Программа Школа — территория здоровья.Здоровье это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Администрация Рузского муниципального района
Московской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
Проект
«Школа – территория Здоровья»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Мудреца спросили:
«Что является для человека наиболее
ценным и важным в жизни: богатство или слава?»
Вот что ответил мудрец:
«Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым.
Здоровый нищий счастливее больного короля».
Здоровье это правильная, нормальная деятельность
организма, его полное физическое
и психическое благополучие.
(сл. С.И. Ожегова и Н.И. Шведовой).
Раздел I.
Общие положения
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является школа, так как более 70 % времени его бодрствования связано со школой. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы.
В настоящее время дети очень мало бывают на свежем воздухе, снижена их двигательная активность, недостаточно занимаются физическим трудом, а большую часть досуга проводят в помещении за просмотром телепередач и видеофильмов, играют на компьютерах. Одной из важных характеристик образа жизни является питание, которое не всегда полноценно. На здоровье детей неудовлетворительно влияет несоблюдение гигиенических норм, естественного и искусственного освещения рабочих мест, несоответствие размера школьной мебели росту учащихся, усложнение учебных программ и общей нагрузки учащихся.
Анализ заболеваемости учащихся школы (по данным медицинских осмотров) показал, что характер и количество заболеваний учащихся следующий:
Анализ пропусков учебных занятий по различным заболеваниям:
Разработка эффективных мер по укреплению здоровья учащихся имеет исключительное значение для нашей школы. Для того чтобы улучшить состояние здоровья учеников, необходимо объединить усилие учителей, врачей, родителей и самих учащихся.
Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Реализация школьного проекта «Школа территория -Здоровья» позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленную на формирование здоровьесозидающей среды и здорового образа жизни ребенка, сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей; воспитание у них внутренней потребности вести здоровый образ жизни.
Законодательная база для разработки проекта
Конвенция о правах ребенка
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
Закон РФ «Об образовании»
Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2010 г.
Целевая программа «Здоровьесберегающие технологии в образовании детей на 2010-2015 г.»;
«Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы»
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Министерства образования и науки РФ;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10
Цели и задачи Проекта
Цель проекта:
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.
Задачи проекта:
Сохранение и поддержание здоровья детей.
Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей.
Обучение основам здорового образа жизни.
Мониторинг здоровья.
Организация и проведение пропагандистской работы по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
Создание условий для социально-психологической защищенности детей и подростков в общеобразовательном учреждении.
Организация системы профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах.
Сроки реализации прооекта: с 2012 года по 2014 год.
Этапы Проекта
этап – сентябрь 2012 года – декабрь 2012 года подготовительный:
Аналитическая и теоретическая деятельность по формированию системы здоровьесбережения учебно-воспитательного процесса. Создание организационно-правовых условий для формирования безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения школьников. Мониторинг физического, социального, психического здоровья учащихся;
этап – январь 2012- сентябрь 2013 основной:
Реализация Проекта в целом. Расширение образовательного потенциала деятельности школы, в том числе через работу секций дополнительного образования детей на базе ОУ и социальных партнеров. Стабилизация здоровья учащихся посредством внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, совместной деятельности педагогического коллектива, медицинских работников, родительской общественности, государственного партнерства.
этап 2013-2014 учебный год - Итогово-обобщающий
Анализ результатов внедрения Проекта и тиражирование педагогического опыта. Определение перспективных путей дальнейшего развития Проекта
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Раздел II.
Информационно-аналитические данные.
Ресурсное обеспечение проекта
В соответствии с проектом в школе создаются условия для её успешной реализации.
1.Кадровое.
Педагогический и обслуживающий персонал, социальный педагог, специалисты социума, специалисты дополнительного образования.
2.Методическое.
Подпрограммы «Досуг и развитие молодежи - здоровый образ жизни», «Благоустройство школы», «Программа туристического краеведческого объединения «Летний лагерь – экспедиция», «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», «Профилактики правонарушений несовершеннолетних учащихся», «Программа сотрудничество» (взаимодействие школы с семьями учащихся и воспитанников), «Программа по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма», «Организация дополнительного образования учащихся в условиях сельской школы».
3.Организационное.
Рабочая творческая группа из педагогов школы, комплекс совместных творческих дел с социальными партнерами.
4.Нормативно-правовое.
Устав ОУ, функциональные обязанности сотрудников ОУ, договоры с социальными партнерами.
5.Мотивационное.
Положение о стимулировании педагогов инновационных процессов в ОУ.
6.Объем и источники финансирования Проекта
Муниципальное финансирование.
7.Порядок управления реализацией Проекта.
Администрация школы, методический совет школы, творческие группы учителей.
8. Кем принят Проект
Педагогическим советом МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа»
9. С кем согласован Проект
Управление образования Администрации Рузского района.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Раздел III.
Информационная справка
Общие сведения об образовательном учреждении
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никольская средняя общеобразовательная школа».
Фактический адрес: 143124 Московская область, Рузский район, с. Никольское, дом 5, телефон 8 496 27 67225
Учредитель: муниципальное образование «Рузский муниципальный район» в лице Администрации Рузского муниципального района Московской области
Организационно-правовая форма: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
2. Руководитель:
Директор - Бурлаенко Татьяна Алексеевна
3. Контингент обучающихся
Начальная
школа
Основная
школа
Средняя
школа
Всего
по ОУ
Общее количество обучающихся
56
98
15
169
4. Состояние материально – технической базы
№ п/п
Название
Количество
1
Спортивный зал
1
2
Спортивная площадка
1
3
Актовый зал
1
4
Учебные кабинеты
13
5
Лыжная трасса
1
6
Медицинский кабинет
1
5.Внешние связи и социальные партнеры.
МОУ ДОД ЦДТ г. Руза
ДВВС г. Руза
ГБУ ДО МО «Лыжный центр «Истина»
Отдел по делам молодежи, туризму и спорту Администрации Рузского района
Управлении по социальной защите населения Администрации Рузского района
Дом культуры и библиотека с. Никольское и п. Брикет, МБУК с/п Волковское.
Реабилитационный центр «Вдохновение»
6. Участники проекта
учащиеся;
классные руководители;
учителя-предметники;
врач, закрепленный за учреждением;
врачи-специалисты;
родители.
Концептуальное обоснование проекта
Ориентация школы на признание ценности здоровья учащегося и педагога, на решение проблемы здорового образа жизни имеет первостепенное значение. В связи с этим реализация в школе проекта «школа территория –Здоровья» (далее Проект) имеет актуальное значение. Разработка школьного Проекта продиктована стремлением на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, их родителей, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива.
Основу реализации Проекта составляет здоровьесберегающий подход к обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход подчеркивает формирующий и развивающий характер влияния образования на здоровье каждого человека и реализуется через создание здоровьесберегающей образовательной среды. Предлагаемы школой Проект базируется на понимании гармонического сочетания образования и здоровья детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями.
Ведущими концептуальными понятиями выступают:
1) Здоровье участников образования.
2) Культура здоровья.
3) Здоровьесберегающая образовательная среда.
По определению Всемирной организации здравоохранения, «ЗДОРОВЬЕ - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». С развитием человека на первое место выходят социальные и нравственные аспекты здоровья, ведущим принципом его обеспечения становятся собственные усилия человека, а именно: сохранение, укрепление, формирование (развитие) здоровья
Обеспечить наиболее полное и глубокое изучение проблем здоровья, механизмов и условий его сохранения и развития в условиях школы возможно на основе совокупности системного, валеологического и культурологического подходов в образовании.
Проект опирается на следующие ведущие подходы:
гуманистический, личностно-ориентированный подход, предполагающий признание аксиологической ценности безопасности человека и здоровья каждого отдельного субъекта образования;
системный холистический подход к безопасности и индивидуальному здоровью человека, в основе которого лежит понимание безопасности и здоровья как многомерных сопряженных систем, состоящих из взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных);
созидающий подход к обеспечению безопасности и здоровья человека, сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры безопасности и здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни;
средовой подход к созданию условий для обеспечения безопасности и здоровья человека в системе образования, в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к школе факторов, которые оказывают влияние на безопасность и здоровье человека.
Данные подходы реализуются через создание в школе условий, обеспечивающих реализацию двух стратегических направлений его развития:
становление безопасности участников образовательного процесса как противодействие факторам риска (физическим, психологическим, социальным, педагогическим, информационным);
развитие и становление здоровья участников образовательного процесса, формирование здорового образа жизни.
В современной педагогической науке КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ понимается как «интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности и отражающего универсальность ее связей с окружающим миром и людьми, а также способность к творческой и активной жизнедеятельности» (В.А. Магин). Культура здоровья школьника - это интегративное личностное качество, приобретаемое в результате освоения и принятия индивидом духовного опыта человечества в сфере сохранения и укрепления здоровья, ответственности за его совершенствование в течение всей жизни.
Деятельностной формой проявления культуры здоровья выступает понятие «здоровый образ жизни», который трактуется современными исследователями как:
1) способ жизнедеятельности, обеспечивающий формирование, сохранение и укрепление здоровья, способствующий выполнению человеком социально-биологических;
2) способ биологической и социальной адаптации человека в конкретных условиях жизни;
3) способ его выживания в условиях современного кризиса (экономического, экологического, социального).
Основными компонентами здорового образа жизни (деятельностного компонента культуры здоровья) называют:
оптимальный двигательный режим;
тренировка иммунитета и закаливание;
рациональное питание;
психофизиологическая регуляция;
рациональная организация жизнедеятельности (рациональный режим жизни);
отсутствие вредных привычек;
валеологическое самообразование.
Проект основан на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к здоровьюсбережению в школе.
АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ
ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ
Внешние факторы
Возможности
Угрозы
Наличие государственного заказа в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Поддержка со стороны Управления образования.
Развитая сеть учреждений дополнительного образования по физической культуре и спорту.
Наличие нормативного обеспечения здоровьесберегающей деятельности.
Наличие районных программ, направленных на поддержание социального здоровья.
Наличие районной системы профилактики беспризорности и правонарушений.
Низкий уровень культуры здоровья в обществе.
Увеличение числа социально неблагополучных семей и детей с ослабленным здоровьем.
Низкая межведомственная координация.
Увеличение количества мигрантов. Относительно низкий культурный уровень социума
Отсутствие целевого финансирования здоровьесберегающей деятельности школы.
Внутренние факторы
Преимущества
Недостатки
Наличие высококвалифицированных специалистов и сотрудничества с учреждениями дополнительного образования в районе.
Хороший профессиональный уровень педагогов. Соответствие педагогических работников уровням квалификации.
Наличие договора с ДЮСШ «Истина» по организации работы секции по лыжным гонкам.
Наличие опыта инновационной деятельности в области здоровьесозидания.
Наличие кружков и секций в ОУ и в организациях социальных партнеров школы, реализующих программы дополнительного образования детей здоровьеразвивающей направленности.
Отсутствие системы эффективного взаимодействия между учреждениями, занимающимися различными аспектами здоровьесбережения.
Недостаточная готовность педагогов к деятельности в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Отсутствие у части подростков твердых жизненных установок.
Несоответствие ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, методических и пр.) конкретному социальному заказу
Недостаточное использование всех возможных ресурсов для привлечения дополнительного финансирования
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Раздел V. Структура проекта. Содержание основных концептуальных направлений.
Основные принципы Проекта.
Проект основывается на следующих принципах:
Принцип гарантий: реализация конституционных прав детей и подростков на получение образования и медицинского обслуживания.
Принцип участия: привлечение детей и подростков к здоровому образу жизни.
Принцип демократичности: свобода выбора учащимися внеурочных занятий, планирование работы совместно с родителями, учащимися, учителями.
Принцип равенства: нет дискриминации, оскорблений друг друга, боязни неудач.
Принцип целостности: укрепление физического, умственного и социального здоровья.
Принцип интеграции: сотрудничество с другими организациями.
Принцип системности: физическое развитие происходит по определенной системе.
Основные направления Проекта
Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями
Рациональная организация двигательной активности учащихся
Организация рационального питания учащихся
Система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни
Диагностическая и профилактическая работа
Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни
Мероприятия направленные на реализацию основных направлений Проекта
Основные направления
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями
Выполнение санитарно-гигиенических нормативов, с целью оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся;
В течение всего срока
Директор школы.
Структурирование учебных программ на основе здоровьесберегающих принципов;
Сентябрь, октябрь
Директор школы. Зам.директора по УВР
Введение целесообразного режима учебных занятий и самостоятельной работы разных возрастных групп;
В течение всего срока
Классные руководители.
Контроль за выполнением норм самообслуживания, а также физкультурно-спортивной и трудовой деятельности;
В течение всего срока
Директор школы. Зам.директора по УВР
Создание условий для развития индивидуальных способностей учащихся по интересам;
В течение всего срока
Директор школы. Зам.директора по УВР
Контроль за правильным использованием технических средств обучения;
Директор школы. Зам.директора по УВР
Организация перемен в соответствии с санитарными нормами САНПИН;
сентябрь
Директор школы. Зам.директора по УВР
Организация динамических перемен в ГПД с обязательным пребыванием на открытом воздухе;
В течение всего срока
Зам.директора по УВР
Контроль за рациональным составлением расписания уроков;
В течение всего срока
Зам.директора по УВР
Организация ступенчатого режима повышения учебной нагрузки для учащихся первых классов;
В течение всего срока
Директор школы. Зам.директора по УВР
Улучшения психологического климата в классах, на уроках (стиль педагогического общения учителей с учащимися, наличие эмоциональных разрядов);
В течение всего срока
Учителя
Реализация учителями индивидуального подхода к ученикам;
В течение всего срока
Директор школы. Зам.директора по УВР
Проведение на каждом уроке физкультпауз и гимнастики для глаз;
В течение всего срока
Учителя
Рациональная организация двигательной активности учащихся
Проведение утренней гимнастики;
В течение всего срока
Учителя
Проведение физкультурных минут;
В течение всего срока
Учителя
Проведение физических упражнений на удлиненных переменах в начальных классах;
В течение всего срока
Учителя
Создание условий для работы спортивных секций;
сентябрь
Учителя
Проведение массовых спортивных мероприятий (День здоровья, День лыжника, Осенний кросс, Веселые старты, туристические походы и др.).
В течение всего срока
Зам.директора по УВР Классные руководители
Организация самостоятельных занятий физической культурой
В течение всего срока
Классные руководители
Организация рационального питания учащихся
Обеспечение 1 разовым горячим питанием всех учащихся школы;
В течение всего срока
Директор школы.
Обеспечение 2-х разовым горячим питанием учащихся, посещающих группу продленного дня;
В течение всего срока
Директор школы.
Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению;
В течение всего срока
Директор школы.
Соблюдение энергетической ценности рационов, соответствующего энергозатратам детей;
В течение всего срока
Директор школы.
Система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни
Реализация школьных программ: «Школа безопасности», «Здоровье - через физическую культуру», «Туристическо-краеведческая работа», «Досуг и развитие молодежи».
В течение всего срока
Директор школы. Зам.директора по УВР Классные руководители
Организация работы филиала детской спортивной школы олимпийского резерва «Истина» по лыжным гонкам;
сентябрь
Директор школы. Учителя физкультуры
Организация работы спортивных секций (лыжные гонки, волейбол, туризм);
сентябрь
Учителя физкультуры
Организация работы «Летний лагерь- экспедиция»;
май, июнь,
июль, август
Учителя физкультуры
Организация работы туристическо-краеведческого объединения «Траверс»;
сентябрь
Учителя физкультуры
Создание спортивного городка на базе парка с. Никольское (беговой лыжной трассы, полигона экстремальных ситуаций)
В течение всего срока
Директор школы. Учителя физкультуры
Организация работы по антинаркотической пропаганде;
В течение всего срока
Директор школы. Зам.директора по УВР Классные руководители
Включение в план учебных программ по биологии, химии, ОБЖ, физической культуре, обществознанию, начальных классов и др. вопросов по здоровьесберегающей тематики;
В течение всего срока
Директор школы. Зам.директора по УВР
Организация летних оздоровительных лагерей;
июнь
Директор школы. Зам.директора по УВР
проведение «Дней здоровья».
В течение всего срока
Зам.директора по УВР. Учителя физкультуры
Диагностическая и профилактическая работа
Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
В течение всего срока
Директор школы.
Обучение гигиеническим навыкам учащихся школы;
В течение всего срока
Классные руководители
Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки;
В течение всего срока
Зам.директора по УВР
Проведение оценки степени трудности учебных программ и методов обучения;
В течение всего срока
Зам.директора по УВР
Создание «паспорта здоровья учащихся»;
В течение всего срока
Зам.директора по УВР
Мониторинг санитарного состояния учебного помещения (отопление, вентиляция, водоснабжение);
В течение всего срока
Зам.директора по УВР
Контроль за техническим состоянием электрооборудования;
В течение всего срока
Директор школы.
Контроль за состоянием школьной мебели;
В течение всего срока
Директор школы.
Контроль за недопустимостью использования вредных для здоровья веществ в школе;
В течение всего срока
Зам.директора по УВР
Проведение противогриппозных мероприятий;
В течение всего срока
Зам.директора по УВР
Контроль естественной и искусственной освещенности внутри учебного помещения (чистота оконных стекол, доступность проникновения солнечного света, достаточность искусственного освещения);
оснащение необходимым сантехническим
оборудованием;
В течение всего срока
Директор школы.
Плановое проведение медосмотров;
В течение всего срока
Зам.директора по УВР
Анализ результатов медицинских осмотров учащихся;
В течение всего срока
Классные руководители
Контроль пищевого рациона;
В течение всего срока
Директор школы.
Изыскать средства, для улучшения материально-технического состояния спортивной базы;
В течение всего срока
Директор школы.
Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни
Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни (организация лекций, бесед; проведения Дня здоровья, тематических вечеров, классных часов и др.);
В течение всего срока
Директор школы. Зам.директора по УВР Классные руководители
Использование наглядной агитации;
В течение всего срока
Директор школы. Зам.директора по УВР Клас. руководители
Организация бесед по профилактике алкогольной и наркотической зависимости;
В течение всего срока
Директор школы. Зам.директора по УВР Классные руководители
Введение в начальных классах Курса «Основы правильного питания»;
В течение всего срока
Директор школы. Зам.директора по УВР Клас. руководители
Проведение лекций для родителей, родительских собраний, конференций, посвященных возрастным особенностям учащихся, сохранения их здоровья, проблемам наркозависимости;
В течение всего срока
Директор школы. Зам.директора по УВР Клас. руководители
Проведение всеобуча по здоровьесберегающим технологиям для педагогов;
В течение всего срока
Директор школы. Зам.директора по УВР Клас. руководители
Внедрение в образовательный процесс специальной программы профилактического направления по формированию здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни;
В течение всего срока
Директор школы. Зам.директора по УВР Клас. руководители
Обеспечение научно-методической литературой по оздоровительной тематике.
В течение всего срока
Директор школы.
В результате реализации Проекта:
Учащиеся и выпускники школы
должны знать:
Главная ценность жизни есть здоровье, за которое отвечает сам человек.
О необходимости регулярных профилактических осмотров с целью предупреждения и распознавания заболеваний на ранней стадии.
о заболеваниях, передающихся половым путем и способах их предупреждения.
должны уметь:
Противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.
Оказать первую доврачебную помощь пострадавшим.
Обеспечить адекватные физиологические потребности и индивидуальные особенности питания.
Контролировать собственные поведенческие реакции, а также нести персональную ответственность за собственное поведение и здоровье.
Вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях.
иметь устойчивую мотивацию на достаточный уровень двигательной активности, а также закаливание.
Регулярно проходить профилактические осмотры по рекомендации врачей.
Использовать минимальный арсенал лекарственных препаратов, которые применяют без назначения врача.
должны иметь:
Сформированную точку зрения на вредные привычки (табак, алкоголь, наркотики, психотропные вещества).
Потребность соблюдения правил личной гигиены.
Устойчивую положительную мотивацию на достаточный уровень двигательной активности и закаливание организма.
Навыки позитивного отношения к людям.
Модель личности ученика.
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.
Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:
Модель выпускника первой ступени обучения
Модель выпускника второй ступени обучения
Модель выпускника третьей ступени обучения
знание основ личной
гигиены, выполнение правил гигиены;
владение основами
личной гигиены и
здорового образа
жизни.
знание основ строения и
функционирования организма человека;
знание изменений в организме человека в
пубертатный период;
умение оценивать свое
физическое и психическое состояние;
знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;
поддержание физической формы;
телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;
гигиена умственного труда.
стремление к самосовершенствовани, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье;
убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;
знание различных оздоровительных систем;
умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;
способность вырабатывать индивидуальный образ жизни;
гигиена умственного труда.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Создание максимально благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды в ОУ, которые позволят обеспечить:
повышение успешности учащихся в образовательной деятельности;
формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья;
снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся;
повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности;
усовершенствованную организацию здорового и рационального питания в ОУ.
Повышение уровней валеологической грамотности и обеспечения безопасной жизнедеятельности обучающихся и их родителей; осознанная потребность в здоровом образе жизни.
Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.
Улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса.
Расширение сети спортивных секций и видов физкультурно-оздоровительной работы;
Рост спортивных достижений обучающихся;
Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников ОУ в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья обучающихся (воспитанников).
Создание системы мониторинга состояния здоровья детей.
Повышение индекса здоровья школы.
Снижение общей заболеваемости учащихся.
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей, и внимания к вопросам, здоровья, питания, здорового образа жизни.
Усовершенствование воспитательной системы школы.
Воспитание выпускника здорового физически, психически, нравственно, адекватно оценивающего свое место и предназначение в жизни.
ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ:
Снижение заболеваемости учащихся на 10%;
Расширение спектра дополнительных образовательных услуг на 10% ежегодно;
Повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных субъектов до 75%;
Снижение асоциальных случаев поведения школьников на 10;
Доля здоровья детей с первой группой здоровья в общем контингенте школьников не менее 10%;
Среднегодовой процент заболеваемости детей в общем контингенте детей, обучающихся и воспитываемых по программам начального образования в режиме 6-ти и более часов пребывания не более 50%;
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Основные результаты реализации Проекта оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление:
динамики сезонных заболеваний;
динамики школьного травматизма;
утомляемости учащихся и т.п.
Инструментарий проведения контроля:
мониторинг результативности выполнения программы;
степень участия учащихся ОУ в акциях по пропаганде ЗОЖ;
анализ статистических показателей и мониторинговых исследований
опросы учащихся, родителей, педагогов.
общественная оценка качества работы школы– анкетирование всех участников образовательного процесса;
общественная оценка педагогического совета качества работы школы
Критерии эффективности реализации Проекта для образовательного учреждения:
количество (динамика) чрезвычайных ситуаций в школе;
количество официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ;
доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы;
численность учащихся занимающихся в спортивных секциях по месту жительства.
для учащихся:
количество пропусков учебных занятий учащимися;
количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися
по освобождению, уроков/уч-ся/год;
доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %;
доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %;
доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %;
количество (динамика) несчастных случаев в ОУ.
для педагогов:
доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, %;
доля педагогов, владеющих здоровьесберегающими технологиями по отношению к общему их количеству,%.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Для школы и родителей
Совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды школы.
Развитие социального партнерства с целью оптимизации здоровьесозидающего пространства школы.
Развитие службы здоровья и службы сопровождения.
Учет и реализация интересов основных субъектов образовательного процесса;
Повышение удовлетворенности родителей качеством предоставленных образовательных услуг
Для учащихся
Обеспечение образовательных запросов учащихся, имеющих особые образовательные потребности.
Изменение отношения к своему здоровью как к ценности.
Для системы образования и для педагогического сообщества
Получение положительного тиражируемого инновационного опыта, подлежащего передаче ОУ района
Для местного сообщества и государства
Расширение и углубление валеологической составляющей компонента образования
ВОЗМОЖНЫЕ СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Возможные сложности (риски) реализации Проекта
Пути их преодоления
Формальный подход некоторых учителей к реализации здоровьесозидающей деятельности
Стимулирование деятельности учителей в области здоровьесозидания и формирование установки на получение результатов деятельности
Возможно неприятие инновационных форм организации образовательного процесса на валеологической основе частью педагогов
Просветительская работа с педагогами.Обучение педагогов на курсах повышения квалификации.Методическая поддержка педагогов.
Недостаточность бюджетного финансирования
Поиск дополнительных финансовых средств.
МОУ «Никольская СОШ»
1400
1450
1500
1550
1600
1650
1700
1750
Всего пропущенных дней
2009
-
2010
2010
-
2011
2011
-
2012
ГђЗаголовок 315