«Циклы с предусловием и с постусловием» 8класс
ИнформатикаКласс: «8Б»Дата______________
Урок по теме: «Циклы с предусловием и с постусловием»
Цели урока:
помочь учащимся усвоить итерационные циклические конструкции на языке Паскаль в сравнительной характеристике, базируясь на ранее изученной теме.
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере.
Ход урока:
Орг. момент (2 мин)
- приветствие, проверка отсутствующих- сообщение темы и целей урока
Актуализация знаний (10 мин)
- Чем характерен цикл с параметром?- Написать на доске общий вид убывающего и возрастающего цикла с параметром (2 учащихся у доски)- Разобрать у доски домашнее задание- Работа по карточкам на местах – см. приложение (4 учащихся)
Объяснение нового материала (15 мин)
Помимо цикла с параметром в языке Паскаль существуют еще две циклические конструкции: цикл с предусловием и цикл с постусловием, реализуемые специальными операторами.Рассмотрим данные конструкции в сравнительной характеристике. Для этого построим следующую таблицу:
Цикл с предусловием «Пока» Цикл с постусловием «До»
Характеристика:
Является итерационным циклом, т.к. количество повторений заранее не известно. Тело цикла выполняется после проверки условия выхода из цикла и только в том случае, когда условие истинно, иначе цикл заканчивает свою работу. Т. о. может ни разу не выполниться. Является итерационным циклом, т.к. количество повторений заранее не известно. Тело цикла выполняется до проверки условия выхода из цикла, в том случае, если условие ложно, иначе цикл заканчивает свою работу. Хотя бы один раз выполниться.
Параметр цикла:
Начальное значение задается вручную. Изменения параметра тоже происходят вручную на задаваемый программистом шаг. Причем действия над параметром цикла (счетчик выполнения) может совпадать с телом цикла. В отличии от цикла «Для» параметр может быть и вещественным числом.
Условие выхода
Обязательно должно быть истинным. Является полностью противоположным условию выхода цикла «До» Обязательно должно быть ложным. Является полностью противоположным условию выхода цикла «Пока»
Блок - схема
Реализация на языке Паскаль:
<установка нач. значений>;While <условие выхода> do <тело цикла>; <установка нач. значений>;Repeat <тело цикла>Until <условие выхода>;
Операторные скобки
Если тело цикла состоит более чем из двух операторов языка Паскаль, включая строку изменения параметра, то они заключаются в операторные скобки Особенностью данного цикла является то, что операторные скобки для заключения действий, выполняемых в цикле не ставятся, при этом надо учесть, что перед Until «;» не ставится.
Пример: Из промежутка [a, b], где а<b, вывести на экран только четные числа.
Program pr1;Uses crt;Label k;Var a,b, i: integer; Begin Clrscr;K:Writeln ( ‘Введите границы промежутка’);Readln(a,b);If a>b tden goto k;If a mod 2 = 0 tden I:=a else i:=a+1;While i<=b do beginWrite (i:5);I:=i+2End;ReadlnEnd. Program pr2;Uses crt;Label k;Var a,b, i: integer; Begin Clrscr;K:Writeln ( ‘Введите границы промежутка’);Readln(a,b);If a>b tden goto k;If a mod 2 = 0 tden I:=a else i:=a+1;repeatWrite (i:5);I:=i+2Until i>b;ReadlnEnd.
Закрепление материала (10 мин)
- у доски двое учащихся решают задачу двумя способами:Вычислить сумму натурального ряда чисел от 1 до n
Подведение итогов (3 мин)
- запись домашнего задания: учить конспект; составить программу для решения задачи: Вычислить сумму всех нечетных чисел в интервале (1;2k-1)- выставление оценок за работу на уроке.Приложение.
Карточки по теме «Цикл с параметром»
К-1 Определите значение целочисленной переменной S после выполнения операторов:
S:=128;
for i:=1 to 4 do
S:=S div 2;
Writeln (s);
Постройте блок-схему к этой части программы.
Карточки по теме «Цикл с параметром»
К-2 Определите значение целочисленной переменной S после выполнения операторов:
S:=128
for i:=1 to 3 do begin
S:=S+i*(i+1)*a;
a:=a+2
end;
Writeln (s);
Постройте блок-схему к этой части программы.
Карточки по теме «Цикл с параметром»
К-3 Вычисление n! (n! = 1 * 2 * 3 * … * n)
Program Factorial; uses crt;var n,f,i :integer; BEGIN clrscr;writeln(‘Задайте n’); readln(n); for i:=1 to n do f:=f*i; writeln(‘F = ’,f); readln; END.
Верно ли написана Даная программа, если да, то определите значение F при n=3, если нет – запишите исправленный вариант программы.
Карточки по теме «Цикл с параметром»
К-4
Напишите фрагмент программы для решения следующей задачи: Вычислить сумму чисел от 3 до 9, кратных четырем (описательную часть программы пропустите).
Карточки по теме «Цикл с параметром»
К-1 Определите значение целочисленной переменной S после выполнения операторов:
S:=128;
for i:=1 to 4 do
S:=S div 2;
Writeln (s);
Постройте блок-схему к этой части программы.
Карточки по теме «Цикл с параметром»
К-2 Определите значение целочисленной переменной S после выполнения операторов:
S:=128
for i:=1 to 3 do begin
S:=S+i*(i+1)*a;
a:=a+2
end;
Writeln (s);
Постройте блок-схему к этой части программы.
Карточки по теме «Цикл с параметром»
К-3 Вычисление n! (n! = 1 * 2 * 3 * … * n)
Program Factorial; uses crt;var n,f,i :integer; BEGIN clrscr;writeln(‘Задайте n’); readln(n); for i:=1 to n do f:=f*i; writeln(‘F = ’,f); readln; END.
Верно ли написана Даная программа, если да, то определите значение F при n=3, если нет – запишите исправленный вариант программы.
Карточки по теме «Цикл с параметром»
К-4
Напишите фрагмент программы для решения следующей задачи: Вычислить сумму чисел от 3 до 9, кратных четырем (описательную часть программы пропустите).