сценарий Идет матушка весна
Идет матушка весна
сценарий по мотивам русских народных весенних обрядов
Действующие лица:
Девочки.
Ребятишки.
девочка-малышка («солнышко»)
звучит музыка выходит ведущий.
Слайд 1
Ведущий (на фоне музыки) Между языческой Масленицей и христианской Пасхой пролегало шесть долгих недель. Именно на эти недели приходились обряды встречи весны.
На Руси всегда приветствовали наступление весны особыми обрядами. Кликание имело заклинательную функцию, должно было способствовать наступлению весны, приближению тепла и света, пробуждение природы и ее жизненных сил.
С двух сторон на сцену выходят девочки, закликают «Веснянку». В конце каждой строки заклички они, приложив ладошки ко рту, «гукают», поворачиваются в разные стороны. За кулисами другие участники действа эхом им отвечают.
Галушка-ключница, вылети с-за моря! Гу-у-у!..
Вынеси два ключа. Гу-у-у!.. Два ключа, два замка. Гу-у-у!..
Замкни ты зимушку. Гу-у-у!.. Зиму холодную. Гу-у-у!..
Отопри летечко, вёснушку теплую. Гу-у-у!..
Выпусти травушку, травку зеленую. Гу-у-у!..
По окончании, девочки идут по кругу; поклонившись друг другу при встрече в середине сцены, уходят в разные стороны. А в это время изо всех проходов в зрительный зал проникают ребятишки. С «Жаворонками» в руках (ритуальными булочками на палочках, высоко поднятых) они звонко запевают – кличут Весну-Красну.
(оживленно, звонко) Поют
Уж вы, жаворонки, жаворонушки!
Прилетите вы к нам, принесите нам
Весну-красну на своём хвосту!
Чу-виль-виль-виль, чу-виль-виль-виль.
Когда они звонко «чувилькая», достигают лесенок на сцену, снова с двух сторон появляются все участники сценки и закликают «Чувиля», распределяясь равномерно по сцене: идут хороводным шагом по кругу, то впуская ребятишек в круг, то открывая им «воротца», выпуская их из круга.
Слайд 2
«Чувиля» закликают
Чу-виль-виль-виль, жавороночки –
Перепёлочки, прилетите к нам,
Принесите нам Весну-Красну,
Тёпло летечко, зелён покос!
(все вместе выкрикивают)
Уйди, сухой мороз!
Слайд 3
Приложив ладошки ко рту, все поворачиваются в разные стороны и, глядя вверх. Снова поют (накладывая слова заклички на предыдущую фразу) продолжают «аукать» весну.
Ау,ау, аукаем!
Весну приаукиваем.
Март, март, солнцу рад.
Апрель, апрель,
Открывай окно и дверь!
Май, май, нивку засевай!
Ау,ау, аукаем!
Весну приаукиваем.
Ау,ау, аукаем!
Ведущий: (читает на фоне презентации и народной музыки) Слайд 5
Происхождение обрядов встречи весны следующая: «крестьянин- земледелец не до конца понимал закономерности смены времен года. Не исключалась возможность, что зима будет длиться вечно, а весна не наступит. В предотвращение такого бедствия весну призывали и пытались путем обрядов вызвать ее возвращение. Начало весны связывали с прилетом птиц, причем полагали, что птицы приносят ее с собой. Слова «как птицы прилетят, так и теплота у нас пойдет» означают не только последовательность событий, но выражают представление о причине и следствии.
Чтобы вызвать прилет птиц, а, следовательно, и начало весны, надо было этот прилет изобразить, имитировать его.
Слайд 6
Главное средство заклинания весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Форма этих птиц, описывается различно. Их делали с растопыренными крыльями, т. е. изображали их летающими, из пресного, обычно ржаного теста. Птиц этих давали детям.
Слайд 7
С ними дети забирались на какое–нибудь возвышенное место или залезали на деревья, или сажали их на забор и оставляли их там; жаворонков кладут также на землю, на проталинки – на холмах, курганах. Куликов нитками привязывали к шестам ветер раскачивал их, так что они представлялись как бы летящими; при этом дети пели песни, называемые веснянками.
Слайд 8
Во время пения хоровод перестраивается: внутри большого круга образуется маленький круг, в который быстро и весело проникает сквозь «воротца» в обоих кругах девочка-малышка («солнышко») в ярком оранжевом костюме, в юбочке – лепестках ярко-желтого цвета. Раскинув руки в стороны, она кружится то в одну, то в другую сторону, а хоровод движется. В большом круге дети идут вправо, а маленький кружок движется влево. Ребятишки при этом пританцовывают, скачут, хлопая в ладоши. Все поет закличку «Солнышку»
Солнышко-вёдрышко,
Красное колёсушко,
Вывесь из-за облушка
Золотые косушки!
Солнышко, выгляни,
Красное, высвети!
К нам на нивку ты иди –
Ладить косы да серпы.
Солнышко, солнышко,
Загляни в оконушко –
Выйдут дети погулять,
Будут бегать да играть.
Допев закличку, оба круга раскрываются в полукруг. Перед ним из маленького полукруга выходит звонкоголосая девочка и закликает (при этом машет рукой, зазывая птичку). Дети подхватывают. Закликают Слайд 9
Кулик из-за моря, лети, лети до поля,
Лети, лети по воле, неси весну в подоле!
закликают
Приходи к нам, весна, с радостью,
С великой к нам милостью,
Веди за собой лето тёплое
С рожью зернистою,
С пшеничкой золотистою,
С овсом кудрявым,
С просом, с гречею,
С калиной, с малиной,
С чёрной смородиной!
Увидев, что пробегают и удаляются мальчики-грачи. закликают
Грачи летят, на всю Русь трубят.
Грачи. Ду-ду-ду, ду-ду-ду! Мы несем весну!
Грачи-киричи, вы чьи, вы чьи?
Грачи. Мы весны, мы весны! Мы с весной, мы пришли!
Слайд 10
Все поют. И одевают девочку - весну
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота!
Первый март прошел,
Всех детей провел.
А за ним апрель
Отворил окно и дверь.
А за ним и май –
Выходи, гуляй!
Ведущий: Слайд 11
Эти песенки: заклички, веснянки пелись по три раза, после чего молодежь принималась за поиски своих "куликов", найденных тут же съедали. Расходясь по домам, девушки пели уже "весенние" песни лирического содержания, те, которые затем исполнялись всю весну во время праздничных гуляний и хороводов.
Слайд 12
Важная роль хлеба в обрядности встречи весны сохранилась с тех давних пор, когда он являлся жертвой - угощением земле, весне или стихиям (морозу), благодаря которой земледельцы надеялись заручиться поддержкой и благосклонностью высших сил.
15