Презентация по литературе на тему Марина Цветаева
Планета цветущая вертится,Не сбившись с пути и оси,И хочется в поле проветриться,Влюблено шагать по Руси! Григорий Титов Некрасов Н. Островский А. Цветаева М. Бальмонт К. Пушкин А. Дудин М. Куприяновский П. Грибоедов А. Сумароков А. Горький М. Марина Цветаева и Ивановская земля « Оттуда, - из села Талицы близ города Шуи, наш цветаевский род Священнический,»- писала о земле своих предков Марина Цветаева Детство поэтессы Родилась в Москве. Отец Цветаевой был профессором Московского университета, основателем Музея изящных искусств на Волхонке.Мать, полуполька, полунемка, была пианисткой, учившейся у Артура Рубинштейна. В гимназические годы Цветаева часто бывала во Франции, Италии, Германии, Швейцарии. Ее первая книга стихов "Вечерний альбом" вышла в 1910-м. Еще в юности она предсказала: "Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед" - и не ошиблась. Но черед ее стихам пришел лишь после смерти. У первой бабки – четыре сына,Четыре сына – одна лучина,Кожух овчинный, мешок пеньки –Четыре сына – да две руки!Как ни навалишь им в чашку – чисто,Чай, не барчата – семинаристы… Цветаева была буйным гением, не умещавшимся в рамки каких-либо школ. Она сама стала школой, в которой была и учителем, и ученицей. Вся ее поэзия - от народной ворожбы, от заклинаний, обрядовых песен, причитаний. Ниагара ее страстей, выпущенная на волю, разломала бетонные дамбы классицизма. Она жила бедно и просила свою чешскую подругу Анну Тескову прислать ей какое-нибудь приличное платье в Париж с проводником, чтобы ей было что надеть на творческий вечер. А вернулась в Россию даже не от своей ностальгии - от отчаяния. Ее не убили, не арестовали. Ей уготовили другую мученическую жизнь - вокруг нее начали арестовывать самых близких и дорогих людей - мужа, дочь, сестру. Тридцатые годы в творчестве Цветаевой - это годы духовного кризиса, и философская лирика поэта сосредоточена в этот период преимущественно на двух темах, которые стоят в заглавиях статей Цветаевой 1932 г., - "поэт и время" и "искусство при свете совести". Даже в мемориальных циклах 1930-1934 гг. - "Маяковскому", "Стихи Максу", "Надгробие" - эти темы преобладают над темой смерти. Поэтическим итогом темы "поэт и время" явилось стихотворение 1935 г. "Двух станов не боец...". В нем выражена личная позиция Цветаевой в отношении к своему "жестокому веку". Благословляю ежедневный труд,Благословляю еженощный сон.Господню милость – и Господень суд,Благой закон – и каменный закон.И пыльный пурпур свой, где столько дыр…И пыльный посох свой, где все лучи!Еще, Господь, благословляю – мирВ чужом дому – и хлеб в чужой печи. Други, не верьте! Все та же единаяСила нас манит к себе неизвестная,Та же пленяет нас песнь соловьиная,Те же нас раду ют звезды небесные!Правда все та же! Средь мрака ненастногоВерьте чудесной вдохновения,Дружно гребите, во имя прекрасного,Против течения!.. В 1930-е годы этот материнский девиз из А.К.Толстого отозвался в обращении Цветаевой к сыну: Насмарку твой стих!На стройку твой лесСтолетний!-Не верь, сын!И вместо земныхНосильных небес-Небесных земель -Синь. (14.1Х.1931) Присутствие в поэтическом сознании Цветаевой образов и тем А.К.Толстого сказалось в 1930-е годы и двумя реминисценциями в стихотворении 1935 г. "Отцам" (втором из цикла) и 1936 г. "Когда я гляжу на летящие листья...". Поколенью с сиреньюЗемли, над землею, прочь отИ с Пасхой в Кремле,И червя и зерна!Мой привет поколенью –Поколенье - без почвы,По колено в земле,Но с такою – до дна,А сединами – в звездах!Днища – узренной бездной,Вам слышней камыша,Что из впалых орбит-Чуть зазыблется воздух – Ликом девы любезной -Говорящим: ду-ша! Как живая глядит.Только душу и спасшимПоколенье, где крашеИз фамильных богатств,Был – кто жарче страдал!-Современникам старшим –Поколенье! Я – ваша! -Вам, без равенств и братств, Продолженье зеркал.-Руку веры и дружбы,Ваша – сутью и статью.Как кавказец - кувшинИ почтеньем к уму,С виноградным! – врагу же –И презрением к платью Две протягивавшим!Плоти – временному!Не сиреной – сиреньюДо последнего часаЗаключенное в грот,Обращенным к звезде -Поколенье – с пареньем!Уходящая раса,С тяготением - от Спасибо тебе!16октября 1935г Тема "рабочего терпения" - высочайшей взыскательности к своему труду - подготавливает введение в заключительную строфу стихотворения пушкинской цитаты. Только эта взыскательность дает поэту прочное основание внутренней независимости, дает право на полемическую формулу ("Но слово низводить до свеклы кормовой..."), направленную против сторонников понимания поэзии только как средства решения злободневных вопросов. В своем "упорном", "безмолвном", "безумном" ответе лирического поэта на требования "обоих станов" Цветаева подразумевает духовный опыт Пушкина - выстраданное право "взыскательного художника" на "свой высший суд" и на "свободную дорогу" "свободного ума". «Ведь Пушкина убили, потому что . своей смертью он никогда бы не умер, жил бы вечно».Из письма 1931 г. Цветаева проникновенно писала о многих поэтах. Но поистине перовой неземной любовью её был Пушкин. Мало сказать, что это её «вечный спутник». Пушкин, в понимании Цветаевой, был безотказно действующим аккумулятором, питавшим творческую энергию русских поэтов всех поколений - и Тютчева, и Некрасова, и Блока, и Маяковского. И для неё самой «вечно современный» Пушкин всегда оставался лучшим другом, собеседником, советчиком. С Пушкиным она постоянно сверяет своё чувство прекрасного, своё понимание поэзии. При этом в отношении Цветаевой к Пушкину не было решительно ничего от молитвенно – колено преклоненного почитания литературной «иконы».Пушкинскую руку Жму, а не лижу… Цветаева ощущает его не наставником, а соратником. Не обинуясь именует она себя «товаркой» Пушкина: Прадеду – товарка: В той же мастерской! В отношении Цветаевой к Пушкину, в её понимании Пушкина, в её безграничной любви к Пушкину самое важное и решающее - это твёрдое, непреложное убеждение в том, что влияние Пушкина может быть только освободительным. Порукой этому - сама духовная свобода Пушкина. В его поэзии, в его личности, в природе его гения Цветаева видит полное торжество той свободы и освобождающей стихии, выражением которой, как она понимает, служит истинное искусство. … Отказываюсь – быть.В Бедламе нелюдейОтказываюсь - жить.С волками площадейОказываюсь – выть.С акулами равнинОтказываюсь плытьВниз – по теченью спин.Не надо мне ни дырУшных, ни вещих глаз.На твой безумный мирОтвет один – отказ. Стихов ее не печатали. Пастернак, провожая в эвакуацию, дал ей для чемодана веревку, не подозревая, какую страшную роль этой веревке суждено сыграть. Цветаева пыталась устроиться судомойкой в писательской столовой в Чистополе, но совет писательских жен счел, что она может оказаться немецким шпионом. Потом уехала в город Елабугу, где стирала белье местному милиционеру.Мне совершенно все равно – Где совершенно одинокойБыть, по каким камням домойБрести с кошелкою базарнойВ дом, и не знающий, что – мой,Как госпиталь или казарма…Всяк дом мне чужд; всяк храм мне пуст,И все – равно, и все – едино.Но если по дороге – куствстает, особенно – рябина… Не выдержав унижений, Марина Цветаева повесилась на той самой веревке, которую дал ей Пастернак. Ныне кладбище в Елабуге, где она похоронена, стало местом паломничества любителей поэзии. «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед"