Здоровье с детства (Физическое воспитание детей)
Здоровье с детства
(Физическое воспитание детей)
Посвящается моим любимым сыновьям – Евгению и Алексею
Здоровый малыш – радость и счастье для родителей. Каждые мать и отец хотят видеть своего ребенка крепким и закаленным, не боящимся сквозняков, капризов погоды.
Добиться этого родителям помогут закаливание, физические упражнения, массаж, который особенно необходим в первые месяцы жизни младенца.
С помощью упражнений совершенствуются двигательные навыки, ребенок правильно развивается, растет активным и веселым.
В этой статье родители найдут много полезных советов и рекомендаций, которые помогут им контролировать процесс физического развития ребенка.
Постоянное общение родителей и детей способствует здоровому образу жизни семьи.
«Умственный рост и развитие
требуют соответствующего развития
физического».
П.Ф.Лесгафт
Основные формы занятий с малышом до года – массаж и гимнастика, а с детьми старше года – ежедневная утренняя зарядка, индивидуальные вечерние занятия 2-3 раза в неделю, ежедневные закаливающие процедуры. Физкультурные занятия в яслях и детском саду – необходимый элемент физического воспитания.
Формируя двигательные навыки у малыша, надо своевременно побуждать его к движениям. Если ребенка предоставить самому себе, не заниматься и не играть с ним, то развитие его замедляется. Однако вредны и чрезмерные занятия с ребенком: следствие перегрузки может стать дисгармония физического и психического состояния.
Для каждого ребенка характерны те или иные врожденные особенности роста: одни дети долго ползают и не встают, другие, наоборот, быстро встают и почти никогда не ползают. И те, и другие здоровы и развиваются нормально, но у них по-разному происходит совершенствование двигательных навыков. Установлены лишь возрастные закономерности их появления.
Основная задача родителей – развивать двигательную активность ребенка: учить не сидеть, а садиться; не стоять, а вставать самому, держась за опору, тянуться и брать предмет, а не ждать, когда его подадут взрослые.
Рекомендуется вырабатывать у малыша движения в следующем порядке: удерживание головы; способность брать и удерживать предмет; поворачиваться со спины на живот и обратно; ползать, сидеть, вставать, ходить.
Со 2-го месяца жизни наряду с проведение массажа и гимнастики необходимо выкладывать ребенка на живот, что способствует укреплению мышц шеи и туловища, формированию изгибов позвоночника, улучшению кровообращения головного мозга. Лежа на животе, малыш приподнимает и удерживает голову или поворачивает ее в сторону, что обеспечивает свободное дыхание, а также дает ему возможность посмотреть вокруг.
Выкладывать ребенка на живот надо несколько раз в день (обычно во время пеленания) на ровную и твердую поверхность, например, стол, покрытый легким одеялом или пеленкой. Такая поверхность в отличие от мягкой заставляет малыша напрягать мышцы туловища. Приучайте малыша к этому положению постепенно: начните с одной минуты и добавляйте в последующие дни к каждому сеансу по минуте. Эту процедуру совмещайте с закаливанием.
Закаленные дети легко переносят холод и жару, менее подвержены простудным заболеваниям, не болеют рахитом, они подвижны и жизнерадостны.
Основное правило закаливания – не кутать малыша, обеспечить ему возможность бульшую часть времени находиться на свежем воздухе. «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья», - писал выдающийся детский врач, академик Г.Н. Сперанский. Наши прадеды понятия не имели о значении солнечного света, но они твердо знали, что малышам он необходим, а наука уже позже дала объяснение этой народной мудрости: под влиянием солнечного света в организме образуется витамин «Д».
Одно из эффективных средств закаливания – воздушные ванны. Это мягкое, но довольно существенное закаливающее средство: оно приводит к сокращению сосудов кожи и уменьшению теплоотдачи. Так малыш учится сохранять тепло организма. Если эту способность тренировать систематически, ежедневно, то малышу не будет опасна никакая простуда.
Полезно сочетать воздушные ванны с гимнастикой и массажем. Легкий (физиологический) массаж оказывает большое влияние на развитие психики малыша, способствует укреплению здоровья, кровеносной и мышечной систем, улучшает обмен веществ. Массаж воздействует не только на поверхностные и глубоко расположенные ткани, но и рефлекторно на весь организм в целом!
Приступая к массажу, надо помнить общие правила: ручки и ножки ребенка должны быть полусогнуты; поглаживающие движения выполнять легко и плавно, направляя их от периферии к центру. Например, массаж рук проводят от кисти к плечу, ног – от стопы к паховому сгибу, обходя коленную чашечку. Правильнее всего делать массаж колена двумя большими пальцами, поддерживая ногу ребенка ладонями. Следует избегать толчкообразных движений в области суставов.
При массаже живота надо щадить область печени, при массаже спины – область почек; не задевать половые органы!
С первых же дней научитесь уверенно держать ребенка, правильно поддерживать его при выполнении активных движений. Ручки, ножки и особенно туловище ребенка захватывайте очень осторожно, без сильного нажима на кости, не защищенные мышцами, оберегайте голову от ушиба. Все движения выполняйте ритмично, спокойно и плавно.
Время для массажа и гимнастики должно быть твердо определено в режиме дня. Для детей грудного возраста – это период бодрствования: спустя не менее 40 минут после еды, либо не позднее, чем за 30 минут до очередного кормления – лучше в первой половине дня. Для детей старшего возраста – утром через 30 минут после завтрака, перед прогулкой.
Массаж делают только здоровому малышу и при условии, если он спокоен. Температура воздуха в помещении должна быть 21-22
·С. Малыша раздевают и укладывают спинкой на ровную твердую поверхность (стол, покрытый байковым одеялом и пеленкой). Внимательно следите за тем, чтобы ребенок не упал со стола! При выполнении упражнений с малышом надо ласково разговаривать или петь ему нежную песню (грудные дети чувствуют ритм и самопроизвольно расслабляются). Руки матери должны быть чистыми, теплыми, сухими, ногти острижены; кольца, часы и украшения снимают. Тальк (присыпку детскую) и вазелин при массаже использовать не следует!
Лучшее время для начала массажа – 4-я неделя жизни малыша, гимнастики – 6-7-я неделя.
Ведущий прием массажа в возрасте 1-1,5 месяца – поглаживание. Ладонь при этом равномерно и нежно скользит по коже ребенка. Сила давления меняется: в начале оно слабое, по мере продвижения усиливается и к концу снова уменьшается. Одной рукой поочередно придерживают сначала кисти, а потом стопы и поглаживают конечности с внутренней и наружной стороны от периферии к центру. Это способствует ускорению движения межтканевой жидкости и лимфы. Затем переворачивают малыша на живот и нежно поглаживают его спинку тыльной стороной кисти снизу вверх, а ладонями сверху вниз. После этого ребенка переворачивают снова на спинку и правой рукой поглаживают его живот круговыми движениями по ходу часовой стрелки.
Вариантом поглаживания является растирание. Данный прием проводят в основном кончиками пальцев, постепенно увеличивая степень давления. При этом кожу вместе с глубоколежащими тканями растирают по ходу тока крови и лимфы.
Следующий прием – разминание – применяют для глубокого массажа. При этом мышцы разминают между пальцами движениями, напоминающими «выжимание». Участки с трудно захватываемыми мышцами разминают большими пальцами.
Массаж спины, ягодиц и бедер малыша можно проводить поколачиванием (похлопыванием) тыльной поверхностью кисти или слегка согнутыми пальцами. Движения должны быть легкими нежными, но в то же время короткими и ритмичными.
Начинайте занятие с легких приемов массажа и/или упражнений и постепенно переходите к более сложным. Нагрузка на одни и те же группы мышц не должна быть длительной, чтобы не переутомить их. Необходимо чередовать движения рук, ног и туловища, повторяя каждое упражнение или прием от 2-4 до 5-6 раз. Продолжительность каждого массажного приема от 30 секунд до 2 минут.
Обычно ребенок быстро привыкает к проведению массажа и, как правило, это доставляет ему удовольствие, повышается его эмоциональный тонус, улучшается настроение, но главное, посвятив ежедневно 8-10 минут этому мероприятию, вы направляете двигательную активность ребенка, формируя правильную (физиологическую), красивую осанку (Борис Д.З., 1999, 2001, 2003).
ПОМНИТЕ: неправильная техника массажа или несвоевременное выполнение его приемов могут нанести вред вашему ребенку.
Приемы массажа* родители должны изучать под руководством профессионального массажиста. Поводить его лучше всего дома самим при периодическом контроле опытной патронажной сестры, также владеющей основами массажа у детей.
* Изучить особенности проведения массажа у детей родители могут в рамках мастер-класса «Массаж и физические упражнения для детей в возрасте до 3 лет» (20 ак. часов).
Более подробную информацию о Школе массажа можно получить по тел.: +375 29 708 15 07; +375 29 181 68 02.
После занятия заверните малыша в теплую пеленку и уложите в постель на 20-30 минут для спокойного отдыха.
Массаж сочетается с гимнастическими упражнениями (приподнимание конечностей, переворачивание и т.п.). К 5-6 месяцам начинают более активно заниматься с малышом гимнастикой, сочетая ее с уместными приемами массажа.
Гимнастические упражнения включают: рефлекторные (ответ на раздражение кожно-нервного аппарата малыша), пассивные (проводятся взрослыми), пассивно-активные (с помощью взрослых и частично самостоятельно малышом) и активные (выполняются самостоятельно ребенком).
Необходимо знать и неукоснительно следовать основным законам физического воспитания детей:
систематичность проведения занятий;
повторяемость комплексов с постепенной заменой простых упражнений более сложными;
нарастание и последующее ослабление нагрузки при выполнении приема массажа или упражнения;
распределение нагрузки на различные части тела ребенка;
комплексы физических упражнений должны составляться с учетом физического развития ребенка (согласно установленной средней возрастной норме);
необходимо знать динамику показателей физического развития ребенка, а также примерную последовательность формирования статических и динамических функций соответственно месяцам его жизни;
в возрастные комплексы для детей от года до трех лет должны входить контрольные упражнения.
Физическое воспитание детей раннего возраста содействует правильному росту и развитию детского организма, укрепляет здоровье, закаливает детей, способствует правильному развитию у них двигательных функций.
Важным моментом физического воспитания являются массаж и занятия гимнастикой, особенно в грудном возрасте.
Правильное физическое воспитание, обеспечивая своевременное появление и высокое качество движений ребенка, является одновременно и умственным воспитанием. Недаром говорят, что гимнастика мышц – это, прежде всего, гимнастика ума и нервов.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Дорогие родители! Здоровье ребенка – в ваших руках
Дмитрий БОРИС,
дипломированный специалист
по лечебной физкультуре и массажу,
практикующий реабилитолог,
магистр педагогических наук
13 PAGE 14115
07.11.2009 г.
Минск