Эссе Я — современный педагог


Статья: "Я - современный педагог".
В представлениях учащихся образование не может и не должно выглядеть только как процесс поглощения, пережевывания знаний. Это проживание чувств, действий. Проживание деятельности, спаянной в нечто органически целое, неделимое. Учитель – вдохновитель, умеющий не только вести за собой, но и обладающий способностью сопереживать, сострадать успехам и неудачам. Вот каким хочет видеть нас любой ребенок.  
В процессе моего становления в роли учителя я определила для себя следующие педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день: 1. Научить школьников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод». 2. Необходимо воодушевлять учеников, максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями. 3. Создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями. 4.Убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда. 5. Подготовить выпускников школ, обладающих глубокими знаниями, широким кругозором и умением сориентироваться на самостоятельное трудоустройство.
Отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая – вот основные составляющие, на мой взгляд, настоящего учителя.
Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети способны иуспешны. Только тогда он может добиться поставленной цели. А если нужного результата нет, то причину нужно искать, прежде всего, в учителе, в его неудачных методах, а не в бездарности детей. Мне близки и понятны слова В.А.Сухомлинского, который первый из педагогов объяснил низкие результаты обучения не природной бездарностью детей, а примитивными, кустарными методами обучения. Он писал: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это разрушает морально, калечит человека… Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». Кто из учителей поспорит с этим? Понимаю, чтобы заставить ребенка мыслить, творить, создавать, необходим творческий подход к каждому методу, к каждому приему. И как следствие этого – повседневный поиск и…сомнения: сработает ли? Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Именно поэтому я стараюсь на уроках использовать приемы и методы развивающего обучения, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка на уроке, вовлекают детей в познавательную деятельность, заставляют их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы. Именно поэтому на своих уроках я использую информационно-коммуникативные технологии. Конечно, каждому учителю хочется иметь ярких и способных учеников, но все дети – очень разные. Для учителя необычайно важно дать каждому ребенку возможность самореализоваться, дать ему почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный. Поражение – если скука, в лучшем случае, - вынужденная добросовестность… Победа, если на лицах (хотя бы на некоторых) замечаю следы радости и пусть едва различимой одухотворенности… Ради этого стоит быть Учителем.
Интерес к профессии учителя у меня проявился довольно рано. Уважение к педагогическому труду зародила во мне любовь к моей первой учительнице. Она до сих пор для меня остается самым мудрым, сильным, интересным человеком. И вот, казалось, моя мечта сбылась. Я получила диплом и пришла работать в школу. Но скоро поняла, что этого не достаточно. Как стать не «урокодателем», а педагогом, человеком, которого будут искренне уважать люди, которому будут верить ученики? Думаю, ответ на этот вопрос мне даст сама жизнь. Как здорово, когда в самом начале пути тебе встречаются настоящие мастера своего дела.
Я люблю свою работу. Меня переполняет чувство гордости за каждого ребенка, который смог добиться успеха, почувствовал свою значимость, обрел уверенность в себе. И стараюсь помочь тем, у кого это еще не получилось. Для меня профессия учителя сродни профессии режиссера, который лишь показывает свое видение проблемы, а право решить ее предоставляет актеру. Я поняла суть одной истины: «Путь даже в тысячу миль начинается с первого шага». И если смогу помочь это понять своим ученикам, буду счастлива.
Учитель географии Озерной средней школы Костанайского района - Батырбаева Назым Курмангалиевна.