Проект концепции развития математического образования МОУ СОШ № 13 г. Воркуты
Проект Концепции развития математического образования
в МОУ «СОШ № 13» г. Воркуты
Характеристика проблемы, на решение которой направленарегиональная программа
Основные приоритеты развития математического образования определены в Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 года № 2506-р. Приказом Министерства образования науки России от 03.04.2014 года № 265 утвержден план мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации до 2020 года.
Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности.
Следует обратить внимание на то, что повышенный средний уровень математических знаний в обществе оказывает решающее воздействие на развитие научного творчества. Об этом свидетельствует весь отечественный и международный опыт. Поэтому приобретает все возрастающую значимость развитие интереса учащихся к изучению математики.
Значение математического образования
Математика есть часть общего образования. Ныне ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики — как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом. Школьное математическое образование способствует:
овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в современном мире, в информационных и компьютерных технологиях, для подготовки к будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования;
приобретению навыков логического и алгоритмического мышления;
формированию мировоззрения (понимание взаимосвязи математики и действительности, знакомство с методом математики, его отличием от методов естественных и гуманитарных наук, с особенностями применения математики для решения научных и прикладных задач);
освоению этических принципов, воспитанию способности к эстетическому восприятию мира (постижение красоты интеллектуальных достижений, идей и концепций, познание радости творческого труда).
Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Основными проблемами развития математического образования являются низкая учебная мотивация учащихся, устаревшее содержание учебных программ, нарушение преемственности между уровнями образования, нехватка квалифицированных преподавателей.
Государством поставлены задачи модернизировать содержание учебных программ на всех уровнях (с обеспечением их преемственности), исключить пробелы в базовых математических знаниях у каждого обучающегося, обеспечить наличие общедоступных информационных ресурсов и применение современных технологий образовательного процесса. В условиях вступления в силу с января 2015 года профессионального стандарта педагога, в котором предъявляются высокие требования к учителю математики, остро стоит вопрос переподготовки учителей математики. Особое внимание следует уделить повышению качества работы учителей математики и поддержке лидеров математического образования.
Не последнюю роль играют математическое просвещение и популяризация математики. Необходимо развивать как традиционные формы (например, математические кружки и соревнования), так и новые (интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах и в социальных сетях, профессиональные математические интернет-сообщества).
Задача повышения качества математического образования актуальна не только с позиции «потребностей будущего», но и с позиции актуального состояния математического образования. Результаты ЕГЭ по математике за последний год в школе ниже городских. В этом году наблюдается существенное снижение среднего тестового балла, полученного выпускниками на экзамене по математике, а также доли выпускников, получивших высокие тестовые баллы (80-100 баллов) на ЕГЭ по математике снижение среднего тестового балла, полученного выпускниками на экзамене по математике, а также доли выпускников, получивших высокие тестовые баллы (80-100 баллов) на ЕГЭ по математике. Выпускники школы на ЕГЭ по математике не набирают максимальный тестовый балл (100 баллов). Выпускники 9-х классов при проведении ОГЭ в штатном режиме в 2014 году показали успеваемость 98%, средний балл ниже, чем по городу, 1 учащийся получил «2»На муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике учащиеся школы в течение нескольких лет не занимают призовых мест (за исключением 2014 г.: 1 учащийся 8 класса занял I место).
Задача повышения качества математического образования актуальна не только с позиции «потребностей будущего», но и с позиции актуального состояния математического образования в регионе.
На первый план выходят задачи формирования интеллектуальной, исследовательской культуры школьников: способности учащегося самостоятельно мыслить, самому строить знание, опознавать ситуацию как требующую применения математики и эффективно действовать в ней, используя приобретенные знания в качестве личного ресурса. Важной целью является развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, при деятельностном подходе к организации учебного процесса школьное математическое образование может давать серьезный вклад в интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие всех учащихся, способствовать освоению ими исследовательской культуры, без которой в современном мире невозможно успешное осуществление любой профессиональной деятельности.
Именно поэтому математическое образование должно стать неотъемлемой частью общего школьного образования и обязательным элементом в воспитании и обучении ребенка. Кроме этого, сохраняются «традиционные» задачи математического образования:
овладение конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в современном мире, в информационных и компьютерных технологиях, для подготовки к будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования;формирование мировоззрения (понимание взаимосвязи математики и действительности, знакомство с математическими методами и особенностями их применения для решения научных и прикладных задач).
Проблема качества образования особенно в настоящее время стоит остро. Все субъекты образовательного процесса (учащиеся и их родители, педагоги) заинтересованы в обеспечении качества образования.
Формирование у школьников потребности к повышению качества образования на основе компетентностного подхода, использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, исследовательской деятельности приведет к конечной цели – модели выпускника.
Качество математического образования будет осуществляться через взаимосвязь
В соответствии с федеральным государственными образовательным стандартом второго поколения критериями достижения качества математического образования будут являться уровни овладения учащимися специальными математическими компетенциями:математической (прагматической);
социально-личностной;
общекультурной.
Основными процессами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
учебный процесс;
внеклассная работа;
диагностика.
Для решения существующих проблем и последовательного развития школьного математического образования необходим программно-целевой подход и планирование соответствующих мероприятий.
Основные цели и задачи программы
Цели обучения математике определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Назначение математического образования определяется двумя аспектами. Практический, когда обучение математике формирует инструментарий, необходимый человеку в его продуктивной деятельности (вычислительные навыки, методы приближенного вычисления, приложения производной и интеграла и др.), и духовный аспект, связанный с мышлением человека, с овладением математическими методами познания и преобразования мира.
Роль математической подготовки в становлении современного человека определяет следующие цели школьного математического образования:
• приобретение конкретных математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
• интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе;
• формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии человеческой цивилизации и современного общества.
Если целевые установки определить как специальную, прагматическую и высшую, то обучение математике преследует три цели:
• грамотный гражданин должен иметь минимум математических знаний и навыков, необходимых в быту, практике (обучающая цель);
• часть учеников должна быть подготовлена для обучения в высшей школе (социальная цель);
• каждый гражданин должен иметь развитое самостоятельное логическое мышление, навыки анализа, сопоставления, обобщения, вывода правильных заключений и опознания ложных (развивающая цель).
Основные задачи математического образования:
1. Отбор одаренных школьников и развитие их способностей к точным наукам.
2. Подготовка учащихся к поступлению в вузы, и обеспечение возможности успешного обучения в них.
3. Ликвидация несоответствия школьного стандарта знаний и вузовских требований.
4. Ранняя профориентация школьников.
5. Повышение квалификации учителей.
Принципы математического образования:
• непрерывность, предполагающая изучение математики на протяжении всех лет обучения в школе;
•преемственность, предполагающая взвешенный учет положительного опыта, накопленного отечественным математическим образованием, и реалий современного мира;
• вариативность методических систем, предусматривающая возможность реализации одного и того же содержания на базе различных научно-методических подходов;
• дифференциация, позволяющая учащимся на всем протяжении обучения получать математическую подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями (уровневая дифференциация) и предусматривающая возможность выбора типа математического образования в старшем звене (профильная дифференциация).
Перечисленные принципы создают предпосылки для гармонического сочетания в обучении интересов личности и общества, для реализации в практике преподавания важнейшей идеи современной педагогики - идеи личностной ориентации математического образования.
Содержание математического образования
В начальной и основной школе математика является предметом общего образования; обучение в старшей школе предполагает определенную профессиональную ориентацию учащихся, а курсы математики в общенаучном и математическом направлениях носят специализирующий характер. Это естественным образом определяет распределение материала между основной и старшей школой, а также содержательное наполнение профилированных курсов.
Школьное образование складывается из следующих содержательных компонент: арифметика, алгебра, геометрия, элементы математического анализа.
В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Для реализации этих функций требуется уделять достаточное внимание арифметическим (точнее логическим) методам решения задач, культуре вычислений (оценка, прикидка, сочетание устных, письменных и инструментальных вычислений), наполнению учебного материала задачами социально-экономической и жизненной тематики.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры в наибольшей степени выявляет значение математики как искусственного языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждении. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству,
Реализация указанных функций алгебры предполагает внимание к осмыслению алгебры как исторического обобщения арифметики, к правилам конструирования математических выражений, к способам преобразования выражений различной природы (рациональных, иррациональных, тригонометрических и др.), решения соответствующих уравнений и неравенств.
Геометрия - одна из важнейших компонент математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит свой особый вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства и овладение дедуктивным методом.
Уже с первых лет обучения следует знакомить учащихся с фигурами на плоскости и в пространстве, моделирующими реальные объекты, с измерением геометрических величин, способами изображения геометрических фигур и реальных объектов. Обучение геометрии предполагает установление оптимального и дидактически оправданного баланса между наглядностью и логикой, причем соотношение наглядного и логического должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.
Элементы математического анализа необходимы для получения школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
В школе должно быть уделено достаточное внимание изучению реальных зависимостей различными средствами (аналитическими, графическими, инструментальными), формированию умения пользоваться различными языками описания функций. Изучение конкретных функций и их свойств, начинающееся в основной школе, завершается в старшем звене ознакомлением с идеями дифференциального исчисления и понятием интеграла, подходы к изложению которых реализуют, прежде всего, мировоззренческие и общекультурные цели математического образования.
Структура
В начальной и основной школе курсы математики строятся на основе единого содержания, и профилирования не предполагается. В то же время, начиная с 10 класса, предусматривается возможность изучения углубленного курса математики в связи с профильным обучением по информационно-технологическому направлению.
Математический стандарт для общеобразовательной школы, как некий общий объем знаний, умений, навыков в рамках математического направления, выступает лишь изначальным базисом, на котором строится углубленное изучение предметов, т.е. он является необходимым, но не достаточным элементом математической образованности учащихся.
Организация обучения математике
Организация обучения математике предполагает:
•на вариативном уровне - соответствие интересам и способностям учащихся, обучение по направлениям;
•на общеобразовательном направлении обучения - формирование познавательного интереса к математике, положительных мотивов учения, обеспечение преемственности с начальной школой;
Выбор форм, организации образовательного процесса и способов организации учебной деятельности в нем обеспечивает выбор дидактических технологий, осуществляемых в зависимости от целей и планируемых результатов обучения.
В дидактическом плане реализуется как линейное, так и концентрическое изложение предметов по восходящей спирали.
Образовательный процесс построен на совокупности, эффективном сочетании различных дидактических систем. Так, например, успешно реализуются дидактические принципы:
•обучение на высоком уровне трудности;
•ведущая роль теоретических знаний;
•изучение быстрым темпом;
•осознание учащимися самого процесса учения;
•систематическая работа над развитием всех учащихся.
Оптимальное развитие творческие способностей учащихся, проявивших особый интерес и склонности к предмету, их углубленную подготовку, необходимую для поступления в ВУЗы и университеты соответствующего профиля, осуществляется через взаимосвязь инвариантного, вариативного и дополнительного компонентов образования, построенного на принципах непрерывности и последовательного усложнения изучаемого материала.Факторами, влияющими на качество реализации образовательной программы по математике являются:
• педагогические кадры с высоким профессиональным уровнем;
• условия для профессионального роста учителей (эффективная система повышения квалификации);
• методическое и дидактическое обеспечение процесса обучения;
• внедрение новых информационных технологий в образовательную деятельность;
• эффективный мониторинг, базирующийся на пропедевтике и прогнозировании;
• психолого-педагогическое сопровождение.
Межпредметные связи
В условиях вариативности программ и учебников, многообразия подходов к структуре курсов кардинальным образом меняется взгляд на межпредметные связи. В целом ряде случаев математика должна стать не источником, а потребителем знаний, предложенных на уроках естествознания и др., опираться на представления, сформированные при изучении этих дисциплин.
Существенно новый аспект межпредметных связей возникает в связи с включением в содержание обучения математике элементов теории вероятностей и статистики, и в частности, комбинаторики как базовой компоненты вероятности в дискретных моделях. Это не только создает очевидные новые возможности для построения статистических теорий в физике и изучения генетики в биологии, но и ставит проблему реализации взаимосвязей между математикой и предметами гуманитарного цикла.
Принципиально важным в плане межпредметных связей является обучение математическому языку как специфическому средству коммуникации в его сопоставлении с реальным языком. Грамотный математический язык является свидетельством четкого и организованного мышления, и владение этим языком (понимание точного содержания предложений, логических связей между предложениями) распространяется и на владение естественным языком и тем самым вносит весомый вклад в формирование и развитие мышления человека в целом. В то же время объективные связи между естественным и математическим языком настолько глубоки, что межпредметные связи между обучением математике и языкам - как родному, так и иностранным - также потенциально являются двусторонними.
Ожидаемые результаты реализации программы
В ходе реализации программы в школе будет сформирована система математического образования, направленная на повышение качества образования:
1. Проведение мониторинга системы математического образования школы;2. Проведение диагностических работ в 8-9 классах по алгебре;3. Увеличение доли выпускников средней школы, получивших высокие тестовые баллы на ЕГЭ по математике;4. Повышение среднего тестового балла ЕГЭ по предмету «математика» среди выпускников средней школы;5. Увеличение доли учителей математики, прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам обновления структуры и содержания математического образования;6. Увеличение количества учителей математики, прошедших курсовую подготовку по реализации технологии УДЕ в средней школе;7. Увеличение количества учителей математики, повысивших квалификационную категорию по итогам аттестации;8. Увеличение количества победителей, призеров и лауреатов всероссийских очных и заочных математических олимпиад, конкурсов и конференций;
9. Повышение успеваемости учащихся 9-х классов
10. Увеличение среднего тестового балла среди выпускников 9 классов при сдаче ОГЭ по математике