Статья Развитие логической памяти при помощи дидактической игры
Развитие логической памяти при помощи дидактической игры.
Современная начальная школа ориентирована на использовании таких педагогических технологий, которые предполагают обучение и воспитание личности активной, высокообразованной, творческой. Использование учителями дидактических игр способствует достижению цели обучения в начальной школе, удовлетворению потребностей и интересов младших школьников, развитию в них познавательной активности и творческой самостоятельности. Дидактическая игра - это эффективный способ развивать память младшего школьника.
У учащихся начальной школы достаточно развита память. Ученик начальной школы прочно и легко запоминает то, что его особенно удивляет, что непосредственно его интересует. У ученика начальной школы больше развита наглядно-образная память. Он быстрее и лучше запоминают информацию. Намного прочнее сохраняются в его памяти конкретные лица, предметы, события, факты. Сложнее процесс запоминания происходит с объяснениями, описаниями и определениями. Ученики первых-вторых классов должны всего лишь воспроизвести небольшой по объему материал. Этот способ запоминания дает возможность в этом возрасте справляться с учебной нагрузкой. Но очень часто у учеников он остается единственным способом запоминания на протяжении многих лет обучения в школе, потому что логическая память в начальной школе недостаточно сформировалась, потому что ученик не умеет применять приемы смыслового запоминания.
Память ученика начальной школы в прцессе обучения. Во врем обучения в начальной школе ребята очень быстро двигаются вперёд в своём развитии. Различия между первоклассником и учеником третьего или четвёртого класса очень заметны. У учеников первого и частично второго класса ведущей является наглядно-образная память, а у третьеклассника или четвероклассника на первое место выходит словесно-логическое запоминание, т. е. запоминание по смыслу. Учащиеся третьих и четвертых классов могут сознательно запоминать и управлять своими психическими процессами.
Основа логической памяти - это применение мыслительных процессов в качестве средства запоминания, опоры. В основе этой памяти лежит понимание. Ещё Лев Николаевич Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью».
Словесно-логическая память - это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения мыслей, словесных формулировок, понятий. В этом случае ребенок понимает усваиваемую информацию, проясняет для себя терминологию, устанавливает все смысловые связи, и только тогда материал запоминается. Учащимся, у которых развита словесно-логическая память, легче запомнить понятия, формулы, словесный, абстрактный материал.
Развивать словесно-логическую память у учащихся начальных классов не хаотично, а целенаправленно и при специальной организации, потому что большинство детей этого возраста без помощи взрослых не применяют приемы для обработки материала по смыслу, а для того, чтобы запомнить просто многократно повторяют. Даже те ученики, которые успешно освоили во время обучения способы смыслового анализа и запоминания, не всегда и не сразу их применяют в учебной деятельности. К этому необходима специальная помощь со стороны учителя или родителей.
Необходимо стимулировать словесно-логическое запоминание - это развивает память. От уровня развития словесно-логической памяти во многом зависит развитие других видов памяти.
Из педагогического опыта других поколений можно сделать вывод, что основное средство развития словесно-логической памяти - это дидактическая игра.
Дидактические игры или игровые упражнения на развитие словесно-логической памяти - болььшая помощь в обучении. В игре учебная деятельность, которая является основным типом деятельности ученика начальной школы, переплетается с игровой.
В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития».
Когда учитель на уроке проводит дидактические игры и игровые моменты, то процесс обучения становится интересным и занимательным, у учащихся бодрое рабочее настроение, ученики легко преодолевают трудности при усвоении учебного материала. Игра - это незаменимыый рычаг умственного развития ребенка, вид деятельности, который организуется в процессе обучения для развития познавательных интересов и словесно-логической памяти.
Учитель должен поставить перед собой цель сделать плавным, незаметным и адекватным переход детей от игровой – к учебной деятельности.
Для того, чтобы дидактическая игра на уроке была эффективной и дала результаты, нужно управлять игрой, обеспечивать выполнение таких требований:
1.ученики должны быть готовы к участию в игре ( каждый ученик должен принять правила игры, понять её цель, последовательность действий и результат, последовательность действий, и, конечно, иметь определённый запас знаний и умений для участия в игре)
2. Обеспечивать каждого ученика всеми необходимыми дидактическими материалами.
3.Чётко ставить задания игры. Объяснение игры должно быть понятным и чётким.
4.Сложную игру надо проводить в несколько этапов, пока ученики не усвоят отдельных действий, а дальше можно предложить всю игру и её разные варианты.
5.Действия учеников необходимо контролировать, своевременно исправлять и корректировать, оценивать.
6.Ни в коем случае не унижайте ученика( обидных сравнений, оценку за поражение в игре, высмеивание и т.д.)
Дидактические игры можно использоватьь на любом этапе урока и для ознакомления с новым материалом, и для его закрепления, и для повторения знаний, и для осмысления материала.
Для того, чтобы провести дидактическую игру необходимо соблюдать такие этапы: выбрать тему игры; определить цели и задания игры; подготовить и провести игру (сообщить ученикам тему игры, подготовить необходимый материал, провести игру, подвести итоги).
Игры должны быть подобраны соответственно учебной программе, задания игры не должны быть слишком лёгкие , но и не слишком сложные, игра должна соответствовать возрастным особенностям учеников, игры должны быть разными, в игре должны быть задействованы все ученики класса.