Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе на тему А.С.Пушкин Уж небо осенью дышало


Этап
Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат
Самоопределение к деятельности.
Мотивировать к учебной деятельности на уроке -Проверьте, всё ли готово к уроку.
Начнём наш урок с проверки домашнего задания.
Осуществляют самопроверку готовности к уроку, настраиваются на работу.
Самоопределение к деятельнос
ти.
Актуализация знаний.
Актуализировать умения точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. (Слайд 1)
-Вам нужно было подготовить сообщение о жизни и творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина, используя статью учебника и дополнительную информацию.
- Александр Сергеевич Пушкин прожил короткую жизнь, но благодаря ему русская литература стала одной из величайших литератур мира. Очень многие великие русские писатели, поэты, художники, композиторы, учёные читали и перечитывали Пушкина, учились у него. Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомство с творчеством этого великого поэта, будем учиться читать его стихи.
- Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды.
Послушав короткое стихотворение, вы назовёте это время года:
«Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы летели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года…
Осенью зовётся.»
(Слайд 2)
-Красива природа осенью! Многие художники изображали это время года на своих картинах, композиторы писали музыку, посвящая её этой чудной поре. Например, Пётр Ильич Чайковский написал целый цикл музыкальных произведений и назвал «Времена года». И, конечно же, многие поэты посвящали свои стихи этому времени года.
Любил это время года и Александр Сергеевич Пушкин. Об этой поре он говорил так:
(Слайд 3)
«Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной.»
- Как вы понимаете это высказывание поэта?
-,«Осень… любимое моё время… пора моих литературных трудов». В жизни поэта была особенная осень, - осень, которую он провёл в деревне Болдино: все три месяца. Первого сентября Пушкин приехал в Болдино, чтобы продать имение, подаренное ему отцом. В эти дни свирепствовала страшная болезнь-холера. На многие города был наложен карантин, в том числе и на Москву, Московскую область, и Александр Сергеевич не мог выехать из Болдино все три месяца. Работал в это время поэт с невиданной энергией, очень много и плодотворно. В Болдино им написано множество стихотворений, закончено величайшее произведение роман в стихах «Евгений Онегин».
Актуализируют свой опыт. Применяют свои знания на практике.
Ученики выступают с сообщениями о жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Называют время года.
Ответы
детей.
Развитие слухового и зрительного восприятия,
развитие речи.
Развитие слухового и зрительного восприятия,
мышления, связной речи, воображения.
Развитие связной речи, воображения.
Развитие восприятия, мышления, воовбражения.
3.Постановка учебной задачи. Формулировка типа урока. -Давайте сегодня пофантазируем немного, представим себе осень, которая так вдохновила поэта на творчество.
(Слайд 4)
(демонстрация осенних пейзажей)
- Осень в Болдино подарила миру множество прекрасных произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из них. Это отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» стихотворение «Уж небо осенью дышало». Просмотр изображений,
Определяют тип урока Развитие зрительного и слухового внимания, развитие мышления, воображения, восприятия, эмоциональной сферы.
Первичное восприятие стихотворения. 1.Воспроизведение стихотворения
-Понравилось ли вам это стихотворение?
-О каком времени года идёт в нём речь?
-Какое чувство, настроение возникло у вас?
- Какие картины вы представили?
Прослушивание стихотворения учащимися.
Составляют ответы на вопросы Развитие связной речи, кругозора,
эмоционального восприятия
5.Физкультминутка. Осенние листья по ветру летят,
Друг с другом они попрощаться хотят.
Осенние листья кружатся,
Ковром разноцветным ложатся.
Дети движением рук показывают ,как падают осенние листья. 6.Первичное закрепление открытых знаний. - А захотелось ли вам самим перечитать его?
-Давайтеперечитаем стихотворение ещё раз и поразмыслим, как поэту удалось передать картину поздней осени?
Словарная работа.
- Значение каких слов не понятно?
- Что обозначает слово «сень»? Где вы нашли информацию о значение этого слова?
- Как вы понимаете слово «караван»?
- Прочитайте первую строчку , как вы понимаете выражение «небо…дышало»?
- Радует ли героя наступление осени?
- Какое настроение вызывает у поэта осень? Докажите словами из текста.
- Найдите те строчки, которые помогают представить, что происходит в лесу?
- А теперь найдите строчки, позволяющие представить, что делают перелётные птицы осенью. Мы это только видим или можем представить звуки, которые они издают?
- Кто из вас, ребята, видел в небе журавлей или
гусей? Как они летят? Почему в полёте они кричат?
- А почему А.С. Пушкин употребил слово «тянулся»?
Работа над выразительным чтением.
- Какой образ леса вы представили?
- Посмотрите на текст скажите, сколько предложений вы увидели?
- Действительно, это одно предложение, в котором поэт поместил свои впечатления и наблюдения, которые складываются в целостную картину.
- Какие знаки препинания вы видите в конце строк? Как это показано знаками препинания в тексте?
- Прочитайте первую часть так, как будто вместо запятой стоят точки. Изменилось ли что-нибудь?
- Как нужно читать эту часть?
Работают с текстом.
Находят значение слова в толковом словаре учебника.
Предполагают и объясняют значение слова, исходя из личного опыта
Объясняют значение выражения.
Отвечают на вопрос, находят подтверждение в тексте.
Находят строчки в тексте.
Отвечают на вопрос, исходя из личного опыта
Дают связные ответы.
Работают с текстом.
Находят и называют знаки, называют, что они обозначают.
Читают, изменив знаки, делают вывод о том, что не получилось целостной картины.
Читают выразительно Развитие умения работать с текстом
Развитие умения работать со справочной литературой,развитие умения точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Развитие связной речи, восприятия, воображения.
Развитие воображения, эмоциональной сферы.
Развитие умения работать с текстом
Развитие
умения работать с текстом,
Развитие умения услышать «музыку» стихов.
Развитие мышления, воображения
Развитие воображения, мышления, эмоциональной сферы.
6.Работа в парах. - Сейчас вы поработаете в парах, поочереди прочитаете текст стихотворения друг другу. Затем обсудите, получилось ли у вас прочитать выразительвно или нет, если нет, то почему?
- Кто из вас может выразительно прочитать? Работают в парах, обсуждают, что получилось, что нет. 7. Итог урока - С каким произведением А.С. Пушкина мы познакомились сегодня на уроке?
- Какой теме посвящено это стихотворение?
- Чему вы научились на уроке?
- Сегодня вы очень хорошо поработали на уроке. Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения А.С. Пушкина. Благодаря поэзии, мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту нашей русской природы. Ответы детей. Развитие связной речи, памяти, мышления, восприятия.
Рефлексия. - Перед вами на партах находятся разноцветные осенние листочки. Оцените свою работу на уроке, используя их:
- если вы активно участвовали в работе урока, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, научились выразительно читать , возьмите зелёный листочек;
- если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;
- если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.
-Очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. Спасибо за работу! Оценивают свою работу на уроке, выбирая листочек определённого цвета. Развитие умения оценить свою деятельность
Домашнее задание - Дома вам надо будет выучить стихотворение наизусть.