Урок литературного чтения в 3 классе по теме Поэтическая тетрадь № 2 Обобщение. Стихи о детях и для детей


 Тема: Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Цель: обобщить знания учащихся по пройденному разделу. Задачи:
1) проверить знания по изученной теме, учить анализировать, сравнивать, сопоставлять;2) продолжить формирование навыка выразительного чтения;3) воспитывать любовь и интерес к поэзии, культуру общения. 
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. Этот урок необычный.
К нам пришли гости – наши родители. Давайте покажем им, как мы любим читать и как хорошо умеем читать стихи наизусть.
II. Речевая разминка.
- Прочитайте самостоятельно чистоговорку.
Чёрной галке
Чёрный дрозд
Подарил черники гроздь.
Чёрная галка
Чернику склевала.
Только представьте
Чернее не стала.
- Понравилась вам чистоговорка?
- Какой звук повторяется?
- Прочитайте медленно (ещё: начинайте читать медленно и постепенно ускоряйте темп, прочитайте скороговоркой, выразительно).
III. Сообщение темы урока.
- Как называется раздел, который мы закончили?- Итак, сегодня мы подведём итог по изученному разделу, проверим ваши знания по изученной теме.
IV. Путешествие по станциям.1) «Угадай-ка».
- Начнём наше путешествие с главного. Вы должны прослушать информацию о жизни и творчестве писателя и назвать полностью его фамилию, имя, отчество.
а) Дочь багажного кассира на станции Курск-I, внучка священника собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на верёвочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же в альманахе курских поэтов появились её первые лирические стихи.
Елена Александровна Благинина
б) Родился в Москве, школьные годы провёл в Пятигорске. Когда он встречался со своими юными читателями, кто-нибудь обязательно называл его не настоящим именем, а именем его героя – дядя Стёпа. Первое его стихотворение для детей называлось «Три гражданина», было напечатано в журнале «Пионер» в 1935 году.
Сергей Владимирович Михалков
в) Собиралась стать балериной, даже училась в хореографическом училище, но желание писать детские книги оказалось сильнее. В годы Великой Отечественной войны она ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. Вела передачу «Найти человека», ей удалось соединить 927 семей, разметанных по белу свету войной.
Агния Львовна Барто
г) Родился в семье мастера – мыловара. Рано начал писать стихи. В городе Краснодаре создал один из первых детских театров и писал для него пьесы – сказки. Одним из первых создал новый тип детской книги. Это книжки – картинки.
Самуил Яковлевич Маршак
- Что объединяет этих писателей? (Всех их объединяет то, что они писали стихи для детей и о детях).
2) «Отгадай-ка». А теперь давайте отгадаем автора по отрывку его произведения (учитель зачитывает отрывок из сихотворения, дети отгадывают).
И память о летнем рассвете
Я в город с собой унесу. С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной»
И, наверно, по привычке
Или, может быть, от скуки … А.Л. Барто «Разлука»
На дворе такая сырость,
Что не выйдешь никуда. С.В.Михалков «Если»
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла … А.Л. Барто «В театре»
День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде… Е.А. Благинина «Котенок»
По ведрам и по лейкам
Стеклянный дождь стучит. С.Я. Маршак «Гроза днем»
3) «Театральная»

- Как вы считаете, какое из стихотворений раздела можно инсценировать? Почему?
Давайте проведем конкурс выразительного чтения стихотворений и чтения стихотворений наизусть. Можете прочитать стихи собственного сочинения.
Оцените чтение детей.
                          
4) «Проверяй-ка»
Ответы на вопросы – страница 122.
- Чем отличается стихотворный текст от прозаического?
(В стихотворном произведении есть рифма.)Мы обобщили ваши знания по разделу «Поэтическая тетрадь 2», а теперь пришло время проверить их (тестовая работа). (ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2»)
V. Итог. Рефлексия.