ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ
ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ
Назаренко Ольга Геннадьевна
учитель физики
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Лицей №17»
МБОУ «Лицей №17»
Главная задача, стоящая сегодня перед школой – повышение эффективности процесса обучения. Успех обучения зависит от способов достижения целей, иначе говоря, от выбранных методов. Постоянно возникает проблема, как провести урок, какими методами, средствами, формами необходимо воспользоваться, чтобы он был эффективным. Важно с самого начала изучения школьниками физики формировать у учащихся познавательный интерес к данному предмету, учитывая при этом особенности возрастной психологии учеников: их непоседливость, неумение сосредоточиться, желание постоянно получать указание от учителя. Групповая деятельность семиклассников способствует решению подобных проблем изучения физики. В групповой работе формируются познавательные интересы, самостоятельность, активность школьников, навыки культуры умственного труда, творческое отношение к делу. Ученики могут по очереди сотрудничать друг с другом, выступая, то в роли обучаемых, то в роли обучающих. В результате каждый может продвигаться, используя свои способности.
Групповая форма работы учащихся на уроке физики считается применимой и целесообразной при проведении практических работ и лабораторных работ, различных форм опроса и при повторении и обобщении материала. Но следует отметить, что групповую работу можно применять более широко. Например, при выполнении домашних заданий, уроков-семинаров, где дети представляют свои сообщения или презентации, при проведении актуализации знаний, во время уроков решения задач и при подготовке к контрольным работам, а также при выполнении работы над ошибками. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.
В процессе изучения физики 7 класса может быть реализована групповая работа:
1. Домашняя групповая работа связана с решением качественных и расчетных задач с целью развития навыков общения, рационального планирования времени и объединения усилий для выполнения общей учебной работы. Например, при изучении темы «Силы упругости. Закон Гука» учитель может разбить класс на группы и дать им задание: придумать задачу, которую можно решить с помощью закона Гука. Предварительно учащиеся решают подобные задачи, связанные с жизненными ситуациями, в классе. Или при изучении темы «Давление твердых тел» учащимся предлагается домашняя работа по определению давления, которое оказывают они сами на пол при ходьбе и стоя на месте. Одному учащемуся, особенно, если он имеет удовлетворительные знания по предмету, справится с подобным заданием сложно, но работая в группе, он способен справится с заданием на оценку «хорошо» и «отлично». При получении домашней работы после урока решения задач, когда учащиеся отработают алгоритм решения задач на уроке, домой можно дать блок задач из задачника, рассчитанный на работу в группе из 3-4 человек. При выполнении подобного домашнего задания учащиеся обмениваются вариантами решений, более сильные учащиеся объясняют наиболее трудные задания более слабым учащимся и выполняют роль ведомого. Проверка подобного задания также может быть выполнена в форме групповой работы.
2. Групповая работа при актуализации знаний и проверке домашнего задания. Кроме работы с блоком заданий, учитель может в форме групповой работы провести проверку устного домашнего задания или провести актуализацию знаний перед наиболее важными темами. Например, при проверке домашнего задания по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» можно провести проверку домашнего задания в виде разгадывания группами кроссвордов, работы с вопросниками или карточками, где собраны разноуровневые задания. В группе вопросы и задания обсуждаются, разгадываются или решаются и затем группа представляет результат либо в виде решения задач, заполнения ответов кроссворда или в виде устных ответов представителей группы. Особенно интересны актуализации знаний и проверки домашнего задания в игровой форме: «Аукцион знаний», «Веселая викторина», «Дуэль вопросов». При проведении игры «Дуэль вопросов» вовсе не обязательно использование больших групп, достаточно провести работу в парах (дуэлянт-секундант). Вызывается одна пара учеников, дуэлянт работает у доски, а секундант на рабочем месте. Дуэлянт выбирает себе противника из другой группы. Учитель предлагает вопросы-оружие, которыми дуэлянты поражают друг друга. При этом если дуэлянт пропускает удар, вступает в игру секундант и прикрывает его своим ответом.
3. Особенно важна в 7 классе групповая работа на уроках решения задач и при подготовке к контрольной работе. Для того чтобы ученики научились решать задачи и работать друг с другом, учитель вызывает кого-нибудь из учеников к доске (желательного более подготовленного). Демонстрирует перед всем классом, как нужно работать в паре, как анализировать задачу, как ее оформлять. Учитель задает наталкивающие вопросы своему ученику-партнеру. Вопросы следующего характера:
а) прочитайте условие задачи; б) скажите, что известно в задаче; в) что нужно найти; г) как вы это будете делать; д) выполните соответствующие действия.
Затем роли меняются. Учитель становится учеником и отвечает на вопросы, которые задает ученик. Решает задачу, показывает, как оформлять, объясняет, почему решатся так задача. Для того чтобы ученики безошибочно задавали вопросы, они либо вывешиваются на плакате, либо записываются на доске. После такой подготовки класс разбивается на группы по 4 человека (желательно, чтобы дети были разного уровня). Каждой группе раздается по комплекту заданий. Учащиеся решают задания вместе, обмениваются мнениями, решениями, обсуждают сложные моменты задач: перевод в систему СИ, выбор формулы, изображение рисунка к задаче, проведение расчетов. Затем от каждой группы 1 учащийся выходит к доске и защищает одну задачу из комплекта заданий. Остальные группы могут предложить свой вариант решения или откорректировать его решение. В конце такого урока обязательно необходимо выполнить самостоятельное задание, чтобы оценить качество работы в группе всех учащихся.
4. После проведения контрольной работы часто ребятам не хватает времени на выполнение работы над ошибками. Поэтому подобную работу можно организовать в группах по 2-3 человека, где ведущими являются ученики, выполнившие контрольную работу на «хорошо» и «отлично», а ведомыми – ученики, справившиеся с контрольной работой на «удовлетворительно» и «плохо». Групповая работа при проведении работы над ошибками ценна тем, что зачастую ребята не могут понять требования, звучащие из уст учителя, но те же требования, изложенные одноклассниками, могут понять и исполнить. При этом все учащиеся заняты работой, нет «скучающих» и «непонимающих».
5. При закреплении нового материала, можно организовать работу в парах и провести обобщение материала путем опроса одного учащегося другим, например, соседом по парте. Вопросы могут быть заданы непосредственно по опорному плану-конспекту или по готовому вопроснику, представленному на слайде презентации учителем. Также могут быть решены предложенные учащимся качественные задачи или разобраны жизненные ситуации. Например, при изучении темы «Давление жидкостей и газов» учащимся предложена фотография воздушных шаров, сдувшихся на морозе и предложено объяснить наблюдаемое явление с помощью изученного материала.
6. Групповая работа при проведении уроков повторения и систематизации пройденного материала, уроков-семинаров. Уроки повторения и систематизации пройденного материала не должны быть скучными и однообразными, хотя материал ребятами уже изучен и ничего нового их не ожидает. Поэтому желательно разнообразить формы проведения подобных уроков через групповую работу, организовав ее в игровой форме. Например, урок-игра «Счастливый случай», «Слабое звено», «Что? Где? Когда?». В игровой ситуации можно успешно организовать психолого-педагогические условия свободы. Игры позволяют учащимся получать ответы на вопросы в совместной деятельности, моделируя определенную ситуацию. Участие в поиске решения вызывает у учащихся положительный эмоциональный настрой на урок: осознание своих возможностей, удовлетворение от своего труда, чувство успеха. Все это позволяет включиться в урок не частично и не формально. И результатом такой игры может быть коллективное решение учебной задачи. Уроки-семинары также предполагают групповую форму работы. Например, урок-семинар по теме «Сила трения в природе и технике» может быть организован подобным образом. Предварительно класс делится на несколько рабочих групп примерно одинаковых по уровню подготовки. Семинар строится на сообщениях учащихся. В заключение семинара учитель делает обобщение и учениками заполняется таблица «Сила трения полезна или вредна?» при помощи которой систематизируются знания учащихся.
7. В последние годы на передний план вышла работа с текстом. Связано это с подготовкой учащихся 9 класса к ОГЭ, которая включает и темы 7 класса. Таким образом, работу с текстом необходимо начинать уже с первого года изучения физики в среднем звене. Поэтому я предлагаю использовать групповое изучение нового материала по учебнику. При помощи проектора представляю вопросы к параграфу учебника, который нужно изучить на уроке. Класс делится на команды по 4 человека. Каждая команда выбирает себе капитана, который организует деятельность команды, т.е. решает, как будет работать: каждый ищет ответы в учебнике на все вопросы или разбирает один конкретный вопрос и рассказывает о нем команде. Время ограничено. Команда, которая первой достигла цели, отвечает первой. Задаю любой из предложенных вопросов любому члену команды. Если кто-то не может ответить, то он просит помощи у команды, но тогда оценка всей команды снижается. И так поступаю со всеми вопросами. Что это дает? Ребята усваивают материал на уроке, учатся работать с книгой, в учебу втягиваются слабые, формируется чувство ответственности за команду. При организации такой работы у учащихся развивается самостоятельность, формируются их коммуникативные умения, в результате повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания, обсуждение одной информации с несколькими партнерами обеспечивает более полное усвоение.
Групповая работа может быть осуществлена с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более “слабых” в этом отношении учащихся. Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий. Обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением через Интернет. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы. В моей практике немало примеров того, как ученики, показывавшие весьма посредственные знания, создавали самостоятельно и уверенно представляли на уроке самостоятельно подготовленный с использованием компьютера материал высокого уровня. Уверенное владение компьютером позволило таким ученикам повысить свою самооценку и, к тому же, расширить кругозор и почерпнуть новые для себя знания. К примеру: группами учеников в результате занятий в 7 классе был разработаны проекты «Как устроен подшипник», «Что мы знаем об Исааке Ньютоне?».
Среди недостатков групповой формы работы наиболее существенными являются: трудности комплектования групп, т.к. учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать оптимальный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, постоянной готовности оказывать друг другу помощь.
Таким образом, использование групповых форм работы на уроках физики позволяет добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления. Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Список используемой литературы:
1. Алексеев С.В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла. - Л.: ЛГИУУ, 1991.
2. Антропова М.В. и др. Дифференцированное обучение : педагогическая и физиологическая оценка// Педагогика.1992. № 9-10.
3. Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников// Вопросы психологии.1969. № 2.
4. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. - М.: Просвещение,1982.
5. Ланина И.Я., Тряпицина А.П. Раздвигая границы привычного: Путешествие по урокам физики.-Л.: Лениздат.1990
6. Горычева С.Н. Разноуровневое обучение в открытой образовательной системе.// Школьные технологии,2005,№2
7. Шалыгина И.В. Десять + 1 прием групповой работы на уроке с использованием информационного интегрированного продукта «КМ-Школа».– «КиМ», 2006
8.Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М., 1999.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.
10. Урок физики в современной школе. / Под редакцией В.Г.Разумовского. – М.: Просвещение,1993.
13. http://pedsovet.org14. http://www.physics.uni-altai.ru/Metodist15. http://nsportal.ru/