Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
Правительством РФ утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации от 09.04.2016 N 637-р.
Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания русского языка и литературы в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы.
Отмечается, что реализация Концепции обеспечит новый уровень изучения и преподавания русского языка и литературы, а также будет способствовать разработке и апробации механизмов развития филологического образования
Разработанная концепция в целом не противоречит основным положениям Закона №273- ФЗ от от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» и согласуется с ключевыми позициями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего общего образования. Однако документ имеет куда более перспективный характер. Он действительно призван определить стратегические, мировоззренческие цели и задачи развития школьного филологического образования в России. Концепция фиксирует именно методологические подходы в преподавании русского языка и литературы с 5-го по 11-й класс. Концепция создает предпосылки формирования в обществе устойчивой гуманитарно-культурной среды. Литература и русский язык как важнейшим средством общения и самого бытия будут занимать ведущие позиции в системе развития Российского образования. Естественно, что такого рода документ разрабатывается не на один год или два, а на десятилетия вперед. Вместе с тем, Концепция способствует целостности и синхронности в преподавании предметов филологического цикла и предметов историко-обществоведческого цикла в тесной взаимосвязи с процессом духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Если говорить о статусе концепции, то она содержит концептуальное (фундаментальное, универсальное) ядро процесса организации обучения по овладению знаниями, умениями и навыками по русскому языку и литературе, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Это ядро определяет 70% учебного времени, при этом 30% остается в распоряжении учителя и представляет собой ту необходимую свободу выбора, в которой, безусловно, нуждаются все субъекты образовательного процесса: и учитель, и ученик. Разработанная концепция представляет собой единственную на сегодняшний день продуманную, научно обоснованную и признанную в профессиональном сообществе нормативно-правовую альтернативу примерным основным образовательным программам ООО и ОСО. Концепция не дублирует ФГОС и не повторяет примерные основные образовательные программы ООО и ОСО, это самостоятельное, связующее и необходимое звено в системе научно-методической документации. ПООП должны опираться на концепцию и содержать не противоречащие ей, более подробные, детализированные сведения о содержании и результатах филологического образования для определенного уровня образования. Концепция опирается на фундаментальные научные работы в области литературоведения и лингвистики, педагогики и возрастной психологии, методики преподавания русского языка и литературы именно отечественных исследователей. Это в итоге повлияло и на выбранный терминологический аппарат концепции (авторы в основном использовали традиционные, устоявшиеся в отечественной практике термины), и на отсутствие популярных в последнее время ссылок на международные исследования, в частности, в концепции цитируют слова Д.С.Лихачева:
«Филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры». Важнейшим концептуальным понятием при изучении русского языка признается понятие «языковая личность». Языковая личность есть личность, выраженная в языке (текстах) и через язык, личность, реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств. Это понятие, связанное с изучением языковой картины мира, которая представляет собой результат взаимодействия системы ценностей человека с его жизненными целями, мотивами поведения, установками и проявляется в текстах, создаваемых данным человеком. Полное описание языковой личности мы можем обнаружить в трудах Ю.Н.Караулова. Принципиальное основание изучения русского языка и литературы в их совокупности - герменевтический подход, который предполагает обучение пониманию явлений языка и литературы, корреляцию субъектов и объекта знания, активизацию интеллектуального и духовного опыта личности, учет коллективных ценностей и свободного выбора человека в поисках смыслонесущих ответов на проблему, поставленную в процессе деятельного, творческого овладения тем или иным предметом. В концепции зафиксировано минимальное количество учебных часов, которое должно отводить на предметы «Русский язык» и «Литература». Концепция не обошла вниманием и систематизацию собственно методических принципов преподавания русского языка и литературы. В приложениях к концепции представлены базовые знания, умения и навыки по русскому языку и литературе.
Целый раздел концепции посвящен особенностям преподавания русского языка и литературы в национальных и многонациональных классах. Совершенно очевидна значимость и актуальность этого раздела. Ведь национальные и многонациональные классы призваны обеспечивать достаточно свободное владение русским языком как государственным языком Российской Федерации, языком межнационального общения, языком русской культуры. При этом эти классы органично сопрягают родную и русскую культуры, а одна из целей преподавания в таких классах - формирование личности, обладающей национальным самосознанием и в то же время общероссийским гражданским сознанием.
Основные направления по реализации процесса обучения:
- оптимальное соотношение между теоретическим изучением языка и формированием практических речевых навыков с учетом состава обучающихся;
- распределение и объем учебных часов, отводимых на изучение учебного предмета.
Освоение учебного предмета должно предусматривать:
- усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, функционировании и развитии;
- овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения;
- формирование нормативной грамотности устной и письменной речи;
- формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами (иностранными языками, литературой и др.);
- использование текстов разных функциональных типов (художественных, нехудожественных);
- состав используемых текстов должен формироваться с учетом возрастных, тендерных и этнокультурных особенностей восприятия обучающихся;
- использование информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая печатные и электронные словари, переводчики, программы орфографического контроля, поисковые системы, системы распознавания текста и устного ввода).
- разработку методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия, опирающихся на достижения современной лингвистики и теории межкультурной коммуникации.
- государственная итоговая аттестация по учебному предмету должна включать оценку уровня владения не только письменной, но и устной речью.
Пути решения проблем преподавания русского языка в свете реализации Концепции:
- теоретическое изучение языка и формирование практических речевых навыков должно быть сбалансировано с учетом состава обучающихся и опираться на разные методические подходы.
- освоение школьной дисциплины «Русский язык» должно предусматривать:
• усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
• овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение использовать речевые навыки в соответствующих сферах и ситуациях общения;
• формирование нормативной грамотности устной и письменной речи.
- должны быть заново продуманы как внутрипредметные, так и межпреметные связи русского языка с другими предметами, прежде всего с курсами иностранного языка (например, такой связующей областью может быть практика перевода) и литературы (например, при изучении литературных произведений разных эпох желательно обсуждать и комментировать исторические изменения русского языка).
- при изучении русского языка необходимо использовать всё разнообразие текстов художественной литературы (классической и современной) и нехудожественные тексты разных функциональных типов. Корпус текстов должен формироваться с учетом возрастных, гендерных, этнокультурных особенностей восприятия школьников.
- необходимо формировать культуру использования информационнокоммуникационных инструментов и ресурсов (включая бумажные словари, электронные словари, переводчики, программы орфографического контроля, поисковые системы, системы распознавания текста и устного ввода, транскрибирования). Навыки такого рода следует развивать на всех этапах образования (при изучении русского языка и других предметов).
- итоговая аттестация (ОГЭ и ЕГЭ) должна включать контроль за уровнем владения не только письменной, но и устной речью, что требует разработки на основе современных отечественных и зарубежных методик критериев оценки говорения как речевой способности
- наряду с учебниками и учебными пособиями при изучении русского языка необходимо использовать интерактивные программы, направленные на развитие навыков устной и письменной речи, пополнения словарного запаса, перифразирования, редактирования и саморедактирования и т. п.
- создание единой государственной системы обучения русскому языку как неродному, предполагающую обязательное обучение основным предметам на русском языке в сочетании с углубленным изучением родных языков и литератур.
- создание, апробирование и внедрение в практику работы образовательных организаций модели билингвального образования, включающую содержательные компоненты (предметный компонент; языковой компонент; межкультурный компонент); организационно-методические компоненты (наличие примерной общеобразовательной программы по русскому языку, учитывающей специфику его преподавания как неродного языка; наличие программ дополнительного образования, обеспечивающих реализацию потенциала русского и родного языков и литературы в воспитании гармоничной билингвальной личности; наличие государственного профессионального стандарта преподавателя русского языка как неродного; введение образовательного модуля в систему педагогического образования, обеспечивающего готовность любого учителя к реализации профессиональной деятельности в условиях многоязычной среды; реализация системы повышения квалификации педагогических работников в области методики преподавания русского языка как неродного).
- в целях повышения качества обучения русскому языку как иностранному необходимо разработать профессиональный стандарт преподавателя русского языка как иностранного; развивать открытые электронные обучающие среды, позволяющие изучать русский язык с любого уровня владения и из любой точки земного шара, получать основное и дополнительное образование на русском языке, оказывать непрерывную профессиональную поддержку преподавателям русского языка как иностранного.- в настоящее время требуется актуализация организационного и научно- методического сопровождения государственного тестирования по русскому языку как иностранному с учетом современных достижений в области лингвистики и лингводидактики.
Сегодня решается судьба учителя-словесника. Ставится под сомнение сам статус учителя русского языка и литературы в школе, его положение в обществе. Но именно учитель русского языка и литературы «играют огромную, поистине определяющую роль в воспитании таких важнейших личностных качеств, как патриотизм и гражданственность, уважение к нашему многонациональному Отечеству, его истории, традициям, богатейшему культурному наследию» отметил Глава государства В.В.Путин.
Именно этим определены цели и задачи нашего семинара.
От себя предложения
В концепции можно найти много умного и правильного, всем известные опытным учителям принципы преподавания, содержание предметных областей «Русский язык» и «Литература», приложения с дидактическими единицами. Но ведь у нас есть стандарты образования, примерные программы. А самое главное в концепции – вместо права на выбор учителем материала для выполнения требований к результатам освоения образовательной программы, согласно ФГОС, предлагается безальтернативный список произведений для обязательного изучения на уроках литературы. Тогда что, будут меняться стандарты и программы?!
Концепция филологического образования, вероятно, нужна (особенно сейчас, когда успешное сочинение на ЕГЭ – допуск к государственной итоговой аттестации ). Я думаю, что многих сегодня волнуют не вопросы: «Какие тексты читать? Какие темы изучать?» В концепции видно, что изъято, что добавлено. Многих учителей сегодня интересуют вопросы: «Как читать тексты? Как вписать в современный контекст? Как изучать, чтобы это пошло на пользу? Как идти в ногу со временем в быстроменяющемся мире?» Вот об этом, наверное, нужно тоже говорить в концепции.
В Методических принципах освоения предмета «Русский язык» указан принцип «комплексного достижения предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов в процессе обучения». Каким способом достичь предметных результатов, педагогам понятно (Каждый год их достигаем, ГИА и ЕГЭ свидетельствуют об этом). А вот как оценить, достигли ли мы метапредметных результатов? Каковы критерии оценки универсальных учебных действий (метапредметных результатов)?
Разработать четкую систему оценивания, соответствующую требованиям ФГОС.
Предлагаем следующую расчасовку Русский язык- 5 кл – 6 часов, 6 класс – 6 часов, 7 класс – 5 часов, 8 класс -4 часа, 9,10, 11 классы добавить часы для подготовки к ГИА.
Литературу опять предлагают считать «средством воспитания гражданина»