КонсультацияИспользование дидактической игры в решении задач обучения дошкольника культуре поведения
Использование дидактической игры в решении задач обучения дошкольника культуре поведения
Автор: Володина Анна Васильевна
Организация: МДОУ д/с «Лучик»
Населенный пункт: Саратовская область,г.Балашов
Работая более 25 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным в дошкольном детстве является формирование нравственных черт характера.
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения нужно научиться понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Анализируя поведение детей, дошкольного возраста я пришла к выводу, что формировать культуру поведения необходимо как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Главной целью моей работы является системное формирование у детей дошкольного возраста культуры поведения. Поскольку в дошкольном детстве ведущей деятельностью у детей является игровая я пришла к выводу, что игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, даёт ребёнку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Для этой цели можно использовать самые разнообразные виды игр. Я в своей деятельности использую дидактическую игру, главная цель которой – развитие ребёнка.
Дидактические игры хороши при отработке правил и норм культуры поведения. Формирование культуры поведения я начала с самого раннего возраста. Создание предпосылок культурного поведения маленького ребёнка я вела по нескольким направлениям. Одно из них – формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, т.е. в коллективе. С этой целью я использовала миниатюру С.Маршака «Два кота», чтение рассказа Феи из «Азбуки вежливости» Л.Васильевой – Гангум, игры с куклами и другими игрушками. Второе направление моей работы – воспитание культурно – гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту.
Например, использовала инсценировку «Помощники Мойдодыра», загадки о мыле, расчёске, зубной щетке. А также игровое занятие «О чём забыл Мишка?». С детьми четвёртого года жизни для воспитания аккуратности, навыков поддерживать порядок мной проводились дидактические игры – упражнения: «Каждой вещи - своё место», «Поддержание порядка», а в играх – упражнениях типа «Кукла Таня простудилась» - у детей закрепляются знания о способах правильного пользования носовым платком. С переходом в среднюю группу дети подросли, овладели рядом навыков культурного поведения, много узнали. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в ближайшем окружении, дома. В своей работе по данному направлению я большое место отводила организации внимания детей к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно по отношению к близким чаще всего проявляется жизнь детей, они не замечают заботы взрослых о них. Чтобы этого не произошло, нужно научить детей видеть, понимать и оценивать труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хорошее средство для этого – правильное отображение таких действий в дидактических играх и занятиях, инсценировках с участием детей. Я выступала в роли разных взрослых (соседка, мама, папа, старшая сестра, бабушка и т. д.), а ребёнок – всвоей роли. Например, организуя сюжетно – ролевую игру «Семья», создавая условия для игры, пополняя игровой сюжет, расширяя знания, провожу дидактические игры:
«Кто главный в семье?», «Кому выполнять эту работу?» т. д.
В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе я определила для себя как воспитание уважения к родным и близким, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. При работе с детьми подготовительной группы я как педагог стремилась к тому, чтобы моральные чувства ребёнка становились более глубокими, и их проявление в отношениях к людям, их деятельности – более устойчивым и организованным. В данный период дошкольного детства дети приобретают большую обобщенность и навыки нравственного поведения – чтобы ребёнок всегда вёл себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке.
Работая в этом направлении я широко использовала дидактические игры, занятия, направленные на усвоение этических норм.
В конце года с детьми подготовительной группы я провела дидактическую игру – занятие «Путешествие в страну этикета», которая показала уровень усвоения детьми правил и норм культурного поведения в общественных местах.
Используя нравственно-направленные методы воспитания, я формировала этические понятия, культуру поведения в общественных местах, культуру взаимоотношений, культуру речи, культуру внешнего вида.
При этом я неустанно подчёркивала социальное значение правил культуры поведения. В результате проведенной работы дети пришли к выводу, что выполнение правил культуры поведения – это признак и уважение к близким, вообще окружающим.
Использованная литература:
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992. - 150 с.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1990. - 280 с
Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. - М., 1986. - 104 с.
Гербова В.В. Воспитание детей. - М., 1981. - 255 с.
Гришина Г.Н. Любимые детские игры. - М., 1997. - 205 с.
Запорожец А.В. Психология. - М., 1965. - 283 с.
Менжерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982. - 350 с.
Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975. - 238 с.
Пидкосистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. - М., 1996.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1982. - 95 с.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976. - 94 с.
Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М., 1973. - 284 с.
Хейзинг И. Человек играющий. - М., 1992. - 156 с.
Шмаков С.А. Ее величество игра. - М., 1992. - 230 с.
Штерн В. Психология раннего детства. - М., 1993.-280 с.