Статья Возрастные и индивидуально-типологические особенности младших школьников
Возрастные и индивидуально – типологические особенности младших школьников
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него начинает появляться другая логика мышления. Учение для него значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности, весь уклад его жизни.
Младший школьный возраст. Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу, границы возраста с 6- 7 лет до 9 – 10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа коры головного мозга и нервной системы. По данным физиологов к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные отделы головного мозга, отвечающие, за программирование регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны.
Кризис 7 лет
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или в 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.
Старые интересы, мотивы теряют свою побудительность, на смену им приходят новые.
Ребенок действительно становится школьниками тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию.
Утрата интереса к игре и стремление к успеху в учебной деятельности, тогда как недавние дошкольники 5 лет от игры просто получали удовольствие, то теперь им важен результат.
Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго периодического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.
В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития у мальчиков и девочек: девочки опережают мальчиков.
Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще не устойчива, сопротивляемость утомлению низкая. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в психике детей на данном возрастном этапе.
В поведении младший школьник ориентируется чаще всего на моральные суждения и оценку действий: учителя.
У детей младшего школьного возраста произвольное внимание может длиться в течение: 10 – 20 мин
Психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются:
- произвольность;
- внутренний план действий;
- рефлексия.
Одним из признаков кризиса семи лет является:
1. Это период рождения социального «Я» ребенка. Л.И. Божович;
2. Возникновение внутренней жизни;
3. Утрачивается детская непосредственность
Ведущими критериями возрастного развития у младших школьников являются:
1. Развитие словесно-логического мышления;
2. Развитие саморегуляции, произвольности;
3.Развитие рефлексии (ребенок осознает, что делает);
4. Самооценка;
5. Ориентация на группу сверстников.
Самооценка
Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей – центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Школьная оценка влияет и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.
Их самооценка развивается своеобразно А.И. Липкина, изучая динамику самооценки в начальных классах, выявила следующую тенденцию.
Первоначально дети, не соглашаются с позицией отстающих, которая закрепляется за ними в 1-2 классах, стремятся сохранить высокую самооценку. Если им предложить оценить свою работу, например диктант или изложение, большинство оценит выполненное задание более высоким баллом, чем оно того заслуживает. При этом, они ориентируются не столько на достигнутое, сколько на желаемое: «Надоело получать двойки. Хочу хотя бы тройку», «Учительница никогда не ставит мне четыре, все тройки или двойки, я сам поставил себе четыре».
Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей, считающих детей еще более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в три раза от 1-го к 4-му классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается.
Как переживают такую учебную ситуацию младшие школьники? У детей с заниженной самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация – направленность не на учебную деятельность, а на другие виды занятий. Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребенок приобретает неадекватную завышенную самооценку, имеющую компенсаторный характер. Дети могут приобретать асоциальное поведение и вредные привычки.