Проект программы Реальная математика


Проект программы учебного курса
«Реальная математика»
для учащихся 8-х классов
Дубинина Татьяна Викторовна,
учитель математики, МБОУ СОШ №38, г. Сургут
Общая характеристика учебного курса
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования обучающихся, потому что математика является одним из основных предметов основной школы при итоговой аттестации 9 классов. Проверка усвоения материала проводится в форме ОГЭ. Математика обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно - научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления при обучении математике способствует усвоению и предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Цели и задачи изучения курса.
Цель курса: формирование у учащихся умения решать практические задачи из различных сфер деятельности человека; развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся.
Задачи курса:
показать широту применения известного учащимся математического аппарата – процентные вычисления, связь математики с различными направлениями реальной жизни;
выделять логические приемы мышления и способствовать их осмыслению, развитию образного и ассоциативного мышления;
развивать у школьников интерес к предмету, к практическому применению знаний и умений;
- приобщить учащихся к работе с математической литературой.
Нормативные документы, на основе которых создана программа
Рабочая программа курса, для обучающихся 8-х классов составлена в соответствии с нормативными документами:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. (Приказ Минобразования России № 1019 от 5 марта 2004).
Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15).
Фундаментального ядра содержания общего образования/ Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова, – М.: Просвещение, 2011;
с учётом:
5. Примерные программы для общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9. Составитель Т.А.Бурмистрова – М.: Просвещение, 2009г.
6.Программа по алгебре к завершённой предметной линии учебников по алгебре для 8 класса под редакцией Ю.Н.Макарычева.
Место курса в учебном плане.
Рабочая программа определена в соответствии с учебным планом школы и годовым календарным графиком, утвержденными приказом, соответствует требованиям образовательной программы по математике и основным задачам развития образования в регионе. Программа рассчитана на реализацию в течение 1 года, в количестве 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Результаты освоения учебного курса
Согласно проекту концепции ФГОС ООО в результате освоения программы, обучающийся должен овладеть полезными для него знаниями, умениями и навыками; достигнуть необходимого ему уровня жизненной компетенции; оказаться способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Элективный курс предусматривает
- организацию учебной деятельности учащихся направленной на овладение различными умениями, навыками, приемами для решения задач;
- создание условий для формирования и развития аналитического и логического мышления, умения преодолевать трудности при решении более сложных задач;
- использование определённого УМК, современных учебных материаловдля расширения математического представления учащихся по наиболее значимым темам школьного курса;
- организацию самостоятельной и познавательной деятельность для развития коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
Курс призван помочь ученику в овладении навыком решения прикладных задач с помощью уравнений и систем уравнений, расширить спектр решаемых задач, повысить уровень его общей математической культуры.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
-   анализировать условие задачи, выявлять главное в тексте;
-   обосновывать выбор переменной при составлении уравнения;
-   решать полученные уравнения рациональным образом;
-  свободно оперировать аппаратом алгебры при решении практических задач.
личностные:
- сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности.
метапредметные:
- умение самостоятельно, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий.
предметные:
-выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения степеней с целыми показателями и квадратных корней, сочетать при вычислениях устные и письменные приемы;
- выполнять преобразования рациональных дробей, выражений, содержащих арифметический квадратный корень, степень с целым показателем;
- правильно употреблять термины: « неравенство», « система неравенств»,
« решение неравенства»;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи с помощью составления рациональных уравнений;
- правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определения), находить значение функции, заданной таблицей, формулой, графиком; решать обратную задачу;- представлять числа в стандартном виде.
ученик научится ученик получит возможность научиться
Выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений.
Выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем и квадратные корни.
Понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Решать линейные неравенства с одной переменной.
Решать комбинаторные задачи на нахождения числа объектов или комбинаций. Использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов.
Овладеть специальными приемами решения уравнений, уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач.
Некоторым специальным приемам решения комбинаторных задач.
Технологии, применяемые при реализации курса:
Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, малых группах) с целью решения коммуникативных задач.
Проблемно-поисковая технология предполагает создание в учебном процессе таких ситуаций, в которых учащемуся самому необходимо решать проблемно-поисковые задачи с целью освоения и использования изучаемого материала, что позволяет максимально реализовать личностный потенциал учащегося.
Проектная технология основана на индивидуальном или совместном выполнении учащимися проектных заданий различного характера.
Тестовая технология основана на организации контроля усвоения знаний учащихся с использованием интерактивных сред и программных комплексов.
Способы оценки планируемых результатов.
Контроль уровня знаний, умений и навыков является важнейшим этапом данного курса, так как текстовые задачи входят в задания ОГЭ и  в задания выпускных экзаменов основной общеобразовательной школы.Содержание каждой темы учебного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся. После каждой темы проводится контроль знаний учащихся в виде теста. Итоговый контроль осуществляется на последних уроках в форме контрольного тестирования по всему курсу.
Результаты образовательного процесса Формы контроля
Метапредметные Мультимедийная презентация.Устное монологическое высказывание по теме.Письменное высказывание по теме(заполнение диаграмм и таблиц).Комплексные работы на межпредметной основе.
Предметные Тесты (итоговые, тематические). Самостоятельные работы.
Личностные Диагностические работы, результаты наблюдения, самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности).
Содержание курса.
Тема 1. Текстовые задачи, с условиями реальной жизни.
 Стандартный вид числа. Целое число.Иррациональное число. Выбор правильного варианта ответа. Треугольник. Равнобедренные и равносторонние треугольники. Признаки равенства треугольников. Сумма углов треугольника. Четырёхугольник. Свойства и признаки четырёхугольников. Окружность и круг. Площади плоских фигур.
Тема 2. Задачи с графическим изображением условия.
Функции. Числовые функции.Графики зависимостей. Зависимость между величинами.
Тема 3. Задачи на расчёт.
Проценты и уравнения. Понятие процента, основные соотношения на процентные расчеты. Решение типовых задач на проценты.Торгово–денежные отношения. “Вкладывайте деньги...” Деловая игра по решению проблемы вложения денег в различные банки, на различные счета. Правило начисления “ процентов”. Формула начисления “ процентов”, формула простого процентного роста. Решение задач на применение формул.
Тема 4. Практические задачи с элементами геометрии.
Площади фигур. Измерение геометрических величин. Длина окружности. Площадь круга.
Тема 5. Диаграммы.
Круговые и столбчатые диаграммы.  Понятие диаграммы. Связь между видами различных диаграмм. Связь диаграмм с процентами. Чтение диаграмм.
Тема 6.Вероятность и статистика.
Среднее арифметическое. Случайные события и вероятность. Частота случайного события. Равносильность. Правила вычисления вероятностей. Десятичная дробь.
Тема 7. Выражения и формулы.
Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Равенство буквенных выражений. Формулы зависимостей.
Тематический план курса.
№ Тема занятия Количество часов Контроль
1 Текстовые задачи, с условиями реальной жизни.
6 1
2 Задачи с графическим изображением условия.
4 1
3 Задачи на расчёт.
6 1
4 Практические задачи с элементами геометрии.
6 1
5 Диаграммы. 4 6 Вероятность и статистика. 5 1
7 Выражения и формулы. 4 1
Всего 35 часов ( в том числе 6 часов контроля знаний) 6
Описание материально-технического и программного обеспечения
образовательного процесса
Учебник Алгебра: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ – 17-е изд. – М.:Просвещение, 2010г. – 238 с.: ил. Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского
Список используемой литературы Примени математику. – М: Наука.Гл. ред. физ.-мат. лит., 2012г. И.Н. Сергеев, С.Н. Олехник, С.Б. Гашков.
Геометрия помогает математике.- М: АО «Столетие», 2014г. А.И. Островский, Б.А. Кордемский.
Вероятность и статистика. Пособие для общеобразовательных учебных заведений. М: 2012. Дрофа. Е.А.Бунимович, В.А.Булычёв.
Материалы для контроля Тематические тестовые задания для тестовой программы MyTestX.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы. Авторская мастерская [Электронный ресурс]. URL: http://metodist.lbz.ruМатериалы Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. URL: http://school-collection.edu.ru/Материалы цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/node/43409Технические средства обучения Сенсорная панель. Персональный компьютер.