По многообразию заключенных в ней сведений — энциклопедия. Но написана она так интересно и захватывающе, что ребята слушают ее с огромным интересом. Несколько поколений детей воспитывались на книгах Б. Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
VIII. Рефлексия
Что вы узнали на уроке?
За что вы похвалили бы себя?
Что вам особенно удалось?
IX. Подведение итогов урока
Какой рассказ читали на уроке?
Кто его автор?
Можно ли назвать рассказ Б. Житкова сказкой? Докажите. (Утята разговаривают.)
Выполнить задание 4 на с. 141.