Открытый урок на тему Уж небо осенью дышало


Тема урока: Пейзажная лирика,А.С.Пушкин “ Уж небо осенью дышало”
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта и его стихотворением “ Уж небо осенью дышало”
дать понятие о пейзажной лирике ,
научить выразительному чтению лирического стихотворения ,
воспитывать любовь к природе в её проявлениях,
Наглядность: портрет А.С. Пушкина, аудиозаписи из цикла “Времена года” П.И. Чайковский, рисунки с осенними пейзажами,
Ход урока
І . Орг момент
-Приветстивие
-Выявление отсутсвующих
ІІ. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Сегодня у нас необычный урок .У нас сегодня гости. Я раздам вам волшебные буквы и загадаю загадки
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года…
– Как зовётся? (Осень)
– Правильно. Осень
Сейчас я загадаю вам загадки, которые имеют непосредственное отношение к осени. Попробуйте отгадать, о чём идёт речь?
Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливы и цветы,
Вымыл травы и листы,
А как сумерки настали
Нам по радио сказали
Что и завтра он придёт
И польёт наш огород. (Дождь)
Бежал по тропке луговой
Кивали маки головой
Бежал по речке голубой
Речка сделалась рябой. (Ветер)
-Молодцы ребята! А теперь с помощью волшебних соберите отгадки и разделитесь на три команды (осень,ветер, дождь) оценивать ваши знания помогут мои помощники капитаны команды.
Давайте пойграем в игру «Хвалилки»
Положите правую руку на голову и повторяем слова
Ах, какой я хороший!
Ах, какой я умный!
Ах, какой я золотой!
(А теперь давайте похвалим друг-друга)
Ах, какой ты хороший!
Ах, какой ты умный!
Ах, какой ты золотой!
ІІІ. Опрос домашнего задания
Кто такой Лермонтов?
Какие его произведения знайте?
- Опрос стихотворения найзусть «На севере диком»
Ребята , как вы думаете что такой пейзаж?
Пейзаж это- рисунок или картина изображающая природу.
Художиники изображают природу красками, а поэты описывают природу с помощью слов в литературном произведении.
Пейзажная лирика- часть литературы. Поэт в стихотворениях о природе передают переживаемые им чувства. Писывает свое настроение. Описания картин природы создаются мастерством пэта, красотой и изяществом его слога.
А теперь посмотрим видео- ролик П.И. Чайковского “Октябрь” (Осенняя песня) из цикла “Времена года”
– Какие чувства возникли при прослушивании?
– Какую картину увидели?
– К какому времени года подходит эта музыка? (Осень)
Слово учителя
Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой, при луне.
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошёл прекрасный наш поэт.
Он – гений, в этом спору нет.
-Какому гениальному поэту посвящены эти строчки?
-Молодцы, ребята, что догадались. Эти строки посвящены замечательному русскому поэту А. С. Пушкину.
– Сегодня мы будем говорить о красоте осени, познакомимся со стихотворением А.Пушкина, трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Сегодня на уроке познакомимся с отрывком из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».
-Кто такой Пушкин?
-Что вы можете сказать о нем?
Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» в исполнении профессионального артиста
ІІІ. Проверка первичного восприятия произведения.
-Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении?
-Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему вы так считаете?
ІҮ. Словарная работа
Сень-қорғаушы, пана.
Караван- құстың керуені
Обнажалась- ағаштардың жапырақсыз қалуы
Ү.Чтение произведения учащимися и анализ. Каждая команда сделает анализ стихотворение
Команда «Осень»
- Прочитайте первую строку? О ком обычно говорят:дышал…? ( о человеке)
- Чему приписывает поэт это действие ? ( небу) Как называется это изобразительное средство языка?
- Как вы себе представляете это осеннее небо?( пасмурные холодные дни , моросящий дождь)
Команда «Дождь»
-Прочитайте строки, в которых Пушкин изобразил леc.
-Почему поэт называет его покров таинственным ? (зеленый покров и делает лес тёмным, как бы хранящий некую тайну)
-Почему он говорит ,что деревья «с печальным шумом обнажались»?( что деревьям как бы жаль расставаться со своим нарядом)
Команда «Ветер»
- Как вы думаете, о чём кричат гуси, покидая родные края? ( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)
- Почему ноябрь – пора скучная? (Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.)
- Найдите метафору в этих строчках. (стоял ноябрь)
IV. Подведение итогов.
- Какие чувства затронул в вас урок? Что понравилось?
- Каждый, кто прочитал сегодня стихи Пушкина, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. На последующих уроках мы с ними познакомимся. Имя Пушкина никогда не забудется.
Y. Рефлексия. Синквейн (Пятистишие) на слова «Осень», «Ветер», «Дождь»