План – конспект урока по теме «География — одна из наук о планете Земля»


План – конспект урока по биологии
Тип урока: урок “открытия” нового знания.
Тема: Биология - наука о живой природе.
Цели урока:
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Образовательная: формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.
Задачи:
Образовательная: учить учащихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.
Развивающая: развивать общеучебные компетенции:
Коммуникативные: (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи).
Интеллектуальные: (анализ, оценивание, классификация, обобщение).
Информационные: (умение извлекать информацию из текста учебника, применять).
Организационные: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).
Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия “биология”, “биосфера”, “экология”.
Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.
Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.
Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.
Методы:
Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические ( поиск информации, работа с рисунками)
Дополнительные: частично – поисковый.
Основные вопросы: что изучает биология, значение биологии.
Средства обучения:
Учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;
Рабочая тетрадь к учебнику;
Оценочный лист.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Ход урока (см. технологическую карту)
Этап урока Содержание, деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Планируемые результаты ( К- коммуникативные, Л-личностные, П-познавательные, Р-регулятивные) Формы организации урока
I.Актуализация знаний
Беседа учителя с учащимися о биологии как науке, о жизни, о разнообразии живых организмов. 1) Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:
“Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. (Н.И. Пирогов)
Задание на экране Объясняют смысл, данного высказывании, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке.
2. Осуществляют поиск информации в учебнике. 3. Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи. Л: оценивают ситуации
К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог Фронтальная
2) Выделите естественные тела живой природы:
1.Живая природа; 2. Неживая природа; А. Вода; Б. Животные; В. Бактерии; Г. Горные породы; Д. Грибы; Е. Воздух; Ж. Растения; З.Тепло; И.Почва.
Учитель слушает учащихся, записывает на доске ответы 5 учеников из каждой пары, открывает правильные ответы:  1. Б, В, Д, Ж Учащиеся по очереди объявляют ответы. П: выбирают основания для классификации объектов
К: доносят свою позицию до других владея монологической речью; слушают собеседника и вступают с ним в диалог В парах
3) Вопрос: назовите признаки, по которым выделили тела живой природы. Ответ: раздражимость, обмен веществ, размножение, клеточное строение.    
4) Вопрос: назовите науку, которая изучает жизнь.Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки. Ответ: Биология
Учащиеся делают отметки в оценочных листах  (см. приложение № 1)    
II. Знакомство учащихся с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним Учитель знакомит с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним Учащиеся слушают учителя, изучают структуру учебника, читают полезные советы в памятке (приложение № 2) задают вопросы учителю. К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы Фронтальная
III.Изучение нового материала
1. Целепологание5) Вопросы:
Что такое биология?
Назовите тему нашего урока.
Сформулируйте цель урока. Биология – это наука о жизни.
Биология – наука о живой природе
Изучить, что изучает наука биология, определить значение биологических знаний в современной жизни. Р: определяют цели деятельности
К: принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности; составляют отзыв на ответ одноклассника Фронтальная
2. Биологические дисциплины Объяснение учителя “биологические дисциплины” рисунок 1, с.6 учебника Рассматривают рисунок 1, с.6, слушают учителя П: учатся считывать информацию со схемы; В группах
3. Введение и отработка понятий “биология”, “биосфера”, “экология”. 6) Выполните задание №1, с.4 в рабочей тетради (на печатной основе). Найдите в тексте учебника с.6 понятия, указанные ниже и закончите предложения7) Прочитайте текст на с.7, составьте план, используя инструкцию “Требования к составлению плана параграфа” с.18 учебника. Опиши устно по плану строение биосферы, используя рис.2, с.7 Читают текст, выписывают понятия в тетрадь
Читают текст, составляют план, записывают в тетради, используя план, рис.2 с.7 готовят рассказ П: осуществляют поиск информации;
П: осуществляют поиск информации; составляют простой план
К: готовят устный рассказ;
Р: работают по инструкции В парах
4.Значение биологических знаний в жизни человека. 8).Рассмотрите рис 3, с.8, ответьте на вопрос: что будет, если человек лишится биологических знаний…..
Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки. Выдвигают предположения,
Приводятся факты, которые можно найти в тексте, рисунке, личного опыта.
Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист (см. приложение № 1) П: выдвигают гипотезы и их обосновывают;
К: выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Индивидуальная
Фронтальная беседа с использование рисунка 3 учебника
IV. Закрепление Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Биология – это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни.
Объясни:Экология – это…, Биосфера - это ….Биология – это…Учитель выставляет оценки, называет отличившихся учеников Учащиеся выполняют упражнение.
Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист (см. приложение № 1) П: мысленное воспроизведение понятий.
К: оформляют свои мысли в устной форме.
Л: подводят итоги своей деятельности Фронтальная
V. Рефлексия Учитель просит высказать свои ощущения
Я узнал…Я научился….Мне понравилось…Я затруднялся …..Мое настроение…
Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет) Ученики в оценочных листах подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты деятельности с целью урока. Л: подводят итоги своей деятельности: что получилось? Что не получилось?
Р: Что еще следует повторить?Адекватно воспринимают оценки и отметки Индивидуальная
VI. Задание на дом В учебнике изучить статью “Как работать с учебником” и § 1 “Биология — наука о живой природе”.
Ответить на вопросы (устно) и подготовить сообщение по заданию в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 3, 4 и 5 Записывают домашнее задание, задают вопросы К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы Индивидуальная
Биология 5 класс. Тест – контроль № 1.Биология – наука о живом мире.Вариант № 1Часть АА1. Наука о живой природе носит название:1. Физика2. Химия3. Биология4. География А2. Какие признаки характерны для всех живых организмов:1. Активное передвижение2. Дыхание, питание, рост, размножение3. Поглощение из почвы растворённых в воде минеральных солей4. Образование органических веществ из неорганическихА3. Часть клетки, где хранится наследственная информация:1. Цитоплазма2. Ядро3. Вакуоль4. Клеточная стенкаА4. Молодая клетка отличается от старой тем, что …1. В ней несколько маленьких вакуолей, ядро прилегает к клеточной оболочке2. В ней одна большая вакуоль, ядро прилегает к клеточной оболочке3. В ней одна большая вакуоль, ядро располагается в центре4. В ней несколько маленьких вакуолей, ядро располагается в центреА5. Имя учёного, который первым обобщил биологические знания о животных, накопленные до него человечеством:1. Аристотель2. Теофраст3. К.Линней4. Ч.ДарвинЧасть ВВ1. К органическим веществам клетки относят:А) минеральные солиБ) жирыВ) белкиГ) углеводыД) водуЕ) золаЧасть СС1. Часть организма, которая выполняет особую функцию и обладает особым строением называют …….С2. Какие методы изучения живых организмов применяют в природе, а какие в лаборатории. Приведите примеры.Биология. 5 класс. Тест – контроль №1.Биология – наука о живом мире.Вариант № 2Часть АА1. Наука о растениях носит название:1. Ботаника 2. Зоология 3. Биология4. Микология А2. Укажите метод, с помощью которого можно изучать продолжительность зимней спячки у бурого медведя:1. Наблюдение2. Эксперимент3. Сравнение4. Моделирование А3. Гемоглобин – это …1. Углевод2. 3. Белок крови4. жирА4. Название наследственного материала в ядре клетки:1. Хромосомы2. Хлоропласты3. Ядрышко4. Вакуоль А5. Имя учёного, который создал первую систему ботанических понятий:1. Аристотель2. Теофраст3. К.Линней4. Ч.ДарвинЧасть ВВ1. Выберите признаки живых организмов:А) обмен веществ и энергииБ) раздражимостьВ) сократимостьГ) размножениеД) поглощение световых лучейЧасть СС1. Как определить увеличение микроскопа?С2. Зарисуйте клетку кожицы лука. Подпишите её части. Какую функцию выполняет клеточная мембрана?Биология. 5 класс. Тест – контроль №1.Биология – наука о живом мире.Вариант № 3Часть АА1. Наука о животных носит название:1. Ботаника 2. Зоология 3. Биология4. Микология А2. В старой клетке хорошо заметны …1. Оболочка2. Вакуоль3. Ядро4. Хромосомы А3. Укажите, что доказывают результаты опыта. Немного муки размешали в воде, добавили две капли йода. Мучная смесь окрасилась в синий цвет.1. Наличие в муке белков2. Наличие в муке минеральных солей3. Наличие в муке углеводов – крахмала4. Наличие в муке жировА4. Назовите главную часть микроскопа:1. Тубус2. Предметный столик3. Зеркало4. Штатив А5. Имя учёного, который создал классификацию организмов:1. Аристотель2. Теофраст3. К.Линней4. Ч.ДарвинЧасть ВВ1. Найдите соответствие между названиями клеточных структур и соответствующими им признаками:1. Вакуоль2. Мембрана3. Ядро4. Клеточная стенка А. деление клеткиБ. клеточный сокВ. поступление веществ в клеткуГ. обеспечение прочностиЧасть СС1. Группу клеток, сходных по строению, функциям и имеющих общее происхождение называют ……С2. Докажите, что растение – живой организм.5 класс. Тест – контроль №1.Биология – наука о живом мире.Вариант № 4Часть АА1. Наука о грибах носит название:1. Ботаника 2. Зоология 3. Биология4. Микология А2. Часть клетки, содержащая клеточный сок:1. Цитоплазма2. Ядро3. Вакуоль4. Клеточная стенкаА3. Укажите, что доказывают результаты опыта. Промыли кусочек теста в сосуде с водой, в марле осталась клейкая тягучая масса – клейковина.1. Наличие в муке белков2. Наличие в муке минеральных солей3. Наличие в муке углеводов – крахмала4. Наличие в муке жировА4. Каким образом можно рассмотреть клетки в кожице лука?1. Рассмотреть кожицу невооружённым глазом2. Рассмотреть кожицу с помощью лупы3. Сделать микропрепарат и рассмотреть его под микроскопом4. Сделать микропрепарат и рассмотреть его в лупуА5. Имя учёного, который объяснил причины многообразия живых организмов:1. Аристотель2. Теофраст3. К.Линней4. Ч.ДарвинЧасть ВВ1. Перечислите растительные ткани:А) покровнаяБ) мышечнаяВ) нервнаяГ) соединительнаяД) проводящаяЕ) механическаяЧасть СС1. Метод изучения природы, при котором используют микроскоп, называется ……С2. Зарисуйте клетку кожицы лука. Подпишите её части. Какую функцию выполняет цитоплазма?Биология. 5 класс. Тест – контроль №1.Биология – наука о живом мире.Вариант № 5Часть АА1. Наука о бактериях носит название:1. Ботаника 2. Зоология 3. Биология4. Микробиология А2. Назовите части тубуса микроскопа:1. Штатив и винт2. Объектив и окуляр3. Предметный столик и зеркало4. Предметный столик и объективА3. Укажите, что доказывают результаты опыта. Семена раздавили на листе бумаги, образовалось масляное пятно.1. Наличие в семенах белков2. Наличие в семенах минеральных солей3. Наличие в семенах углеводов – крахмала4. Наличие в семенах жировА4. Орнитолог – это биолог, изучающий :1. Насекомых2. Червей3. Птиц4. Лягушек А5. Имя учёного, который создал учение о биосфере:1. Аристотель2. В.И.Вернадский3. Н.И.Вавилов4. Ч.ДарвинЧасть ВВ1. Перечислите основные части клетки:А) ядроБ) хлоропластыВ) вакуольГ) цитоплазмаД) клеточная стенкаЕ) клеточная мембранаЧасть СС1. Живое существо, которое обладает обменом веществ и энергии, ростом, развитием, размножением, называют - ……С2. Перечислите процессы жизнедеятельности клетки.Биология. 5 класс. Тест – контроль №1.Биология – наука о живом мире.Вариант № 6Часть АА1. Наука о живой природе носит название:1. Ботаника 2. Зоология 3. Биология4. Микология А2. Клетка – живая, так как она:1. Покрыта оболочкой2. Видна только в световой микроскоп3. Дышит и питается4. Является единицей строенияА3. Укажите, что доказывают результаты опыта. В пробирке сожгли семена, осталась зола.5. Наличие в семенах белков6. Наличие в семенах минеральных солей7. Наличие в семенах углеводов – крахмала8. Наличие в семенах жировА4. Метод изучения природы, применяемый в лаборатории с использованием компьютера:1. Наблюдение2. Эксперимент3. Описание4. Моделирование А5. Имя учёного, который определил центры происхождения культурных растений:1. Аристотель2. В.И.Вернадский3. Н.И.Вавилов4. Ч.ДарвинЧасть В: В1. Перечислите животные ткани:А) покровнаяБ) мышечнаяВ) нервнаяГ) соединительнаяД) проводящаяЕ) механическаяЧасть СС1. Под оболочкой расположено жидкое вещество - ……..С2. Почему хозяйственная деятельность человека часто приводит к гибели живых организмов? (Приведите не менее 3х примеров).
ОТВЕТЫ
Ответы на контрольную работу №1.Биология. 5 класс. Биология – наука о живом мире.Уровень А.По вертикали: вариант, По горизонтали: номер вопроса.1 2 3 4 51 3 2 2 4 12 1 1 3 1 23 2 2 3 1 34 4 3 1 3 45 4 2 4 3 26 3 3 2 4 3Уровень В и С1 вариантВ - Б, В, Г С1 - Орган С2 - Методы в природе: наблюдение, описание, измерение.Методы в лаборатории: наблюдение, эксперимент, моделирование2 вариантВ - А, Б, Г С1 - Увеличение объектива умножить на увеличение окуляраС2 – Клетка состоит из мембраны, ядра и цитоплазмы. Основной функцией клеточной мембраны является поступление веществ в клетку.3 вариант В - 1-Б , 2-В, 3-А, 4-Г С1 - Ткань С2 - Живой организм: обмен веществ и энергии, рост и развитие, размножение, раздражимость4 вариантВ - А, Д, Е С1 – НаблюдениеС2 – клетка состоит из мембраны, ядра и цитоплазмы. Цитоплазма -это часть клетки, в которой расположены органоиды.5 вариантВ - А, Г, ЕС1 - Организм С2 - Процессы жизнедеятельности клетки: обмен веществ и энергии (питание, дыхание, выделение), рост, размножение (деление)6 вариантВ - Б, В, Г С1 - Цитоплазма С2 - Примеры гибели живых организмов в результате деятельности человека:- распашка земель, - сведение лесов,- строительство городов,- браконьерство и т.д.
Система оценивания контрольной работы:
1-5 задание уровень А – 1 баллВ1 уровень В – 2 баллаС1 уровень С – 2 баллаС2 уровень С – з балла12 – 10 баллов - оценка «5»9 – 8 баллов - оценка «4»7 – 5 баллов - оценка «3»Менее 5 баллов - оценка «2»