Урок литературы в 7 классе на тему: Д. Мамин — Сибиряк Волки
Урок литературного чтения в 7 классе.
Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк. « Волки».
Цели урока: 1) добиться осмысленного восприятия учениками идейно-художественного содержания текста;
2) способствовать развитию творческого мышления детей, формированию их умений излагать мысли, обобщать;
3)создать условия для пробуждения чувства любви к природе, милосердия и сострадания « к братьям нашим меньшим», воспитание нравственного отношения к старым, пожилым людям.
Тип урока: комбинированный.
Методы: критическое мышление, эссе.
Приёмы: чтение, анализ текста, беседа.
Наглядность: презентация, портрет писателя, иллюстрации к тексту, видеоролик
« Ананың ақысы», притча Л.Н. Толстой « Старый дед и внучек».
План урока.
Организационный момент. Психологический настрой.
2. Изучение новой темы.
Психологический настрой. Пусть этот день несёт радость общения, наполнит сердце благородными и добрыми чувствами.
I. Мозговой штурм.
- О ком говорят: « сколько его не корми, всё равно в лес смотрит»?
( ответы).
- Конечно, о волке. Тема нашего урока: Д. Мамин – Сибиряк. « Волки».
- Что вы знаете об этом писателе?
- Какие его произведения вы читали? (« Приёмыш», « Серая шейка»).
Цель нашего урока: познакомиться с рассказом « Волки», понять идейное содержание произведения и проанализировать его. Итак, « Волки». Как вы думаете, о чем пойдет речь в данном рассказе? (ответ)
- Какие пословицы и поговорки вы знаете о волках?
- Волка ноги кормят. Волков бояться – в лес не ходить.
Сколько волка не корми, все равно в лес кормит и т. д.
II. Формирование новых знаний.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда мы слышим слово « волк»?
( ученики записывают ассоциации на своих листах: голодный, лютый, злой, мстительный, кровожадный, хищник).
- Ребята, а вы хотели бы вы встретиться с волком?
1. Комментированное чтение текста.
2. Анализ текста.
– Как вы думаете, почему рассказ назван « Волки», а не « Волк»? (примерные ответы учеников)
- Потому что здесь рассказывается о волках вообще, дается, как бы обобщение, а также говорится о взаимоотношениях волков.
- На какие смысловые части можно разделить рассказ?
- рассказ можно разделить на три смысловые части: встреча с волком, рассказ лесника, о добре и заботливости.
- Как выглядел волк? (работа с текстом).
- Желтовато – серая голова, пустая пасть, старичок беззубый.
- Как вел себя волк?
- Глаза смотрели не злобно, испуганно и устало, смирный, зубов не скалит, глаза жалобно глядели, прихрамывает и тяжело передвигает ноги.
- Почему он так ведет себя? Как, по- вашему, выживает старый волк? Что он ест?
- Как вы думаете, что же произойдет с этим волком? У него больные ноги и нет зубов? Какая участь ждет его?
- Как относится молодой волк к старому? (Заботливо. Сусликов каких –то принес, положил возле старика – волка: молодой волк отрывает куски мяса и бросает старому, как волчица волчонку). ( из текста)
- Определите идею рассказа? О доброте и заботливости волков.
- Что вы узнали о волках?
- Как помогают молодые волки выживать старым?
- Каково отношение рассказчика к тому, что они увидели?
3. « Проблема на ладони».
- Что вы можете сказать в обвинение волкам? В защиту волков? Какую мысль хотел донести автор этого произведения? (даже волки заботятся о стариках).
- А как обстоят дела в мире людей? Мы, конечно любим своих стариков – бабушек и дедушек, но есть в нашем обществе людей одно место, которое называется « Дом престарелых». Это заведение, куда отправляют одиноких или брошенных собственными детьми или родственниками стариков. В Казахстане более 48 домов престарелых и на сегодняшний день там проживает около 6867 стариков.
Я предлагаю посмотреть вам видеоролик « Ананың ақысы».
(просмотр видео).
- Какие чувства вызвал у вас ролик?
- Как заботитесь вы о своих бабушках и дедушках? Что им больше всего нужно от вас?
- Так о чем же рассказ « Волки»? (об отношении друг к другу, заботе о старика, рассказ о волках, но в назидание людям).
- В конце концов, все мы и я, и вы будем старые…
Притча Л. Толстого « Старый дед и внучек». ( Л. Толстой. Собр. Соч. т.10с.24.)Завершение урока: о чем эта притча? Мудрая пословица гласит: « Что посеешь, то пожнешь». Я надеюсь, что все то, о чем мы с вами говорили на уроке сегодня, надолго останется не только в нашей памяти, а самое главное в вашем сердце. Урок я хочу закончить строками из стихотворения:
Не забывайте люди, что вы люди!
Не забывайте о соседях, стариках.
Не забывайте одиноких, слабых в будни,
Почаще думайте о них, как о долгах!
Рефлексия. Выберите смайлики и скажите, какое настроение у вас после урока и почему.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка текста. Написать эссе «Мое отношение к волкам».
-