Опытно-экспериментальная деятельность детей старшей группы на тему: «Ищем невидимку»
Опытно-экспериментальная деятельность детей старшей группы на тему: «Ищем невидимку»
Цель:
Дать детям представление о физических свойствах воздуха с использованием технологий развивающего обучения.
Задачи:
Обучающие:
расширить знания детей о неживой природе –воздухе, его свойствах;
обобщить имеющиеся у детей знания об органах чувств;
способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
сформировать представление о том, что для дыхания человека необходим чистый воздух;
формировать осознанное отношение к здоровью, желанию заботиться о чистоте воздуха;
формировать умение выдвигать предположения, догадки (гипотезы) и делать умозаключения, выводы на основе практического опыта.
Развивающие:
развивать познавательный интерес, любознательность;
развивать наблюдательность;
расширять кругозор о неживой природе;
расширять словарный запас;
расширять представления о социальной роли человека, как активного субъекта общества.
Воспитательные:
формировать умение действовать в соответствии с правилами коллективной деятельности;
воспитывать основы коллективного сотрудничества;
воспитывать самостоятельность, уверенность;
повышать самооценку;
воспитывать активную жизненную позицию:
воспитывать аккуратность и точность в работе;
Технологии:
исследовательской деятельности;
познавательно - исследовательская;
здоровьесберегающая;
игровая;
личностно – ориентированная.
Словарная работа:
опыт, «Выйти сухим из воды», «Глоток свежего воздуха», волонтёр.
Оборудование: пенопласт, бумага, банка, целлофановый пакет, зубочистки, стаканы с водой, мандарины, воздушные шарики (по количеству детей, весы, сачок, дуршлаг, ведёрко, насос, лупа, камни, дерево, монеты, поролон, ватный диск, баночки для определения запахов, индивидуальные полотенца.
Ход занятия:
Ребята, вы слышали выражение «Выйти сухим из воды»? (Ответы детей.)
Но такое выражение есть. Так говорят, когда человек натворит что-нибудь плохое и ему за это ничего не бывает.
Ребята, как вы считаете, а на самом деле можно выйти сухим из воды? (Ответы детей.)
А если вы попадёте под дождь, и у вас нет зонта?. нет.
А после купания в море, реке?. нет.
Давайте опустим руку в воду? какой стала рука? – (мокрая) Правильно, значит, из воды нельзя выйти сухим!
Но я все же хочу опровергнуть наши выводы.
Опыт.
Возьмём кусочек пенопласта, воткнем в него маленький флажок, сделанный из зубочистки и бумажки. Пустим «кораблик» в воду. Накроем его банкой, осторожно опустим банку на дно, а затем поднимем банку на поверхность. Что произошло? Намок ли наш флажок? (Ответы детей.) Наш флажок остался сухим.
Что произошло с корабликом, почему он остался сухим (т. е. вышел сухим из воды). (Ответы детей.)
Правильно, помог именно воздух! А вы его видели, или просто догадались? (Ответы детей.)
Он невидимый. Но мы попробуем его найти. Хотите? Я предлагаю вам поиграть в игру «Прятки». Представим, что воздух где-то здесь рядом. Нас девять, а воздух значит десятый. Не возражаете? Тогда начнем считаться:
Раз, два, три, четыре, пять
Воздух, мы тебя идём искать,
Воздух, воздух отзовись и ребятам покажись!
Как вы думаете, чем можно поймать воздух? (Ответы детей.)
А я предлагаю поймать его с помощью этого пакета. (Ловим воздух.)
Давайте пощупаем пакет. (Дети ощупывают.) Вот какой упругий пакет, мы это ощущаем руками.
А с помощью каких ещё предметов, можно поймать воздух? (Шарик, сачок, дуршлаг, ведёрко, насос и т. д. - дети выбирают, то что подходит.)
А как насосом можно поймать воздух? (Ответы детей.)
Демонстрация работы насоса
Опыт с насосом. А теперь давайте надуем шары, воздухом, который в насосе.
Надутые шары все разные по размеру (одни шары надуты больше, другие меньше, заострить на этом внимание детей) .
Опыт с шарами. Ребята, возьмите по шарику. Обратите внимание у всех шары разные У кого – то большой, у кого-то поменьше. Давайте попробуем их отпустить (отцепляют прищепки с помощью педагога) .
- Какой шар полетел дальше всех?
- Почему?
- Каким он был? (Ответы детей.)
Правильно, самый большой. Чем больше воздуха, тем дальше летит шар. А вы слышали звук воздуха, когда надували шары? И когда он летел? (Ответы детей.)
- А вы видите воздух? (Ответы детей.)
Давайте попробуем увидеть воздух хоть он и невидимка!
У меня есть предметы: камень, поролон, дерево и монетка. Как вы думаете, есть ли воздух в камне? В поролоне? В монетке? В дереве? (Ответы детей.)
Давайте проверим.
Я предлагаю опустить эти предметы в стаканы с водой и разглядеть пузырьки. Выбрать эксперта. Ребёнок эксперт через лупу тоже наблюдает и делает выводы: в каких предметах больше воздуха и почему? (Пористые предметы – содержат больше воздуха.)
А ещё у меня есть два мандарина – один целый, второй очищенный, давайте рассмотрим через лупу поверхности мандаринов, что вы видите? (Ответы детей.) В кожуре пористая поверхность, а очищенный мандарин гладкий.
Как вы думаете, какой из мандаринов утонет в кожуре или без нее? (Ответы детей.) А одинаковые ли они по весу? (Дети определяют.) Какой легче, какой тяжелее? Почему? (Ответы детей.)
Проводится опыт с мандаринами и вопросы по проведённому опыту.
Что вы заметили? Какой из мандаринов утонул, а какой остался плавать? (Ответы детей.)
Правильно ребята, даже несмотря на то, что мандарин в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нём что? (кожура, а в кожуре что есть? (ответы детей) много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды. Этот принцип применяется в настоящих спасательных жилетах.
Ребята, мы воздух увидели, услышали, ощупали, а как вы думаете, имеет ли он вес? Ведь все предметы имеют вес, возьмите предметы. (Дети, по очереди берут предметы и оценивают их вес.)
А воздух имеет вес? (Ответы детей.)
Хотите, проверим, имеет ли воздух вес на опыте с весами.
Опыт. Возьмем палочку длиной около 50 см. В середине привяжем верёвочку. Два надутых шарика привяжем на концы палочки и подвесим палку за веревку. Палочка висит в горизонтальном положении, значит, оба шарика весят одинаково. Предлагаю вам подумать, что произойдёт, если мы проткнём один из шаров острым предметом. (Ответы детей.)
(Протыкаем зубочисткой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх.) Почему? (Ответы детей.) Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? (Ответы детей.)
(Протыкаем зубочисткой второй шарик.) что вы увидели? (Ответы детей.)
У нас опять восстановилось равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Дети имеет ли воздух вкус? (Ответы детей.)
Может быть вы слышали такое выражение: «Глоток свежего воздуха». (Ответы детей) .
А на самом деле такое выражение есть. Когда человек из душного помещения выходит на улицу, он это хорошо чувствует, когда начинает дышать свежим воздухом. Можете сегодня сами попробовать и убедиться.
Я вам предлагаю понюхать воздух. Что вы ощутили? (Ответы детей.)
А чем же пахнет воздух? (Ответы детей.)
Ничем, потому что воздух без запаха, хотя он может приобретать запахи других пахучих веществ. Я вам принесла «окрашенный» запахами воздух: предлагаю детям баночки с различными запахами: апельсиновый, чесночный, лимонный (Дети нюхают и определят запах.)
А у меня есть ещё одна баночка.
Мы его не будем нюхать. Этот воздух в баночке я собрала в своём подъезде, где много курят и от этого сильно кашляют. Я вам только покажу, на ватном диске, какой это грязный воздух. (Имитирую, как будто я прикасаюсь к воздуху в банке, и диск становиться грязным.)
Вы сейчас на некоторое время станете волонтёрами. А вы знаете, кто это? (Ответы детей). Это люди, которые помогают всем просто так, и не берут за это деньги. Давайте посмотрим, что помогает очищать нам воздух, а что загрязняет? У меня есть картинки. Игра с картинками, где изображено то, что нам помогает очищать воздух и то, что загрязняет воздух. (Я показываю детям картинки, а дети определяют, что к чему относится.)
А ещё у меня есть два поля, красного и зеленого цвета и запрещающий знак. На какое из полей можно и нужно приклеить запрещающий знак? (Ответы детей.) Давайте приклеим картинки на соответствующее поле.
Дети выполняют задание. Молодцы! Итог о полученных плакатах.
Мы сегодня хорошо поработали и много узнали о воздухе. А плакаты отнесёте в группу и будете показывать, и рассказывать всем кто приходит к вам в группу о том, что вы сегодня узнали полезного о воздухе.
Спасибо! До свидания!