Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности Царица-водица
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в «Лабораторию интересных исследований»Конспект НОД в подготовительной группе
по образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
«ПУТЕШЕСТВИЕ В «ЛАБОРАТОРИЮ ИНТЕРЕСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ». Часть1.
(Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)
Цель: формирование у ребенка целостной картины миры, знаний о свойства воды.
Задачи:
1. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе
2. Расширять кругозор детей, выяснить с детьми некоторые свойства воды (вкус, запах, цвет, создать условия для развития исследовательских умений
3. Обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных, растений
Материал: видеопроектор, видеоматериал, глобус, мольберт с нарисованной на нем голубой каплей, 4 капли синего цвета, 4 капли красного цвета, 9 медицинских шапочек, стол для опытов с двумя стаканами с водой, одним стаканом с молоком, 8 кистей, 4 баночки с красной краской, картинка формата А5, 8 чайных ложек, 8 стаканов с водой, 4 блюдца, покрытые салфетками – с сахаром, с солью, с подсолнечным маслом, с песком, 8 кистей, 12 банок с красками, 8 стаканов с водой, мольберт с пейзажем, 14 картинок животных, растений, неживой природы.
Предварительная работа:
Проводилась беседа по теме «Вода в жизни живых существ на планете», высаживание луковицы в стакан с водой и наблюдение за ростом корней.
ВХОД ДЕТЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ГРУППУ под музыку
Воспитатель:
Дети, давайте возьмемся за руки и встанем в круг. Улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку:
Если руки наши в ваксе
Если на нос сели кляксы
Кто тогда нам первый друг
Снимет грязь с лица и рук
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать
Без чего мы скажем прямо
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба
Чтобы плыли корабли
Жить нельзя нам без…
Дети:
- Воды!
Воспитатель:
- Правильно, вода. Дети, а как вы думаете, сколько времени человек может прожить без пищи?
Дети:
Ответы
Воспитатель:
-Месяц
- А сколько по времени человек может обойтись без воды?
Дети:
Ответы
Воспитатель:
- Неделю, 7 дней. Дети, а как выдумаете, много ли воды на земле? Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду?
Дети:
- Синим
Воспитатель:
- Правильно. А сушу?
Дети:
- Желтым
Воспитатель:
- Молодцы! А чего больше суши или воды?
Дети:
- Воды
Воспитатель:
- К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья на земле не так уж и много. Несмотря на то, что водой покрыто площади Земли.
СЦЕНА 2
Воспитатель:
(Подошли к мольберту. На нем нарисована большая голубая капля, 4 маленькие синие капли, 4 маленькие красные капли)
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо-плохо». Разобьемся на 2 команды. Все вы будете капельками. Одна команда капельки синие, вторая – капельки красные. (Раздаю капельки.) Итак, Синие капельки должны будут вспомнить, чем полезна вода, чем она хороша. Сказать об этом нам всем и прикрепить свою капельку справа от большой капли, которая изображена на листе бумаги. А красные капельки будут вспоминать, чем вода может быть плоха и даже опасна. Они так же прикрепят свои красные капельки слева от большой капли. Задание понятно?
Дети:
-Да.
Воспитатель:
- Итак, начали. Вода – это хорошо, почему?
Дети:
- Вода нужна для питья
- Умываться и мыть руки
- Готовить еду, Мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду
- Вода нужна для ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ
Воспитатель:
- Отлично, первая команда хорошо справилась с заданием!
Послушаем теперь вторую команду. Вода – это плохо, почему?
Дети:
- Если в жару напиться холодной воды можно заболеть
- Горячей водой можно обжечься
- Бывают наводнения, которые разрушают дома
- На пролитой воде можно поскользнуться и упасть
Воспитатель:
- Молодцы! Вторая команда тоже справилась с заданием!
СЦЕНА 3
Воспитатель:
- Ребята, а сейчас я хочу пригласить вас в путешествие по «Лаборатории интересных открытий». А кто знает, что такое лаборатория?
Дети:
Ответы
Воспитатель:
- Правильно, это там, где ученые высказывают свои предположения и проводят опыты
Итак, отправляемся, встали друг за другом, положили ручки друг другу на плечики, закрыли глазки и отправляемся я в путь
Воспитатель:
- Вот мы и пришли. Останавливаемся и открываем глазки. Мы с вами в зале №1 нашей лаборатории. Давайте, как настоящие ученые наденем с вами шапочки (надеваем шапочки). Посмотрите, на экране телевизора лаборатории показывают водопад. Водопад это - вода. А что она делает, как она себя ведет?
Дети:
- мчится, спрыгивает, бурлит
Воспитатель:
-Да, правильно, а вот показывают нам с вами речку. Как ведет себя вода в реке? Что она делает?
Дети:
- бежит, течет
Воспитатель:
- Правильно. А вот – море. Как ведет себя вода в нем?
Дети:
- Она плещется, шумит, бьется
Воспитатель:
- Да, и это правильно. Вот сейчас мы с вами выяснили первое свойство воды – она бежит, течет, плещется, бьется, шумит. Отправляемся в следующий зал нашей лаборатории?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Тогда встали друг за другом, положили ручки друг другу на плечики, закрыли глазки и отправляемся я в путь
СЦЕНА 4
Воспитатель:
- Вот мы и пришли. Открываем глазки, останавливаемся. Мы с вами оказались в зале №2 Лаборатории интересных исследований. Перед нами – стол для опытов. Посмотрите, на нем стоят стаканы. Чем они заполнены?
Дети:
- В двух стаканах вода и в одном – молоко.
Воспитатель:
- Да? А почему вы решили, что это молоко, а не сок, не чай, не лимонад?
Дети:
- Потому что молоко – белого цвета.
Воспитатель:
- Настоящие ученые все свои предположения проверяют опытами. Вы хотите проверить свой ответ, проведя опыт?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Тогда, давайте рассмотрим картинку через стакан с молоком. Мы видим, что на картинке нарисовано? А если посмотреть на картинку через стакан с водой, видна картинка?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Тогда, мы как ученые, какой вывод можем сделать про воду? Она какого цвета?
Дети:
- Прозрачная.
Воспитатель:
- Правильно. (На мольберт вешаю схему стакана с прозрачной водой). А теперь давайте в воду добавим краски. Теперь видно картинку? А какая стала вода?
- А теперь давайте воду понюхаем. Она пахнет?
Дети:
- Нет!
Воспитатель:
- Да, вода не имеет запаха. (вешаю на мольберт схему перечеркнутого носа). Давайте попробуем ее на вкус. Кто хочет попробовать? Какая она?
Дети:
- Безвкусная
Воспитатель:
- Правильно. (вешаю на мольберт схему перечеркнутых губ и языка). А как выдумаете, если в воду опустить сахар, какая она станет? А если соль?
Что ж молодцы. Мы узнали, что вода прозрачная, без вкуса, без запаха.
СЦЕНА 5
Итак, наше путешествие продолжается и мы переходим в третий зал лаборатории. Встаем друг за другом, кладем ручки друг другу на плечики, закрываем глазки и отправляемся я в путь.
Ребята, мы с вами пришли в зал №3 нашей лаборатории. Перед нами снова стол для опытов. Подойдите к столу. На столе 8 чайных ложек, 8 стаканов с водой, 4 блюдца, покрытые салфетками – с сахаром, с солью, с подсолнечным маслом, с песком. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки:
1. Белый камень в воде тает (сахар)
Поднимает воспитатель салфетку, а там – правильно отгадали
2. В воде родится, воды боится (соль)
Поднимает – соль
3. Желтое, а не солнце – масло подсолнечное
4. Петя замок строит ловко,
Катя торт печёт ведёрком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал / Песок
Воспитатель:
- Дети а почему соль и сахар воды боятся?
Дети:
- Потому что они в ней таят, исчезают.
Воспитатель:
- Да, некоторые вещества в воде растворяются. А кто из вас коллеги ученые желает сам проверить, как вещества растворяются в воде?
Тогда прошу вас – выбирайте вещества, с которыми вы будете работать.
Дети проводят опыты, растворяя в воде соль, сахар, масло, песок.
Итак, мы возьмем стакан воды в левую руку, чайную ложку – в правую. Зачерпнем чайной ложкой наше вещество, положим его в стакан и размешаем. Посмотрите, что у вас получается.
Дети делаю опыты и узнают, что соль и сахар в воде растворились, мало нет, плавает на поверхности желтыми пятнами, а песок утонул.
Воспитатель:
- Мы познакомились с еще одним свойством воды – вода растворяет некоторые вещества, а другие нет
Идем дальше, переходим в зал 4. Встаем друг за другом, кладем ручки друг другу на плечики, закрываем глазки и отправляемся я в путь.
СТУКККК в дверь!
Сцена 6
Входит царица воды.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, кто это? Кто Вы?
Царица Воды:
- Я Царица Воды, слышала, слышала, что вы обо мне многое знаете. У меня в чемоданчике лежат картинки с обитателями рек, морей и океанов, но кто нарисован на них я уже не помню. Но они заколдованы. Расколдовать их можно только с вашей помощью и с помощью моих подружек капелек воды. Попробуем расколдовать картинки?
Дети:
- Да
Царица Воды:
- Нам нужно закрасить листы бумаги водой, красками и кистями. Если вы будете старательно делать, то мы узнаем, какие обитатели живут в воде.
Самостоятельная деятельность (по мере закрашивания на листочках появляются рыбки, нарисованные воском.)
Царица Воды:
- Ой ребята, кто же у вас появился на картинках?
Дети:
Отвечают.
Царица Воды:
- Правильно, все эти животные не могут жить без воды.
Вот посмотрите, на этом мольберте нарисован пейзаж, в центре которого - ручеек. А рядом на столе лежат картинки. Выберете изображения тех, кому очень нужна в жизни вода, кто не может без нее обойтись. А мы с Екатериной Артуровной посмотрим, как вы справитесь с этим заданием.
(дети по очереди подбирают картинки и прикрепляют к ручейку и объясняют)
Сцена 6.1
Воспитатель:
- Ой какие вы молодцы. А вот помните, неделю назад мы с вами посадили в воду одну луковичку, а вторую поместили в баночку без воды. Что мы делали каждый день с луковичками? Да, добавляли воду в ту банку, в которой уже есть вода. И вот что мы получили сегодня?
Дети:
ответы
Царица Воды:
- да, без воды все живое на Земле погибает.
Воспитатель:
- Большое тебе спасибо, Царица Воды, что помогаешь всему живому на Земле. А нам нужно отправляться в группу. До свидания.
- Ребята, давайте снимем шапочки, наше путешествие по лаборатории интересных исследований подошло к концу.
Снимаем шапочки.
Встаем друг за другом, кладем ручки друг другу на плечики, закрываем глазки и отправляемся я в путь.
Сцена 7
Воспитатель:
- Вот мы и в группе. Закончилось наше первое путешествие по лаборатории интересных исследований. Вам понравилось путешествие? А что вам понравилось больше всего? С какими свойствами воды вы познакомились? (прозрачная, без вкуса, без запаха, растворяет некоторые вещества). Ребята, поднимите руку те, кто хотел бы еще побывать в лаборатории интересных исследований. (подняли руки). Тогда, мы обязательно еще там побываем, а сейчас, идем играть на улицу!