Презентация к уроку по теме: Д.Н.Мамин- Сибиряк Волки


Дмитрий Наркисович Мамин -Сибиряк. Рассказ «Волки» Урок литературного чтения в 7 «ә» классе средней школы №25 г.АстанаПрезентация составлена Бексеитовой А.К Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк « Человек, который понимает природу,- благороднее, чище». Л. Леонов Об авторе Русский писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк родился в 1852 году на Урале, в заводском посёлке. Семья жила бедно, в доме на счету была каждая копейка. Но его родители любили людей, и люди тянулись к ним. По вечерам к ним домой заходили старые фабричные мастеровые. Мальчик ждал их с нетерпением. Сними было интересно, они многое могли рассказать из своей жизни, знали столько сказок и преданий, а иногда кто – нибудь затягивал старинную песню и остальные дружно подхватывали её. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова. Семья выписывала для детей журнал “Детский мир”. В мальчике рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения. В детстве и юности Мамин-Сибиряк немало исходил глухих деревень, горных рудников и приисков. Знал все тропинки, ведь лес начинался сразу за домом. Часто бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор. Он написал десятки романов и повестей, сотни рассказов и очерков о жизни родного края, Урала.  В 1890-х и 1900-х гг. писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшими классикой детской литературы («Алёнушкины сказки», «Серая Шейка», «Приемыш», «Волки» и др.). Какие его произведения вы помните? О ком говорят? «Сколько его ни корми, всё равно он в лес смотрит»?   Цель урока: формирование умения анализировать текст; развитие познавательного интереса учащихся к творчеству писателя; развитие коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся; создать условия для пробуждения чувства любви к природе, милосердия и сострадания «к братьям нашим меньшим».  Работа в группах  1 группа – Работа над рассказом (составляет вопросы по тексту).2группа - Готовит сообщение «Всё интересное о волках». 3 группа - Какие пословицы и поговорки о волках вы знаете? Много ли знаем мы о волках? Волки некогда считались священными животными бога богатства и плодородия Велеса. Как священное животное, волк весьма почитался славянами, и отголоски этих почитаний сохранились и поныне в сказках и легендах, где волк, между прочим, является одним из самых честных персонажей. Есть у волков довольно нехарактерные для других зверей качества и обычаи. Даже беззащитные птицы, в случае нападения на гнездо отважно бросаются защищать птенцов, но волки, почему-то, так не делают - волчата тщетно зовут на помощь более старших сородичей и могут спастись лишь бегством. Но при этом, что волки довольно трепетно относятся к своему потомству - они обучают волчат, много возятся с ними и играют. И еще - у волков довольно странные отношения с собаками: казалось бы, волкам ничего не стоит "зарезать" гончих псов во время охоты (и, более того, волки часто нападают на собак в деревнях, в самом их логове), однако в лесу «серые акулы» даже и не пытаются справиться с собаками, безвольно убегая и попадая прямо под выстрелы охотников.. Рассказ « Волки» Задай свой вопрос к прочитанному рассказу Ваши вопросы по тексту Почему он назван «Волки», а не «Волк»?Как выглядел старый волк? Бывают ли у волков «товарищи и братья»?Верно ли убеждение, что все волки злые?Правда ли, что волки бывают добрыми и заботливыми?Каким встретился волк автору?Кто и как заботится о дедушке – волке?Какие ассоциации возникают у вас, когда мы говорим слово «волк»? Пословицы и поговорки о волках Волков бояться - в лес не ходить. И волки сыты, и овцы целы. Отольются волку и овечкины слезки.Сколько волка ни корми, он в лес смотрит.Серый, страшный и зубастыйПроизвел переполох.Все зверята разбежались.Напугал зверят тех ...Кто зимой холодной Бродит злой, голодный?Серовато, зубовато. По полям рыщет, Телят, ягнят ищет.  Словарная работа Голодный-ашЛютый- қаталЗлой- ашулыМстительный- кекшілКровожадный-қанды, қанішерХищник-жыртқышЗабота-қамқор, ынтадоброта - мейірімділік   «Непонятки», или Забытые слова и выражения Знаете ли вы, что такое.... пасть –азу, аран сторожка-домик лесника логово – апанБратия-товарищи, жолдастарПодивились-танғалды Самые главные вопросы В чем заключается братство волков?Чем этот рассказ отличается от прочитанных нами ранее?Правильно ли ведут себя молодые волки по отношению к старику-волку? Чему учит вас произведение?Как вы понимаете смысл выражения: «проявление милосердия и сострадания «к братьям нашим меньшим» ? 1 группа составить план2 группа разделить на смысловые части3 группа Определить идею рассказа Сформулируем выводы Этот рассказ о доброте и заботливости волков. Мы узнали как молодой волк выхаживал старого волка. Приносил еду, кормил как волчица своего волчонка. Старые люди тоже нуждаются в поддержке, и в помощи молодых. Мы должны быть чуткими, заботливыми, добрыми. «Верно -неверно» Ребята, каждый из вас индивидуален. Ваши мнения расходятся, и это правильно. Пометьте, какое из этих утверждении верно или неверно, опираясь на свой жизненный опыт1 --- Волки всегда злые2 --- Есть люди жестокие как волки3 --- Человек отличается от волков сознанием4 --- Доброта и забота - неотделимые понятия5 ---На земле добрых людей больше ЧУДЕСА В РЕШЕТЕ, или… …Что поразило, заинтересовало меня в рассказе «Волки»? ПОДУМАЕМ… Зачем нужно было читать этот рассказ? О ДОБРОТЕ Добрым быть – добрым и слыть.Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.Доброе дело само себя хвалит.Доброго держись, а от худого отдались.Доброе братство лучше богатства. И в заключение… Рассмотрим рисунки наших художников.Обратим внимание на книжную выставку.И всех поблагодарим за внимание.