Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего возраста «Лаборатория интересных открытий»
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего возраста «Лаборатория интересных открытий»
Цель:
– углублять представления о живой и неживой природе. Учить детей самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Задачи:
1. Формирование системы элементарных научно-экологических знаний;
3. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения;
4. Формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями;
5. Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
6. Развитие у детей представления о химических свойствах вещества. Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (испарения, магнетизм, сила тяжести, электрические заряды, извержение вулкана и др.)
Оборудование:
Прозрачные сосуды разного объема, песок, бумага, скотч, одноразовые тарелки, грифель (порошок, гуашь красного цвета, виноград, газированная вода, нарезанная полосками фольга, расчески, мука, пульверизатор с водой, сода, уксус, вода, деревянная палочкаОписание опытов-экспериментов
Танцующая фольга
Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.
Подводная лодка из винограда
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Мы полицейские
Измельчить карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлосон?
Как образуются облака
Кто знает, как из муки делают тесто? Добавляют воду. Вода склеивает муку.
Насыпать на поднос муку и брызнуть на нее из пульверизатора – образуются шарики, покрытые мукой.
Вывод: пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуя одну большую каплю. Таким же образом происходит образование облаков.
Извержение вулкана
Вулкан – это гора конической формы, из горловины которой выбрасываются горячие газы, пар, пепел, обломки горных пород, а также мощные потоки раскаленной лавы, которые растекаются по поверхности земли. Извержение вулкана – это очень страшное происшествие. Их относят к геологическим чрезвычайным ситуациям, которые могут привести к стихийным бедствиям. Мы с вами сегодня сами сделаем вулкан в действии.
В «жерло» вулкана мы насыпаем одну столовую ложку пищевой соды, одну столовую ложку средства для мытья посуды, несколько капель гуаши красного цвета). Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим). Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость — уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю уксус. Посмотрите, что происходит? (Наблюдаем извержение вулкана.) Воспитатель самостоятельно повторяет опыт в песочнице.
(Делаем выводы)