Конспект Вес школьного портфеля как фактор, отрицательно влияющий на здоровье школьника
МБОУ «СОШ №3 г. Красноармейска Саратовской области имени дважды героя Советского Союза Н. М. Скоморохова »
Вес школьного портфеля как фактор, отрицательно влияющий на здоровье школьника
Исследование провели ученики 3 «А» класса:
Соломина Вероника и Пресняков Денис
Руководитель проекта: Шохина Вера Васильевна
«Вес школьного портфеля как фактор, отрицательно влияющий на здоровье школьника»
Актуальность. Школьные годы — очень важный период в жизни ребёнка. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребёнка, что ведёт к переутомлениям, физическим нагрузкам, к увеличению нарушений осанки детей. И в нарушении осанки младшего школьника немаловажную роль играет простой школьный портфель. Регулярная ассиметричная нагрузка на не окрепший позвоночник может стать причиной неприятностей на всю дальнейшую жизнь.
Проблема маленького школьника – тяжелый портфель (ранец).
Цель и задачи:
1.Определение «веса» знаний и соответствия его гигиеническим нормам.
2. Сравнить полученные результаты с нормами СанПиН.
3. Провести измерения веса портфелей учащихся.
4. Разработать и предложить учащимся, родителям и учителям способы решения проблемы тяжелых портфелей.
Объект исследования – портфель
Предмет исследования – вес портфеля как фактор, отрицательно влияющий на здоровье школьника.
Гипотеза – для сохранения правильной осанки школьников необходимо уменьшать вес школьного портфеля.
Методы: изучение медицинской документации, сравнительный анализ.
1.Здоровье ребенка и школа.
Русская пословица гласит: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял - много потерял, здоровье потерял – все потерял». У нас в стране отмечена высокая заболеваемость детей школьного возраста.
Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К наиболее распространенным хроническим заболеваниям относится нарушение осанки. К числу наиболее значимых причин нарушения осанки относится неправильное привычное положение тела при чтении и письме, во время занятий или игры на компьютере, при просмотре телевизионных передач, несоответствие ученического стола и стула росту ребенка, а также тяжелый портфель.
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее и причиняют вред здоровью ученика. Ученые провели эксперимент. Они оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10,20,30 процентов веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем ощутимее становились боли в спине. Начиная с 20 процентов давления ранца на левое плечо, достигало 70 миллиметров ртутного столба, а на правое 110 миллиметров ртутного столба, это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме.
2. Измерения веса учебников.
«Литературное чтение» - 100грамм
«Математика» - 100грамм
«Русский язык»- 100грамм
«Окружающий мир»- 100грамм
«Английский язык»-500грамм
Дневник -100грамм
Тетради - задачники -20грамм
Все книги, кроме английского языка, соответствуют гигиеническим нормам.
3.Нормы СанПиН для школьных учебников.
С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен не превышать для учащихся:
1-4 классов – 300 г.,
5-6 классов – 400г.,
7-8 классов – 500г.,
10-11классов – 600г.
4. Измерения веса портфелей учащихся.
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?
По медицинским нормам, вес портфеля не должен быть больше одной десятой веса ученика.
(Сокращённая формула: раздели свой вес на 10 и получи «безопасный» вес портфеля.)
Мы провели измерения, результаты и вычисления заносили в таблицу (см. таблица 1).
Таким образом, мы установили, что в нашем классе из 17 учеников только у 8 вес портфеля соответствует норме.
У остальных портфели тяжелее нормы.
Таблица 1
№ Фамилия, имя ученика Вес тела (кг) Правильный вес ранца Реальный вес ранца
1 Бекмухамбетова Мария 26 2,6 3,7
2 Бесулина Ксения 31,2 3,12 3
3 Каленюк Денис 27,5 2,75 2,5
4 Китанин Владислав 29,9 2,99 2,9
5 Коротких Вячеслав 33,6 3,36 2,2
6 Кривощеков Илья 25,8 2,58 3,8
7 Кулагина Алина 32 3,2 3
8 Махмудов Исрафил28,6 2,86 3,1
9 Микаилов Самир28,7 2,87 3
10 Молоков Максим 40 4 4,5
11 Незамутдинова Венера 34,2 3,42 2,9
12 Пресняков Денис 57,3 5,73 4
13 Семилеткин Олег 28,5 2,85 3,5
14 Сергеева Лада 38,6 3,86 3,1
15 Соломина Вероника 26,7 2,67 3,1
16 Шишлов Эльдар 26,1 2,61 3,9
17 Юшина Марина 25,8 2,58 3
- вес портфеля превышает норму.
Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
Подавляющее большинство школьников носят портфели, которые причиняют вред их здоровью, осанке.
5. Измерения веса портфелей учащихся по дням недели.
Затем мы измерили вес портфелей по дням недели.
Результаты измерения заносились в таблицу (см. таблица 2).
Таблица 2
№ Ф.И. понедельник вторник среда четверг пятница
1 Бекмухамбетова Мария 2,7 4 3,7 3,6 2,9
2 Бесулина Ксения 2,7 3,7 3,6 2,7 2,3
3 Каленюк Денис 2,9 3 3,2 2,9 2,2
4 Китанин Владислав 2,9 3,6 3,2 3 2,8
5 Коротких Вячеслав 2,7 3,2 3,3 2,8 2,8
6 Кривощеков Илья 3 3 2,7 3 2
7 Кулагина Алина 3,5 3,9 3,8 3,2 2,7
8 Махмудов Исрафил2,7 3,5 3,5 2,7 3
9 Микаилов Самир2,5 3,5 3 3 2,8
10 Молоков Максим 2,7 4 4,2 3,2 3
11 Незамутдинова Венера 3,3 4,2 4,3 3 2,9
12 Пресняков Денис 4 4,5 4,4 4 3,4
13 Семилеткин Олег 3,2 3,5 3,4 3,2 3
14 Сергеева Лада 3,1 4 3,7 3 3
15 Соломина Вероника 2,8 3,4 3,4 3 2,4
16 Шишлов Эльдар 3 3,9 3,7 3,2 2,6
17 Юшина Марина 3,1 3,3 3,5 3 2,3
- дни, когда портфель самый тяжелый.
- дни, когда портфель самый легкий.
Вес портфеля далеко не соответствует его реальному весу. А понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает во вторник и среду: 4,5кг или 4,4кг. Самым легким в пятницу 3,4кг.
Общие выводы
И так, подавляющее большинство школьников носят портфели, которые причиняют вред их здоровью, осанке. И его вес далеко не соответствует его реальному весу.
Заключение
Проведенное исследование показало несоответствие школьного ранца гигиеническим нормам, что может стать причиной заболевания опорно-двигательного аппарата. Поэтому нами разработаны практические рекомендации для учеников, их родителей и для учителей.
Рекомендации ученикам:
- Не носите лишнего в ранцах.
- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте выкладывать из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям
- Просим вас: не покупайте тяжёлые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы - 300 г.
- У ваших детей от тяжёлых нагрузок портится осанка.
- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Рекомендации учителям
Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
- найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один в школе и один дома);
- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
- организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда.
Мы планируем продолжать наблюдение за правильностью осанки школьников и принимать меры по профилактике у них заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Литература
1.Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии»
2.Киколов А.И. «Обучение и здоровье»
3. Начальная школа, март, 2008 №5
4.Рохлов В.С. Практикум по анатомии и физиологии человека: учебное пособие для студ. сред. пед. заведений. М.:1999.-160с.