Презентация по Литературе Игорь Северянин
Автор: Золотухина Эвита Георгиевна, ученица 11 класса МБОУ ЛСОШ-1.Руководитель:Ильящук Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы Окказионализмы в творчестве Игоря Северянина
Индивидуальная речь, в частности, поэтическая, не случайно привлекает внимание лингвистов в связи с обилием употребляемых в ней новообразований. Представляется необходимым обращение к словотворчеству поэта Серебряного века И. Северянина, художника яркого дарования, самобытного таланта, который являлся одним из наиболее активных словотворцев.Тема исследования представляет актуальность в силу того, что на сегодняшний день остаются невыявленными основные типы окказионализмов И. Северянина, что обуславливает актуальность исследования.Объект исследования: творчество И.Северянина.Предмет исследования: окказионализмы в поэзии И.Северянина.Введение
Цель исследования: выявить основные типы окказионализмов в поэзии И.Северянина.Задачи исследования:1. Рассмотреть понятие «окказионализмы» и выделить их основные типы. 2. Охарактеризовать идиостиль И.Северянина. 3. Выявить окказионализмы в поэзии И. Северянина и описать их основные типы.4. Рассмотреть функции окказионализмов в поэзии И.Северянина.Теоретическая и практическая значимость исследования объясняется тем, что рассмотренные особенности окказионализмов в творчестве И. Северянина и их основные словообразовательные модели позволяют расширить представление о творчестве поэта, о его идиостиле, что может быть полезной информацией для тех, кто интересуется русской поэзией Серебряного века. Введение
Энциклопедия «Русский язык» под ред. Ю. Н. Караулова характеризует окказионализмы как речевые явления, возникающие под влиянием контекста, ситуации речевого общения для выражения смысла, необходимого в данном случае; создаются вопреки сложившейся литературной норме. Окказионализмы создаются специально нарочито (этим они отличаются от спонтанно совершаемых нарушений нормы – речевых ошибок), всегда «привязаны» к определенном контексту, ситуации, понятны на фоне данного контекста. В научной литературе по данной проблематике как дублирующие понятие окказионализм встречаются следующие: «писательские или авторские новообразования», «художественные неологизмы», «творческие неологизмы», «стилистические неологизмы», «индивидуальные неологизмы», «слова-самоделки», «слова-метеоры», «слова-однодневки», «индивидуально-авторские новообразования», «произведения индивидуального речетворчества», «эфемерные инновации».
Причины, побуждающие художников слова к созданию индивидуально-авторских образований, таковы: а) необходимость точно выразить мысль; б) стремление автора кратко выразить мысль (новообразование может заменить словосочетание и даже предложение); в) потребность подчеркнуть свое отношение к предмету речи, дать ему свою характеристику, оценку; г) стремление своеобразным обликом слова обратить внимание на его семантику, д) необходимость сохранить ритм стиха, обеспечить рифму, добиться нужной инструментовки.
типы окказионализмовФонетические окказионализмы рождаются в том случае, когда автор предлагает в качестве новообразования какой-либо звуковой комплекс, считая, что этот комплекс передает, содержит некую семантику, обусловленную фонетическими значениями звуков, его составляющих.Бобэоби пелись губы,Вээоми пелись взоры,Пиээо пелись брови,Лиэээй - пелся облик,Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.Так на холсте каких-то соответствийВне протяжения жило Лицо. (В.Хлебников. Экспериментальное стихотворение)
типы окказионализмовЛексические окказионализмы создаются в большинстве случаев комбинацией различных узуальных основ и аффиксов в соответствии со словообразовательной нормой или в некотором противоречии с ней. Как на лемех приятен жирный пласт,Как степь лежит в апрельском провороте!Ну, здравствуй, чернозем: будь мужествен, глазаст.Черноречивое молчание в работе. ( О. Мандельштама «Чернозем»)
типы окказионализмовГрамматические (морфологические) окказионализмы представляют собой образования, в которых в конфликте находятся лексическая семантика и грамматическая форма. Невозможное в системе языка оказывается возможным в авторском контексте благодаря творческому развитию лексического значения слова. К великой цели двигались народы.Век философии расцвел, отцвел; Он разум обострил, вскрыл глуби золИ людям вспыхнул маяком свободы.В.Брюсов «К великой цели…»
типы окказионализмовСемантические окказионализмы являются результатом появления семантических приращений («контекстуальных значений»), которые существенно преобразуют семантику исходной лексемы, употребленной в художественном контексте.Примером семантического окказионализма может служить прилагательное лазорев в стихотворении И. Северянина «Нерон»:Мучают бездарные люди, опозоривОблик императора общим сходством с ним.Чужды люди кесарю: Клавдий так лазорев.Люди ж озабочены пошлым и земным. Коннотацией саркастичности окрашен весь текст стихотворения, соответственно и семантический окказионализм лазорев характеризуется отрицательной экспрессией.
Окказионализмы в поэзии И.Северянина И. Северянин в полной мере является «настоящим новатором» языка. Окказиональная лексика поэта, экспрессивно насыщенная, образная, является одним из важнейших средств передачи авторского мировидения, мировосприятия, мироистолкования. И. Северянин как художник слова мыслит образами, имеющими материальное воплощение в новообразованиях, связанных с эстетикой эгофутуризма.
Окказионализмы в поэзии И.Северянина В процессе языкового экспериментирования он изыскивал удивительные и неожиданные по выразительности словесные образы. Так под пером поэта родились слова-метафоры: лесофея (лесная фея), злотополдень (золотой от яркого солнца полдень) и др. Окказионализмы Северянина отнюдь не какая-нибудь лингвистическая игра. Они несут в его «поэзах» большую идейную и художественно – эстетическую нагрузку. В его языковых новообразованиях есть и еле уловимый смысл, а есть и весьма ощутимый, отражающий существенно жизненные реалии:Уже деревья скелетеютИ румянеют, и желтеют…(«Осенняя поэза»)
Окказионализмы – одна из главных примет идиостиля Игоря Северянина. Анализ окказионализмов И. Северянина позволил выявить их следующие словообразовательные типы: Грамматические окказионализмы, образованные вследствие нарушения словообразовательной нормы: алчба (вместо алчность);пламный (вместо пламенный),колдуйный (вместо колдовской),Вы – мать ребенка школьнических лет. («Элегия», 1911)Будь хорошей подругой и такою же матью! («Благодатная поэза», 1912)А об искусстве пламный спор. («Памяти Н.Кульбина)Существительные, образованные сложением слов:Ветропросвист (ветер, свист); грезофарс (грезы, фарс); головокружный (голова, кружиться), сероптичка (серая птичка). Оркестромелодия реяла розово Над белобархатом фойэ. («На премьере», 1911)
Окказионализмы – одна из главных примет идиостиля Игоря Северянина. от существительных: бесстебельны (от стебель);наикорольнейший (от король)от глаголов: игранъе, изнедриванье, поглупенъе.Изящница, очаровалка, венка,Пред кем и герцогиня – деревенка.Изысканка, утонченка, гурманка..(«Сонет «).Наречия: беззачемно, морево, безвопросно, грозово.Как безответно! Как безвопросно! («На островах», 1911)А потом отдавалась, отдавалась грозово, До восхода рабыней проспала госпожа… («Это было у моря», 1910) …Чьи руки властно мехово обули?... («В лимузине», 1910)
Окказионализмы – одна из главных примет идиостиля Игоря Северянина. Существительные, образованные от прилагательных: хрупь, улыбь, нудь, рьянь, ближница, далечница, сонь, лунь, воль. Хрупь, ты вся - улыбь…. («Кузина Лида», 1911)Какая нудь! Здесь все свиное: Мечты, глаза, окорока! («Поэма о Полтаве») Бывает: сразу станут дни пусты. Рьянь стихнет в них. («В пустые дни») Глаголы, образованные от существительных: а) с суффиксом -и (ть): водопадить, волшбитъ, мадерить, пурпурить, бриллиантиться.Примеры: …Я хочу ошедеврить, я желаю оперлитьВсе, что связано с Вами, - даже, знаете, соус. («Кутеж», 1910) ..Чтоб ножки не промокли, их надо околошить…...Удастся ль душу дамы восторженно омолнитьКурортному оркестру из мелодичных цитр?..Цилиндры солнцевеют, причесанные лоско….(«Каретка куртизанки», 1911)Этих глаголы составляют самое большое количество окказионализмов в творчестве И. Северянина.
Окказионализмы – одна из главных примет идиостиля Игоря Северянина. Проанализируем окказиональные звенья выявленных словообразовательных цепей:Весенься вечно, бог пьяный слепо,Всегда весенься, наивный бог!Душа грезэра, как рай, нелепаЯ упоен. Я вещий. Я тихий. Я грезэр.Производное существительное грезэр (то есть «тот, кто грезит») образовано от основы глагола «грезить» при помощи достаточно продуктивного в русском языке суффикса -ер- со значением лица мужского пола по действию («дирижер», «режиссер», «монтажер») в несколько необычной, передающей речевые особенности начала ХХ века огласовкой [эр]. Окказионализм грезэр синонимичен существительному “мечтатель”, но генетическое родство с существительным «греза» (то есть позволяет актуализировать значение «иллюзорности, возвышенной оторванности от всего земного того царства «златосна», в котором пребывает грезэр. Существительное грезэрка – суффиксальное производное окказионализма грезэр, образованное при помощи продуктивного суффикса -к- со значением лица женского пола, характеризующегося по действию, - обладает иронической коннотацией, привносимой в новообразование контекстом всего стихотворения, то есть макроконтекстом.
Функции окказионализмов в поэзии И. СеверянинаПрактически все окказионализмы поэта выполняют стилеобразующую функцию (поскольку использование их в тексте художественного произведения – само по себе функция). Отдавая предпочтение новообразованиям-метафорам, создающим художественный образ, поэт использует их с целью номинации. Окказионализмы, выполняющие в тексте произведений номинативно-оценочную функцию, служат средством выражения, как правило, иронического отношения автора к действительности. С творческой программой поэта тесно связана эстетическая функция новообразований: неповторимый индивидуально-авторский художественный образ рождается как соединение различных словообразовательных элементов в необычном слове, помещённом в нестандартный контекст. Характерно для эстетики И. Северянина использование новообразований с иноязычными корнями и суффиксами с целью обострения интриги, привлечения внимания к изысканно-экзотическому миру героев его стихотворений, а также для эпатажа публики и шокирования критики. Новообразования имена собственные используются для выражения сугубо индивидуальной мысли.
Функции окказионализмов в поэзии И. СеверянинаВыполняя функцию художественной номинации, окказионализмы поэта одновременно выражают акцентную функцию, являясь при этом экспрессивно и стилистически маркированными. Акцентная функция (обновление формы слова) позволяет актуализировать внутреннюю форму слова. Сближая разнокоренные слова, имеющие в языке случайное звуковое сходство, поэт “проявляет” внутреннюю форму слова, при этом текст приобретает дополнительную смысловую насыщенность, основанную на неожиданных ассоциациях. Важную роль играют новообразования поэта как элемент инструментовки стиха, придающие ему особую музыкальность и благозвучие. Введение окказионализмов в текст стихотворения часто связывается со звукописью. Яркой особенностью стиля И. Северянина является персонификация предметов и понятий с помощью новообразовании. Названия цветов в художественном языке автора выполняют особую функцию: за словом скрыт определённый поэтический символ.
ЗаключениеИтак, окказионализмы – авторские слова (или словосочетания), не соответствующие общепринятому употреблению, характеризующиеся индивидуальным вкусом, обусловленные контекстом употребления. Окказионализмы – одна из главных примет стиля идиостиля И. Северянина. Поэт в полной мере является настоящим новатором языка. Окказиональная лексика поэта, экспрессивно насыщенная, образная, является одним из важнейших средств передачи авторского мировосприятия, мироистолкования. Анализ новообразований И. Северянина открыл их многофункциональный характер, обнаружил (в большинстве случаев) их полифункциональность в контексте строфы и парадигматике текста стихотворения.
ЗаключениеЖивущие в рамках определённого контекста, окказионализмы И. Северянина имеют свою ценность, они не только погружают читателя в поэтический мир автора, но и демонстрируют словообразовательно-выразительные возможности русского языка, передают новые семантические, стилистические, эмоционально-экспрессивные оттенки, которых нет в общелитературном слове, и тем самым раскрывают художественный замысел стихотворений поэта. И Северянин – явление замечательное и значимое в нашей литературе, он имеет право на звание «короля поэтов» и новатора в области словотворчества