Конструктор этического диалога (как составить урок на основе диалога)


Глушкова О.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Кормовищенская СОШ», Лысьвенский район, Пермский край
 
Конструктор этического диалога
 
Идея создания Конструктора возникла давно. Понимаю, что этот вариант далек от совершенства, но, возможно, кому-нибудь он поможет.  Во всяком случае, мне он действительно помогает как в подготовке уроков этической грамматики, так и в деятельности учителя-предметника. Проводя уроки русского языка и литературы, я убедилась, чтоэтический диалог является универсальной педагогической технологией, которая позволяет сделать уроки боле содержательными, значимыми для ребят. Еще одно мое убеждение, рожденное опытом, можно сформулировать так: при построении занятия, урока на основе этического диалога важно учитывать, выстраивать все элементы структуры, иначе Диалог не состоится. Это и побудило меня создать предлагаемый вашему вниманию Конструктор.
Как показывает опыт, «слабым звеном» в построении занятия, урока на диалоговой основе является кульминационный момент. Как результат – наши размышления (пусть и совместные) носят поверхностный характер, они не «цепляют» ребенка, а значит, не задается личностный смысл учения. Причем любого - будь то постижение этической культуры или осмысление законов физики, языка. Вторая проблема – отсутствие или поверхностное проведение рефлексии. О важности этого момента неоднократно говорилось на страницах журнала.
Буду рада, если вас заинтересует данный материал.
Этап Содержание Задача этапа Формы, приемы Результат
1. Завязка
  Выход школьников на этическую проблему Эмоционально-образное сосредоточение учащихся в процессе урока-диалога на этически выверенных ориентирах человеческой жизни, утверждающих нравственное основание личности Интригующий вопрос, дилемма, суждение, предложенной для анализа ситуации, реплика героев, игры, незаконченный сюжет, адресованное детям письмо и т.д.Выход на проблему
2.Процесс активного совместного логического размышления над проблемой Построение логической цепочки развития мысли Осмысление учащимися собственной личности, своего опыта.Стимулирование деятельности учащихся на уроке, положительная  оценка ее, создание ситуации успеха Последовательные, углубляющие проблему вопросы («почему?", "как вы думаете?" и т.д.);тесты, практические задания, эксперименты Проблема становится личностно значимой, требующей ответа на поставленные вопросы, разрешения конкретных жизненных ситуаций.
3.Кульминационный момент - наивысшее эмоциональное и интеллектуальное напряжение Конкретизация проблемы в важном для нравственно-этического осмысления школьниками аспекте, обращение к личности ребёнка, поворот "на себя"
  Углубление и осмысление школьниками своего личностного Я в контексте данной проблемы, которое высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни. Вопросы: А я  какой? Я в этой проблеме Ребенок переходит от общего размышления над проблемой на себя, у неговозникает необходимость принятия решения, варианта поступка. 
4. Нравственный выбор
  Образно: завершающий аккорд, который не ставит точку по обсуждаемой проблеме.
  Прогнозирование школьником дальнейшей линии своего поведения в той или иной социальной ситуации, жизненной коллизии, сложившейся в сфере его взаимоотношений с окружающими    Нравственный выбор, оценка себя, оценка ситуации «на себя» (может не высказываться педагогу)
 
5. Развязка
  Резюме диалога Смысловое заключение или переход к следующей проблеме «Открытый финал»  - оставляет размышление на потом для индивидуального раздумья учеников (особенно актуально для старших школьников)  
6. Финал
  Рефлексия Стимулирование самоанализа, самооценки См. статью «Рефлексия на уроке: вопросы и ответы» (Этическое воспитание. - 2007. - N 6) и другие материалы журнала